Методические указания по ведению криминалистического альбома и по работе над учебным видеофильмом по криминалистике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 09.12.2014

Статья просмотрена: 1801 раз

Библиографическое описание:

Хашиева, Т. М. Методические указания по ведению криминалистического альбома и по работе над учебным видеофильмом по криминалистике / Т. М. Хашиева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6717/ (дата обращения: 15.11.2024).

Съемка учебного видеофильма — самостоятельная работа студентов, изучающих криминалистику.

Цель формирования видеотеки учебных фильмов кафедры состоит в предоставлении студентам возможности наглядного усвоения учебного материала

Формирование видеотеки учебных фильмов кафедры — трудоемкий процесс. Значение видеотеки учебных фильмов для учебного процесса состоит, во-первых, в наглядном ознакомлении студентами с тактикой и методикой расследования преступлений, а, во-вторых, Суть его заключается

Работа над учебным видеофильмом — процесс коллективный, в течение которого волей-неволей вовлекается вся группа студентов в виду неординарности самого задания, возможности почувствовать себя участником уголовного процесса, увидеть свою деятельность в роли прокурора, следователя, защитника, специалиста-криминалиста со стороны, объективно оценить достоинства и недостатки этой деятельности, обусловленные, как уровнем знания уголовно-процессуального права, криминалистики, основ ОРД, так и личностными данными студента.

Структура (сценарий) судебного видеофильма представлена следующим образом:

1. Вводная часть:

1)        Следователь крупным планом называет фамилию, имя, отчество, должность, место работы;

2)        Сообщает, какое следственное действие и в рамках какого уголовного дела проводится;

3)        Следователь представляет участников следственного действия, которых показывают крупным планом;

4)        Следователь называет место и время производства следственного действия;

5)        Фиксируется разъяснение прав и обязанностей участников следственного действия, факт проведения следователем их инструктажа по распределению функций;

2. Содержательная часть:

6)        Сначала фиксируется непосредственно обстановка, в которой производится следственное действие;

7)        Затем фиксируется ход и результаты следственного действия в их последовательности;

3. Заключительная часть (после просмотра участниками):

8)        Фиксируется момент удостоверения участниками следственного действия правильности произведенной видеозаписи;

9)        В момент удостоверения правильности записи и хода результатов следственного действия каждый его участник снимается крупным планом;

10)    Запись удостоверяется путем постановки вопроса и получения ответа о верности записи следственного действия.

Распределение ролей, на наш взгляд, не должно быть императивным, а согласованным в группе с учетом личностных данных студентов.

Работа над учебным видеофильмом состоит из нескольких стадий. Следует подробно остановиться на стадиях и этапах съемки.

1.         Подготовка к съемке учебного видеофильма:

1)        выбор состава преступления, фабулы дела либо следственного действия должен быть обосновано их актуальностью и;

2)        определение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести в соответствии с выбранной фабулой; иначе говоря, планирование расследования преступления;

3)        определение состава следственно-оперативной группы и других участников дела;

4)        написание сценария фильма;

5)        ознакомление руководителя со сценарием. На данном этапе возможны следующие действия руководителя: внесение замечаний и коррективов процессуального, тактического, педагогического характера и отправление на доработку, утверждение научным руководителем; определение материально-технической базы (места, времени съемки).

2.         Непосредственная съемка фильма имеет два варианта:

1)        демонстрация самого преступления, назначением которого позволяет отразить криминалистическую характеристику выбранного состава преступления (способ совершения преступления, время, место совершения преступления, особенности личности преступника и потерпевшего) и производство расследования совершенного преступления;

2)        производство отдельного показательного следственного действия. Практика показывает, что… Рационально эти части фильма разбить на отдельные эпизоды с целью своевременного выявления и устранения ошибок руководителем фильма.

3.         Представление руководителю для просмотра и оценки.

4.         Конкурс учебных видеофильмов — это факультативная стадия в формировании видеотеки кафедры.

