Развитие творческих способностей личности (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гилязиева, Л. Р. Развитие творческих способностей личности (из опыта работы) / Л. Р. Гилязиева, Г. А. Замалетдинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 187-194. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6727/ (дата обращения: 15.11.2024).

Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того, жизнь создает для себя школу и приспосабливает её к своим потребностям и стремлениям.

Д. И. Писарев.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учительством стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами творческой личности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развивает мышление, восприятие, память.

Что же такое творчество? Творчество — это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир детства и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И в настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

Наше время — это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли; оригинальность; любознательность; точность и смелость. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся по преимуществу должна быть творческой, самостоятельной или продуктивной. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Творческая домашняя работа делится по содержанию на: кроссворд, ребус, сообщение, сочинение, исследование. По виду деятельности: индивидуальная, парная, мелкогрупповая (3–7 чел), групповая (10–15 чел), коллективная. По уровню оформления: рабочая (в тетради), экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы): брошюра, газета, альбом, «раскладушка» и т. д.

 

Основные цели творческой домашней работы:

1.      Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2.      Научить выделять главное из общей информации.

3.      Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

4.      Сформировать ораторские навыки.

5.      Воспитание эстетической культуры.

6.      Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Конкурс, посвященный дню рождения С. Я. Маршака

Книжка-малышка. Гета Велор

 

  

 

Детей увлекают творческие задания, они с большим удовольствием готовят выступления и презентации, придумывают кроссворды на различные темы, ребусы, пишут мини — сочинения и сами сочиняют стихи, готовят проекты.

2 класс. Задание: Сочини стих, четверостишие, используя слова — весна, ручьи.

Пришла весна, сосульки тают

И капает везде капель

Журчат ручьи и пригревает

Всё ярче солнышко теперь. (Харитонова Марина)

Весна наступила,

Ручьи зажурчали.

Птицы вернулись

И мы побежали

Навстречу ему,

Лучезарному солнцу,

И лёгкому ветру,

Что бьётся в оконце. (Морев Матвей)

Большую роль в развитии творческих способностей детей играют сочинения. Сочинение — высшая форма проявления творческих способностей ребенка. В сочинениях дети делятся своими секретами, радостями, тревогами, надеждами. Им нравится писать сочинения, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен. В работах дети стремятся выразить своё отношение к тем или иным факторам, поделиться своими чувствами. Работы отражают внутренний мир, содержат оценку поступкам людей, жизненных явлений. При разборе сочинений нужно стараться меньше комментировать, а предоставлять ученикам возможность самим оценивать достоинства и недостатки работ. Темы творческих работ разнообразные: «Поделись своей добротой!», «Сказка о Добре и Зле», «Письмо водителю-нарушителю», «Письмо Деду Морозу», «Моя мама», «Чтобы я сделал, если бы стал мэром города», «Если бы я стал(а) директором школы» и многие другие.

Если бы я был мэром города Зеленодольска

 

Если б я был мэром —                                       Аквапарк, качели, горки -

Стал для всех примером!                                   Всюду новые постройки.

Я бы людям помогал,                                         Слово я б своё держал

Всех нечестных — наказал.                               И бездомным помогал.

Строил я б дома и скверы,                                 Все б дороги починил

Помогал пенсионерам.                                       И метро бы проложил!

Я б зарплату повышал,                                       Зеленодольск бы процветал,

Про детей не забывал!                                        Чистым и красивым стал!

И туристов я б встречал,                                    Интернет я б развивал,

И спортсменов поощрял.                                   Инновации б внедрял.

Выдержал бы испытанья —                              Зеленодольск наш дорогой

Мне не страшны состязанья!                             Прославлял бы я с тобой!

Универсиаду я б у нас                                        Город сказки, грёз, мечты -

Выиграл бы с тобой сейчас.                              Неземной красоты,

Я б батыров награждал                                      Я б все силы приложил,

От души б рукоплескал!                                    Чтоб народ счастливым был!

Я бы радость всем дарил –

В общем, мэром классным был! (Гета В.)

Если б я была директором школы

Прошли года, я стала взрослой,

Пришла я в школу вновь, опять.

