Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хамбалова, А. Ф. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / А. Ф. Хамбалова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6726/ (дата обращения: 19.12.2024).

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими [1, с. 5]

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях — это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Значительный интерес представляют работы зарубежных авторов А. Маслоу, М. Мид, Й. Лангмейера, 3. Матейчек, отражающие процессы социальной адаптации личности социальных сирот [2, с. 4]

Специалисты из нашей страны Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, И. Ф. Дементьева, Чепляев В. Л. особое место в своих исследованиях уделяют институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей социальных сирот и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям социальным сиротам.

В научной литературе вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б. Г. Ананьев, М. И. Буянова, В. С. Мухина, Н. О. Османов и другие. Несмотря на то, что, казалось бы, к проблеме социального сиротства обращались многие авторы (И. Л. Одногулова, А. Я. Варга, В. И. Брутман, М. В. Фирсов, И. Б. Назарова, И. А. Зимняя, М. Г. Панкратова и др.), мнения ученых сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами [5, с. 17].

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который остался без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. (то есть родители живы, но не выполняют своих родительских функций).

По определению исследователей Л. Я. Олиференко, Шульги Т. И. и д. р., социальные сироты — это дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых отказались, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Сироты социальные — особая социально- демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившиеся попечения родителей по социально- экономическим, нравственным, психологическим и медицинским причинам (сироты при живых родителях) [6, с. 5].

По мнению Л. В. Мардахаева, определение «социальные», указывает на то, что, в конечном счете, именно в отсутствии достаточных материальных, социальных условий для выполнения каждой семьей, родителем своего долга, в дефиците у них (родителей- чувства ответственности, любви, сострадания и милосердия.

Социальный сирота, как указывает, Е. М. Рыбинский, есть «устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)».

Наряду с ростом числа детей, оставшихся без родительского попечения, распространенным явлением в последние годы стало увеличение размеров социального сиротства и появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.

Среди неблагоприятных факторов социального сиротства Л. М. Шипицына отмечает, во-первых, рост числа разводов. Из-за разводов огромное количество детей остается без одного из родителей, как правило без отца. Во-вторых, увеличение числа неполных семей, образующийся при этом суженный круг внутрисемейного общения, трудности в общении со сверстниками приводят к невротическим симптомам, и чаще это происходит у мальчиков (данные статистики свидетельствуют, что более 50 % несовершеннолетних нарушителей выросли в неполных семьях, а более 30 % девочек, имеющих психологические отклонения, росли без отца). В-третьих, это материальные трудности семьи, безработица родителей. По данным государственной статистики, более половины неполных семей живут ниже уровня бедности [10, с. 12].

Многочисленными исследованиями доказано, что лишение детей родительской заботы (особенно материнской) с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Разлука с матерью начиная со второго года жизни также ведет к необратимым последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя интеллектуальное развитие ребенка может нормализоваться.

По мнению В. С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:

-        добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

-        принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом [51, с.26].

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1)       социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2)       кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3)       педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4)       снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги [55, с. 75];

5)       неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей [62, с.7];

6)       исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7)       развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8)       рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9)       недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав [55, с. 75].

Галагузова М.А отмечает, что пишет, что распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (ᴨȇрвая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями ᴨȇрестройки конца 80-х — начала 90-х годов

По мнению Васильковой Ю. В., происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков

Дементьева И. Ф. по характеру проявления негативных качеств семей социального риска подразделяет на безусловно асоциальные и семьи с латентными признаками неблагополучия. К числу первых следует отнести алкогольные, наркозависимые и криминальные семьи. Вторая группа включает менее выраженные факторы неблагополучия: педагогически несостоятельные, дезорганизованные, неполные, семьи с внебрачным ребёнком, многодетные, повторный брак, семьи безработных, инвалидов [3, с.6].

За последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать. По данным исследователей проблемы 90 % бывших детдомовцев живут за чертой бедности, 40 % детей, вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % — наркоманами, 10 % — заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % — способны к полноценной самостоятельной жизни.

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане

Таким образом, Социальное сиротство — это устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты — это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам. [5, с. 10]

 

Литература:

 

1.                  Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы [Текст] / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 9. С.142–151.

2.                  Барсукова, Е. Семьей возродится Россия [Текст] / Е. Барсукова // Социальная педагогика. — 2009. — № 2. — С.105–110.

3.                  Белякова, A. M. Охрана прав несовершеннолетних [Текст]: учеб.пособие / А. М. Белякова. — М.: Знание, 1983. — 203 с.

4.                  Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст]: учебник / П. Бергер. — М.: Просвещение, 1995. — 192 с.

5.                  Беспалов, Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка

6.                  Варывдин, В. А. Управление системой социальной защиты детства [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. — М.: Пед. общество России, 2005. — 192 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Социальное сиротство, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.