Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в целях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 17.11.2014

Статья просмотрена: 718 раз

Библиографическое описание:

Кондрашова, О. А. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку в целях совершенствования языковой, речевой и коммуникативной компетентности у иностранных обучающихся / О. А. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6668/ (дата обращения: 15.11.2024).

В настоящее время для качественной профессиональной подготовки выпускников высших военных учебных заведений необходим системный подход, одной из составляющих которого должна стать профессиональная лингвистическая подготовка. Особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является их ориентация на развитие у будущих специалистов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в формировании которых значительная роль принадлежит языковым дисциплинам [7, с. 3].

В контексте модернизации военного образования языковые дисциплины выходят сегодня за рамки учебных предметов и становятся инструментом формирования нового типа специалиста высокого профессионального уровня, владеющего информацией о современных достижениях, обладающего навыками межкультурного общения и готовностью к непрерывному личностно-профессиональному саморазвитию [3, с. 12].

Важность и необходимость изучения русского языка иностранными военнослужащими неоспорима, т. к. от современного специалиста, тем более военного, требуется не только возможность своевременного получения необходимой информации, но и умение быстро и качественно анализировать и синтезировать ее.

Ответственность за выполнение требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по формированию и совершенствованию иноязычной речевой и коммуникативной компетенций выпускников военных вузов возложена на филологические кафедры и преподавателей-русистов, в частности. По мере своих возможностей, сложившихся традиций и имеющихся в распоряжении средств они пытаются максимально эффективно организовать учебный процесс в аудиторное время, а также сформировать у обучающихся желание самостоятельно совершенствовать изучаемый язык. Все это приводит к трансформации целей, стоящих перед методистами и преподавателями по РКИ, заставляя их усиливать интерактивную сторону овладения языком, то есть осуществляется переход от обучения языку к обучению речевой деятельности и общению на изучаемом языке с последующим совершенствованием сформированных компетентностей [6, с. 323].

Однако утвержденный ФГОС объем часов на изучение русского языка, различный уровень базовой подготовки курсантов и слушателей и другие факторы часто не позволяют кафедрам и преподавателям осуществить языковую подготовку на высоком уровне.

Такая ситуация обусловила необходимость обращения особого внимания на поиск возможных путей интенсификации обучения русскому языку посредством внедрения инновационных технологий, повышения качества самостоятельной подготовки обучающихся по русскому языку [5, с. 43].

Наряду с аудиторной, внеаудиторная самостоятельная работа представляет собой одну из форм учебного процесса и является его неотъемлемой частью. Это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы: знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать достоянием человека [1, с. 72].

Под самостоятельным изучением языка и совершенствованием языковой, речевой и коммуникативной компетентностей понимается внеаудиторная работа иностранных военнослужащих (ИВС), контролируемая преподавателем. Рассмотрим некоторые формы организации внеаудиторной самостоятельной работы ИВС по русскому языку как иностранному (РКИ), используемые в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище.

Иностранные курсанты и слушатели выбирают наиболее удобное время для встреч с преподавателем, форму работы (внеаудиторное чтение рекомендуемых художественных произведений русских писателей; прослушивание и анализ аудиофайлов, просмотр видеоматериалов, лингвострановедческой направленности; посещение военно-научного кружка и подготовка реферата; подготовка и проведение тематических вечеров, а также участие в них; подготовка к олимпиаде по РКИ и т. д.).

Все перечисленные виды самостоятельной работы под руководством преподавателя по совершенствованию иноязычной компетентности повышают мотивацию изучения русского языка.

Самым распространенным из них является прием внеаудиторного чтения. Во-первых, такие занятия увеличиваю количество «встреч» иностранных военнослужащих с русскоязычным художественным текстом, приучает к работе со словарями и справочниками. Во-вторых, рекомендованные для прочтения тексты дают возможность иностранцам познакомиться с русской литературой в адаптированном, а затем и оригинальном виде. В-третьих, эта система дифференцирует и индивидуализирует изучение языка и совершенствование уже сформированных компетентностей. В секции русского языка кафедры иностранных и русского языков РВВДКУ подготовлены учебные пособия с тематически отобранными текстами, ориентированными на разный уровень языковой подготовки иностранных военнослужащих. Если в течение всего курса обучения в ввузе обучающиеся привыкают работать только с адаптированными текстами, то о прогрессе не может идти речи. Если же курсанты и слушатели сами выбирают тексты сначала более легкие, а затем переходят к аутентичным и справляются с ними, то у них повышается самооценка, они видят, что систематические занятия дают ощутимый результат.

Дифференциация также проявляется при выборе преподавателем формы и способа работы с текстом для конкретного курсанта. Одного курсанта следует научить правильно читать, произносить незнакомые для него слова, правильно интонировать. Другого нужно научить видеть и выявлять многозначность слов. А для продвинутого обучающегося приемлемо предложить проблемные вопросы по тексту и вывести на их обсуждение при индивидуальной консультации [4, с. 84].