Однако не учиться в школе,

Хочу директором я стать.

Порядок, дисциплина, форма…

Следила б я за всем всегда,

И успеваемость бы в норме,

У всех моих учеников была! (Харитонова М.)

Мой волшебный сон…

Если был бы я волшебник

Я бы время не терял,

Я бы каждый понедельник,

На компьютере играл.

Полетел бы я и в космос,

Звёзды я считать люблю

Сорок девять посчитал,

И на землю вдруг упал.

Отряхнулся и пошёл,

Оказалось, это сон.                             (Ларюхин В.)

Сочинительская деятельность играет большую роль в творческих домашних заданиях.

Стихи — поздравления детей 4 класса на Новый год

Новый год! Ура! Ура!                                         Вновь декабрь наступил,

Что за чудная пора!                                             Старый год спешит к финалу

Радость, песни, детвора                                     Снежок окошки залепил,

Носится уже с утра.                                            Готовы все к зимы началу.

Все готовятся встречать,                                    Шубы, шапки мы достали,

Праздник светлый отмечать.                             Письма с желаниями мы написали.

Счастья, радости и вот                                       Скоро, скоро Новый год.

Наступает Новый год!                                       Во дворы наши придёт.

(Ишметова К.)                                                    (Фесенко)

С Новым годом поздравляю,                             С Новым годом поздравляем!

Счастья, радости желаю.                                    Ёлок, снега, мандарин,

Чтобы дедушка Мороз                                        Сдать все тесты мы желаем!

Подарил гостинцев воз.                                     Всё, что требуют от нас -

Новый год! Новый год!                                     С лёгкостью постичь ученье,

За окном метель метёт.                                       Чтоб попасть нам в 5 класс!

Вьюга песенки поёт.                                          А потом все в Питер дружно, -

Дед Мороз садится в санки                                Вот подарок — это класс!

И развозит всем подарки.                                  …Вновь приходит Новый год!

Мальчикам даёт он танки,                                 Ожиданий много!

Девочкам, конечно, санки.                                Поздравляем всех ребят

Нравится мне Новый год                                   Снега и сугробов!

Потому, что весело!                                            (Гета В.)

(Симакова А)

Если б я был дед Морозом                                 Зима. Дороги занесло.

Я б большой мешок принес                               Лошадка скачет к нам в село.

И подарков, и сластей                                        За ней в тележке дед Мороз

И для взрослых, и для детей.                             Он Новый год всем нам привез.

Щедра красавица зима.                                      (Михайличенко А.)

Я ёлки бы принес в дома.

Принес бы я игрушки:

Звезды, шары, хлопушки,

Я бы около елки встал,

Поздравленье прочитал:

Принесет пусть Новый год вам

Любви, радости и смеха,

Вдохновенья и успеха,

Встреч с друзьями и улыбок,

Замечательных открыток.

Оставляю вам под елью

Новогоднее настроенье.

(Чикурина А)

12 апреля — всемирный День Космонавтики

Дети о космосе часто мечтают,

Смотрят на небо и звёзды считают,

Рисуют планеты в альбомах они,

Луна — это спутник нашей Земли!

Много планет нас окружает,

Есть ли там жизнь? Никто не знает.

Люди стремились это узнать –

В космос героя решили послать.

Юрий Гагарин в космос слетал,

Подвигом этим страну прославлял!

Дорогу в апреле к планетам открыл –

Надежду и радость всем подарил!

Наши ученые в космос летают,

Опыты ставят и всё изучают.

В космос выходят с ракеты порой,

Пробы берут и обратно домой!

В мире о космосе много узнали,

Все изучили и все записали…

Но и вопросы остались у нас

Их не решить прямо сейчас!

Праздник в апреле мы отмечаем

С Днем Космонавтики всех поздравляем!

Учись хорошо, в космонавты иди.

Россия будет всегда впереди! (Гета В.)

Берёзовая роща

…Стоят красавицы в платье,

Из белого с чёрным шелка

С зелёной вуалью на власах

Берёзки у родника.

Листва их колышется ветром,

Как стройные девы стоят.