Одним из направлений самостоятельной работы студентов, изучающих криминалистику, является ведение криминалистического альбома (иллюстрированного конспекта).

Криминалистический альбом — это самостоятельная творческая работа студента, содержащая в себе систематизированную теоретическую информацию и сопутствующую ей наглядную информацию по определяемой преподавателем тематике из раздела «Криминалистическая техника».

Цель ведения криминалистического альбома: наиболее полное и качественное усвоение студентами пройденного материала, основанное, во-первых, на принципе действенного сочетания зрительной памяти с другими видами памяти (двигательной, слуховой и др.), во-вторых, на неписанном правиле «repetitio est mater studiorum».

Общие требования к содержанию и оформлению криминалистического альбома:

-          в качестве основы для оформления криминалистического альбома выступает традиционный альбом для рисования, альбом для черчения либо листы бумаги формата А4, систематизированные в переплет;

-          теоретическая информация вносится в криминалистический альбом вручную (письменно), не допускается набор текста на компьютере; исключением являются тема «Технико-криминалистическое исследование документов», где использование наглядных образцов печатного текста обосновано необходимостью демонстрации подделки документов путем допечатки;

-          не допускается использование для наглядного оформления криминалистического альбома ксерокопий;

-          криминалистический альбом нумеруется, начиная с титульного листа;

-          первая страница криминалистического альбома содержит Ф. И. О. автора, а также указание на курс, группу, факультет, Ф. И. О. преподавателя;

-          вторая страница освещает содержание альбома со ссылкой на соответствующие страницы;

-          содержание криминалистического альбома составляют следующие темы:

1)        история развития криминалистики;

2)        общие положения криминалистической техники;

3)        судебная фотография;

4)        трасология;

5)        судебная баллистика;

6)        криминалистическое исследование холодного оружия;

7)        криминалистическое исследование письма;

8)        технико-криминалистическое исследование документов;

9)        идентификация личности человека по признакам внешности (судебная габитология).

-          криминалистический альбом предоставляется преподавателю на проверку по мере прохождения темы, требующей отражения в соответствующем разделе данного альбома;

-          полная версия криминалистического альбома предоставляется до первого промежуточного контроля, при оценке альбома учитывается, все ли темы отражены, содержательная сторона освещенных тем, добросовестность студента при выполнении работы, оригинальность оформления.

Рекомендации к оформлению отдельных подразделов криминалистического альбома

1.         Тема: «Общие положения криминалистической техники»

Для оформления криминалистического альбома по данной теме необходимо ознакомиться с процессуальными основами применения технических средств для обнаружения, фиксации и изъятия доказательств, теоретически изучить виды ТКС, используемых в практической деятельности, а также ознакомиться с имеющимися на кафедре технико-криминалистическими средствами, уметь разграничивать средства обнаружения, фиксации и изъятия следов. В криминалистическом альбоме следует отразить понятие и систему раздела «криминалистической техники», дать классификацию криминалистической техники, а также наглядно изобразить отдельные ТКС.

Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 5–6 страниц.

2.         Тема: «Судебная фотография»

При выполнении задания по данной теме студент должен четко разграничивать приемы и методы судебной фотографии, что и необходимо отобразить в виде теоретической информации в криминалистическом альбоме. В качестве наглядного материала студентами размещается информация об устройстве фотоаппарата, используются выполненные ими на криминалистическом полигоне под руководством преподавателя или самостоятельно (по усмотрению преподавателя), приемами ориентирующей, обзорной, узловой и детальной съемки, а также методами линейной (горизонтальной, вертикальной), круговой панорамной, репродукционной, опознавательной (сигналетической) съемки фотографии, оформленные в фототаблицу. Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 6–7 страниц.

3.         Тема: «Трасология»

Для оформления криминалистического альбома по указанной теме необходимо знать и зафиксировать в нем понятие трасологии, классификацию следов, иметь представление о механизме следообразования. В криминалистическом альбоме следует отобразить типы и виды папиллярных узоров с указанием частных признаков папиллярных узоров, вклеить заполненную студентом дактилоскопическую карту с расчетом основной части формулы, зарисовать «дорожку следов» с указанием ее значения и всех измерений, изобразить следы транспортных средств, позволяющие установить направление их движения. Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 3–5 страниц.

4.         Тема: «Судебная баллистика»

Оформляя данную тему, студенту следует обратить внимание на научные основы судебной баллистики, знать классификацию огнестрельного оружия, иметь представление о следы на боеприпасах, образующиеся при заряжании, выстреле и перезарядке огнестрельного оружия, усвоить правила осмотра огнестрельного оружия и содержание протокола осмотра огнестрельного оружия и боеприпасов. Эта теоретическая информация должна быть отражена в альбоме. Наглядно следует изобразить составляющие патрона, показать следы выстрела на преградах в упор, с близкого расстояния, с неблизкого (дальнего) расстояния, изобразить следы на боеприпасах, образующиеся при заряжании, выстреле и перезарядке оружия. Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 3–4 страницы.

5.         Тема: «Криминалистическое исследование холодного оружия»

Оформление альбома по данной теме следует начать с изучения законодательной основы оборота холодного оружия в РК, отражения основных норм, регламентирующих его оборот, в альбоме. Далее, необходимо дать основные характеристики и классификацию холодного оружия с соответствующим наглядным изображением. Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 2–3 страницы.

6.         Тема: «Криминалистическое исследование письма»

При оформлении этой темы, необходимо в альбом внести информацию о понятии, научных основах судебного почерковедения, общих и частных идентификационных признаках почерка, требованиях к свободным, условно-свободным экспериментальным сравнительным образцам с наглядным изображением. Вклеить задание, выполненное на срсп по указанной теме и заключающееся в записи под диктовку преподавателя текста студентом, обмене с коллегой и анализе общих и частных признаков его почерка. Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 3–4 страницы.

7.         Тема: «Технико-криминалистическое исследование документов»

Выполнение задания по заданной теме предполагает изучение и внесение в криминалистический альбом студентом материала о способах подделки и способах обнаружения признаков подделки документов. Следует также обратить внимание и внести в криминалистический альбом правила осмотра документа. Наглядно необходимо продемонстрировать способы подделки документа и теоретически описать способы их обнаружения, по возможности наглядно показать, изобразить техническую подделку подписей и способы ее выявления. Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 4 -5 страниц.

8.         Тема: «Судебная габитология»

При выполнении задания по подразделу, наряду с теоретическим описанием понятия и принципов «словесного портрета», изображением схемы описания признаков внешности человека по методике «словесного портрета», надлежит иллюстрировать все признаки внешности человека с приложением портрета описываемого лица. Предпочтительный объем данного подраздела криминалистического альбома — 1–2 страницы.

Основные термины (генерируются автоматически): криминалистический альбом, следственное действие, огнестрельное оружие, страница, холодное оружие, выполнение задания, криминалистическая техника, объем, теоретическая информация, учебный видеофильм.

Похожие статьи

Методические рекомендации для организации и планирования психофизиологических исследований при помощи компьютерного полиграфа в деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Учет степени сформированности чертежно-графической подготовки студентов-заочников на начальном этапе изучения начертательной геометрии

Методологические условия организации занятий по оздоровительной аэробике со студентами высших учебных заведений

Принципы построения учебника по русскому языку для овладения базовым уровнем языка

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Методические советы по патриотическому воспитанию

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Методические рекомендации для организации и планирования психофизиологических исследований при помощи компьютерного полиграфа в деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Учет степени сформированности чертежно-графической подготовки студентов-заочников на начальном этапе изучения начертательной геометрии

Методологические условия организации занятий по оздоровительной аэробике со студентами высших учебных заведений

Принципы построения учебника по русскому языку для овладения базовым уровнем языка

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Методические советы по патриотическому воспитанию

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС