Проект взаимодействия воспитателя с семьёй
Авторы: Овсянко Лилия Владимировна, Голубева Наталья Степановна, Гагарина Татьяна Леонидовна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 27.11.2014
Статья просмотрена: 463 раза
Библиографическое описание:
Овсянко, Л. В. Проект взаимодействия воспитателя с семьёй / Л. В. Овсянко, Н. С. Голубева, Т. Л. Гагарина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6672/ (дата обращения: 15.11.2024).
Семья и специальное учреждение — два важных института социализации детей с умственной отсталостью. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения — его семья. Но проблема в том, что воспитанники дома-интерната лишены возможностей семейного воспитания. [1]
Нам кажется, что родители наших детей не благоприятно могут влиять на их развитие; часто они неблагополучны в материальном и финансовом плане; не уверены в себе, не могут определять свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с такими родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе. [3]
Цели
1. Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.
Задачи
1. Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный — к каждой конкретной семье.
2. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
3. Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.
4. Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать ихв совместную с детьми деятельность, направленную на повышение ихавторитета.
Обоснование значимости
Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они — других нет, ребенок получил от них жизнь -драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово — как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду. [2]
Ожидаемый результат
1. У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях дома-интерната
2. Как в группе, складывается благоприятная предметно — развивающая среда для детей.
3. Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.
Пути реализации: Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта.
Состав участников: Дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта:1 год.
Вид проекта: Ролево-игровой.
Таблица 1
План совместной работы с семьёй
Формы работы |
Задачи |
Сроки |
Ответственные |
Выставка «Умелые руки». |
Пополнить развивающую среду в группе. |
Январь |
Родители Воспитатели |
Семейный досуг, «Какой хороший папа». |
Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. |
Февраль |
Воспитатели |
Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты. |
Привлекать родителей к совместной деятельности в группе. |
Февраль |
Родители |
Праздник «Мамин день». |
Воспитывать любовь и доброе отношение к маме. |
Март |
Воспитатели Родители Муз. руководитель |
Встреча со специалистами «Теплый дом». |
Помогать родителям, поддерживать и развивать творческие способности у детей. |
Апрель |
Воспитатели Муз. руководитель |
Детско-родительская гостиная «Я, семья, род, народ». |
Воспитывать патриотизм и толерантность |
Апрель |
Воспитатели |
Выставка «У мамы руки золотые» |
Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе. |
Май |
Воспитатели |
Международный день семьи. Семейный час «Смотрясь в семью, как в зеркало». |
Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя. |
Май |
Воспитатели |
Экологический субботник «Огород» и благоустройство участка. |
Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны «Огород» и группового участка. |
Май — июнь |
Воспитатели |
День защиты детей. День добрых дел «В гостях у сказки». |
Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение. |
Июнь |
Воспитатели |
Выставка комнатных растений «Цветоград». |
Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства. |
Июль |
Воспитатели |
Книжка — ширма «Телевидение входит в жизнь малыша». |
Помогать в правильном выборе телепередач, мультфильмов. |
Август |
Воспитатель Психолог |
Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала «Это нам подарило лето». |
Привлечь родителей к участию в жизни дома-интерната. |
Сентябрь |
Родители |
Выпуск газеты «Неразлучные друзья — взрослые и дети». |
Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе. |
Сентябрь |
Воспитатели |
Альбом — эстафета «Чем занять ребенка в выходной день». |
Повысить педагогические знания родителей. |
Сентябрь |
Воспитатели |
Консультация «Чем и как занять ребенка» |
Заинтересовать родителей данной проблемой |
Октябрь |
Воспитатели |
Беседа «Если хочешь быть здоров». |
Содействовать здоровому образу жизни в группе. |
Октябрь |
Врач Ст. медсестра Физ. руководитель |
День матери. Ток — шоу «Искусство — любить детей». |
Показать приемы в воспитании детей. |
Ноябрь |
Воспитатели Психолог |
Всемирный День ребенка. Беседа «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его», |
Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам. |
Ноябрь |
Воспитатели Родители Ст. воспитат. |
Конкурс «Семья года». |
Выявить победителя конкурса «Семья года. |
Декабрь |
Воспитатели Работники библиотеки |
Новогодний праздник. |
Доставить детям радостьб и удовольствие. |
Декабрь |
Воспитатели Родители Музыкальный руководитель |
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта
- мониторинг;
- мероприятия (групповые и общеинтернатовские);
- анализ родительских анкет;
- детско-родительские гостиные;
- праздники и развлечения;
- протокола родительских собраний и консультаций.
- Методы и технологии
- анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;
- детско-родительские гостиные;
- методы ТРИЗ;
- методы психофизического сопряжения;
- интеграция;
- театрализованная деятельность;
- метод КТД.
Необходимые условия реализации проекта
1. Интерес детей и родителей.
2. Наличие необходимой литературы.
3. Интеграция со специалистами и другими работниками детского дома-интерната.
Литература:
1. Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. — 2003. — № 2. — С. 62–70.
2. Гильяшева И. Н. Межличностные отношения ребенка: метод, пособие / И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева / Под ред. Л. И. Вассермана. — М.: Фолиум, 1994. — 64 с.
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — СПб.: Речь, 2002. — 150 с.