Хотел сосчитать их однажды

Так много! Что не сосчитать.

В берёзовой роще гуляю,

Смотрю сквозь берёзы я в даль.

Любуюсь и песни слагаю

Про столь любимый мне край. (Давлетшин Р.)

В 3-4 классах дети пробуют сочинять акростихи — это стихи, в которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.

Сегодня праздничный денёк

Народ спешит куда-то

Ели празднично горят

Гирлянды весело искрят.

Замела метелица город мой

Инеем покрылись деревья, пеленой.

Морозы затрещали и пришла зима,

А ребята рады с нашего двора.

 

Очень нравится создавать свой вариант развития сюжета по началу текста.

Наступили тёплые весенние дни. Мы с классом отправились в лес. На окраине леса увидели озеро. Берега его заросли камышом. По узкой тропинке мы спустились к берегу. На середине озера был остров. Там росли маленькие сосёнки. Много интересного мы увидели в лесу.

Наступили тёплые весенние дни. Мы с классом отправились в лес. По дороге мы увидели зайца, лису и белку. Слышали, как стучит дятел, спасая деревья он вредителей. Мы тоже решили помочь лесу. Ребята быстро стали собирать банки и бутылки, которые валялись везде. С большой радостью мы помогали лесу. Учитель нам рассказал о животных, которые обитают в лесу. Усталые, но очень довольные мы вернулись домой.

Готовясь к урокам литературного чтения, нужно все виды работ продумать так, чтобы ученик активно мыслил в течении всего урока. Для этого можно прибегнуть к специальным приёмам. К одному из таких приёмов относится приём «постановка вопросов».

Вопросы нужно ставить так, чтобы ученики, могли сравнить и на этом основании сделать вывод, например:

Чей план, из написанных на доске, более удачный?

Какой пункт в нашем плане вам кажется главным?

Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?

Нужно стараться, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном.

Дети очень любят придумывать сказки и различные истории, продолжение произведения. Например, после прочтения сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», обучающим было предложено написать «Сказку, о том, как человек избавился от своей вредной привычки».

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова. Детьми ведется «Книжка-малышка», собственного изготовления, в которых записываются частушки, загадки, песни. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают эмоциональные способности.

В русском языке, можно использовать прием «постановка вопросов». Способность обучающих к постановке новых вопросов и проблем является одним из показателей развития творческих способностей. Для расширения возможностей учащихся и ломки стереотипов в формулировании вопросов (что? как? почему?), необходимо создать ситуацию общения с ребенком на равных, а так же важно показать учащемуся образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Необходимо научить выбирать направленность вопросов. Важными являются вопросы, которые относятся к ключевым моментам проблемной ситуации, к причине явлений, к существенным признакам и функциям предметов.

Этому процессу ученик может обучиться только при помощи взрослого в ходе учебной или игровой деятельности. Главное, чтобы вопросы побуждали обучающего к интеллектуальной активности, чтобы в них были элементы неизвестности и противоречия, чтобы они были направлены более на развитие логических умений и навыков.

Когда учащиеся задают вопросы, не надо спешить отвечать на них, можно предложить им высказать свои предположения («А как вы думаете?»).

Например: ученик загадывает какое — либо существительное, остальные учащиеся задают не более пятнадцати вопросов, на которые он отвечает «да» или «нет». Цель такого упражнения, назвать существительное, которое было задумано.

Еще одно преимущество этого приема, он учит составлять текст по вопросам. Например, метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества.

Напиши сочинение по вопросам:

— Кто это был?...

— Что он ответил?...

— Как выглядел?...

— Что ему сделали? …

— Куда пошел? …

— Его реакция? и т. д.

Работая над развитием творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира, ставим цель:

— развивать творческие способности учащихся, их интеллекта и творческого мышления, через мыслительные операции, через развития природоведческого кругозора детей (научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной учебной деятельности). Для этого, нужно отобрать и создать для работы разнообразный методический и дидактический материал, а также использовать различные приемы, направленные на формирование специальных и интеллектуальных умений.

Экологический проект «Парк моей мечты»

 

Дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. В доказательных ответах учащиеся имеют дело с самостоятельными обобщениями и конкретизацией понятий, сравнением и систематизацией знаний.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира, используются задачи на доказательство. Значение таких задач в развитии творческих способностей учащихся велико. Они дают возможность выявить не только глубину понимания изученного вопроса, но и умение оперировать приобретенными знаниями.

Например: «Гуляя в еловом лесу, вы замечали, что в нем темно, сыро, деревья растут очень густо, их кроны пропускают мало света. А в сосновом лесу светло, деревья растут редко, кроны высоко поднимаются над головой, света проникает много. Почему так?» В данном случае у учащихся формируются понятия «светолюбивые» (сосна) и «тенелюбивые» (ель) виды растений.

 

При изучении темы по окружающему миру «Домашние животные», «Комнатные растения» в 1–2 классе были даны задания представить себя в роли животного или растения. Рассказать, чем бы ты питался, чем занимался, кто был бы твоим хозяином, что бы ты хотел получить от хозяина? В 4 классе при изучении темы «Лес и человек» детям были предложены темы для мини-сочинений «Если бы я был лесничий, я …», «Я берёза. Меня называют лесной красавицей за то, что …»

Важным структурным элементом являются рисунки. Они нацелены на раскрытие основных идей познавательных задач, обеспечивая их наглядное выражение. Многообразие природы, её экологическая целостность, единство природы и человека, хрупкость и уязвимость природы — все это отражено в рисунках.

При работе с рисунками у учащихся конкретизируются общие представления, формируются умения находить в рисунках необходимые объекты, обобщать, делать выводы.

 

Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира помогают привить интерес к предмету, развивать интеллектуальные способности младшего школьника.

На всех уроках предлагается выполнить творческие задания: приготовить сообщения по определенной теме, написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, используя ИКТ.

Для развития творческих способностей учащихся нужно стараться:

-        развивать способности, склонности;

-        интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;

-        овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач;

-        направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность.

Важным условием развития художественных способностей учащихся ребенка являются индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Ведя наблюдения за работами учащихся, можно сделать вывод: одни очень быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки не выразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить работу как можно лучше. Кто-то любит рисовать красками, кто-то карандашом и редко прибегают к краскам. Творческие способности не могут быть развиты у всех ребят одинаково в силу их индивидуальных возможностей. Но все — таки нужно стараться дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися нужно поставить так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями. Нужно вселить в каждого ученика уверенность в том, что он может фантазировать (т. е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучить реальность. Одним из способов является использование ряда неожиданных и необычных заданий. С помощью этих заданий развивается воображение, вырабатывается привычка к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

-        сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;

-        село будущего;

-        портрет, составленный из цветов, из овощей, фруктов;

-        необычная игрушка из необычного материала;

-        интеллектуальн- развивающие игры: «Волшебные кляксы», «Помоги художнику».

Кроме индивидуальной работы можно использовать различные технологии изображения, например, лепку из пластилина, работу с природным материалом, рисование кисточкой, пальцем и т. д. Так же использовать метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Поздравляем, С Новым годом!», «Подводный мир», «Утро в деревне», «Обереги». Индивидуальное творчество в творчество коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

 

Творческие домашние задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников. Развивая творческие способности у младших школьников, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находить в этом творении счастье.

 

Литература:

 

1.                  Л. Л. Андрюхова, Н. А. Шевердина, Уроки развития речи в начальной школе, Ростов — на — Дону, Феникс, 2003

2.                  И. Г. Сухин, И. Ф. Яценко, Азбучные игры, 1 класс, Москва «Вако», 2009

3.                  Г. А. Фомичева, Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах, Москва «Просвещение»,1984

4.                  С. А. Есенина. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, изд. Грамотей, 2007

5.                  В. В. Волина, Откуда пришли слова, Москва «АСТ-ПРЕСС», 1996

6.                  А. А. Егорова, В гостях у детских писателей», изд. «Учитель», 2009

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческая способность учащихся, окружающий мир, работа, развитие, способность, учащийся, задание, задача, класс, радость, сочинение, ученик.