Техническое оснащение лингафонных классов позволяет внести изменения в сам текст и, естественно, варьировать формы работы с ним. Печатный текст из учебных пособий и художественных книг возможно заменить на аудиотекст, с которым курсанты и слушатели должны самостоятельно работать в наушниках и выполнять подготовленные в тестовом режиме задания. Работа в этом направлении на кафедре ведется регулярно: отбираются тематически интересные и доступные для понимания аудио- и видеофрагменты, усредняется время звучания (3–5 минут), подготавливаются задания (единичный или многовариантный выбор, определение истинных или ложных утверждений, вопросы по содержанию и т. п.). К такого рода работе обучающиеся уже привыкли, потому что все промежуточные и итоговые формы отчетности по дисциплине «Русский язык» обязательно включают компьютеризированную проверку сформированности навыков аудирования, важных для профессиональной деятельности будущих военных специалистов. Кроме того, индивидуальная работа иностранных курсантов и слушателей в лингафонных классах значительно облегчает работу преподавателей, позволяя одновременно оценивать нескольких обучающихся.

На старших курсах или в группах из ближнего зарубежья работа в лингафонных классах с аудио- и видеотекстами может быть использована также для совершенствования или проверки навыка фиксации информации, воспринимаемой на слух. Курсантам и слушателям предлагается сделать скрипты к аудио- и видеофрагментам или письменно ответить на вопросы по ходу трансляции материала. Поскольку в военном вузе совершенствованию навыку письма уделяется не так много времени, многие обучающиеся с трудом справляются с данными заданиями.

Самых одаренных и способных к иностранному языку обучающихся следует привлекать к научно-исследовательской работе. На кафедре иностранных и русского языков РВВДКУ функционирует лингвистический военно-научный кружок. Членом кружка может стать любой курсант или слушатель, успешно осваивающий учебную программу и изъявивший желание участвовать в военно-научной работе.

Работа в военно-научном кружке включают в себя лекционные и индивидуальные занятия, участие в конкурсах и конференциях. Лекционные занятия имеют целью ознакомить иностранных военнослужащих с общими вопросами отражения реалий военных действий и быта в русском языке и литературе, заложить основы владения лингвистической и литературоведческой терминологией, сформировать умения и навыки реферирования и аннотирования научных и художественных источников. Индивидуальные занятия представляют собой работу преподавателей-руководителей с курсантами и слушателями по проведению конкретных научных исследований, подготовке к публикации научных статей, выступлений на конференциях и семинарах.

Своего рода высший пилотаж представляет собой написание и защита реферата на курсантской конференции на изучаемом языке. Создание текста научного стиля речи требует времени, тщательности в отборе информации и языковых средств, ориентирования в структуре реферата (правильное наполнение и оформление введения, рубрикации основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений). Публичное выступление на неродном (русском) языке тоже является испытанием, к которому готовы не все.

Итак, существуют разнообразные формы самостоятельной работы по иностранному (русскому) языку, из которых мы рассмотрели лишь несколько. К сожалению, курсанты, особенно младших курсов, сознательно не всегда готовы заниматься языком вне расписания. Стимулировать их можно методом «кнута и пряника» [2, с. 57]. «Кнутом» служит угроза получить неудовлетворительную аттестацию за месяц или даже за семестр (задолженность по внеаудиторному чтению позволяет не допускать к сдаче зачета, зачета с оценкой, экзамена). Пряником может стать положительная аттестация, освобождение от одного из учебных вопросов или субтестов на зачете с оценкой, экзамене за выступление на конференции. Кроме того, самых активных участников военно-научного кружка, страноведческих и литературных вечеров, победителей и участников олимпиад по русскому языку, русскому языку и культуре речи наша кафедра старается поощрять экскурсиями или в музеи Рязани, Рязанской области, или в музеи, находящиеся в соседних областях.

Таким образом, изучение иностранными военнослужащими русского языка и совершенствование языковой, речевой и коммуникативной компетентностей в РВВДКУ не ограничивается рамками часов, предусмотренных учебным планом. Особое внимание в совершенствовании лингвистической подготовки обучающихся уделяется внеаудиторной деятельности, участию в научно-исследовательской работе, которые вызывают живой интерес иностранных курсантов и слушателей, активизируют их мыслительную деятельность, способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций и компетентностей.

 

Литература:

 

1.                  Елисеев А. П. Организация самостоятельной работы курсанта / А. П. Елисеев, А. А. Федотов. — Новогорск: АГЗ МЧС России, 2000. — С. 72.

2.                  Заневский, Я. Внеаудиторные формы обучения русскому языку в вузе / Я. Заневский, А. Стельмашук // Внеклассные и внеаудиторные формы обучения русскому языку и литературе. Тезисы докладов и сообщений. — Белосток, 1981. — С. 56–58.

3.                  Организационно-методические рекомендации профессорско-преподавательскому составу военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин под ред. Н. И. Резника. — М., 2006. — 68 с.

4.                  Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н.Е Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с.

5.                  Ромашов, В. М. Оптимизация обучения иностранных военнослужащих основам самостоятельной работы в военных вузах России / В. М. Ромашов // Вестник Военного университета. — 2010. — № 1. — С. 42–45.

6.                  Щукин А. Н. Обучения речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. — М.: Русский язык. Курсы, 2012. — 784 с.

7.                  Якушенко Е. И. Самостоятельная работа курсантов / Е. И. Якушенко, Н. И. Величко, Ю. В. Гурьев. — СПб.: ВМИИ, 2005. — 20 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, курсант, внеаудиторное чтение, военно-научный кружок, самостоятельная работа, слушатель, совершенствование, язык, внеаудиторная самостоятельная работа, коммуникативная компетентность.

Похожие статьи

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Похожие статьи

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков