План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена»
Авторы: Кардаш Людмила Ивановна, Преловская Елена Игоревна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.11.2014
Статья просмотрена: 2359 раз
Библиографическое описание:
Кардаш, Л. И. План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена» / Л. И. Кардаш, Е. И. Преловская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6732/ (дата обращения: 15.11.2024).
Предварительная работа:
- прочитать с детьми сказки Г.-Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Новое платье короля», «Русалочка», «Огниво», «Ромашка», «Подснежник» и др.
- сделать иллюстрации к любимым сказкам Г.-Х. Андерсена;
- подготовить инсценировки к отрывкам из сказок «Снежная королева», «Огниво».
Описание: конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе составлен в соответствии с ФГОС поможет воспитателям в формировании у детей понятий «друг», «дружба», «любовь», «взаимовыручка», в умении мотивировать, объяснять свои поступки; разовьёт коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
- совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры; понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, прививать интерес к книгам («Речевое развитие»);
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формировать понятия «друг», «дружба», умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых, мотивировать, объяснять их («Социально-коммуникативное развитие»);
- развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность («Познавательное развитие»);
- способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
- формировать элементарные представления о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические: инсценировка из сказок Андерсена «Огниво», «Снежная королева», подвижная игра «Гусеница», дидактическая игра «Кто быстрее соберет?»;
- наглядные: просмотр иллюстраций к сказкам Андерсена;
- словесные: стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе, вопросы, ответы, рассуждения, песня.
Материалы и оборудование: презентация «Сказки Г.-Х. Андерсена», ноутбук, интерактивная доска, мячи по количеству детей, картинки с фабульным развитием по сказке Андерсена «Снежная королева», элементы к костюмам героев сказок; аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь», иллюстрации к сказкам Андерсена.
Детская деятельность:
- двигательная: динамическая пауза «Сказала кошка мышке.».., подвижная игра «Гусеница»;
- игровая: дидактическая игра «Кто быстрее соберет?», игра-пантомима «Живые картинки»;
- коммуникативная: чтение стихотворения, вопросы, ответы, рассказы, игра «Ласковое слово»;
- музыкальная: исполнение песни, слушание;
- восприятие художественной литературы: слушание, обсуждение.
Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всем мире, Г.-Х. Андерсену. И, несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875-м, мы все же побываем у него в гостях. Перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, веселый и грустный, добрый и ироничный. По-разному приходит к нам Андерсен. То он тихонько подкрадывается в комнату и напевает нам, словно волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То сказка датского писателя приплывает вместе с Дюймовочкой на листке кувшинке. Навсегда пленяет нас любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает ее бессмертной. Недаром в Копенгагене, столице Дании, есть скульптура на берегу моря — на большом камне сидит прелестная русалочка. И всякий раз, когда над морем поднимается солнце, его лучи согревают Русалочку.
Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят играть дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
— За что народ любит своего сказочника? За что мы ему так благодарны?
Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок. Итак, по страницам сказок Андерсена.
Читаю отрывок из сказки «Дикие лебеди» (от слов: «Народ толпами шел за город смотреть казнь королевы…» до конца.)
—Из какой сказки этот отрывок? Какие чувства вы испытали, когда познакомились с этой сказкой? Чему она нас учит? (Быть сильными, верными, стойкими, любить, ведь если человек любит, то он победит любое зло.) Какой вы увидели Элизу? Почему она молчала? Почему ее братья превратились в лебедей?
Подвижная игра «Гусеница».
Викторина по сказкам Андерсена.
—Почему одного из Клаусов называли маленьким, а другого Большим? Расскажите один из эпизодов этой сказки. Что осуждает в ней писатель?
— «Прощай, прощай»,- прошептала ласточка и с тяжелым сердцем улетела из теплых стран на родину, в далекую Данию. Там у нее было гнездышко, как раз над окном того человека, который умеет рассказывать сказки. Он услышал ее «кви-вить, кви-вить», а от него мы узнали эту историю» Как называется эта сказка? Как она начинается?
—Из какой сказки этот разговор? О ком идет речь?
«-У нее только две ножки. Какое убожество!
—У нее нет даже усиков!
—Какая у нее тонкая талия! Фи, она похожа на человека!
—Как она некрасива!- твердили в один голос все дамы».
Кто из сказочных героев Андерсена отправляется на поиски близких людей?
В какой сказке говорится о книге, за которую было отдано полкоролевства? «Все картинки в книжке были живые: птицы распевали, а люди сходили со страниц и разговаривали, но стоило перевернуть лист,- они впрыгивали обратно, иначе в картинках вышла бы путаница».
Пантомима «Живые картинки».
А сейчас сказка сама пришла к вам в гости.
Инсценировка начала сказки «Огниво».
На сцене появляется мальчик, одетый в костюм солдата. За спиной у него ранец, сабля на боку. Солдат шел домой с войны. На дороге ему встречается страшная ведьма.
— Здорово, служивый!- сказала она.- Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.
— Спасибо, старая ведьма! – сказал солдат.
— Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем обвяжи себя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.
— Зачем мне туда лезть? – спросил солдат.
— За деньгами! – сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберешься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь открыть их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам быстро подойди и схвати собаку, посади ее на передник, открой сундук и бери из него денег, сколько захочешь. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Но ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достань и золота, сколько можешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там, на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая — презлющая! Но ты ее не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!
— Это хорошо!- сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмешь? Ведь что- нибудь да тебе от меня надо?
— Я не возьму с тебя ничего!- сказала ведьма. Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя старая бабушка, когда спускалась в последний раз.
— Ну, обвязывай меня веревкой!- приказал солдат.
— Готово!- сказала ведьма.- А вот и мой синий клетчатый передник!
Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.
—Что случилось с солдатом после этого?
«На следующий день, когда служанка выгребала золу, она нашла в топке оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась только блестка. Но она уже не сверкала — потемнела, как уголь».
—О героях какой сказки идет речь? Что вы можете о них сказать?
Аудиозапись «Если с другом вышел в путь…»
Инсценировка отрывка из сказки «Снежная королева».
—Что стало с Гердой? Почему Герда смогла спасти Кая?
Работа в группах. Детям дается мозаика (составить иллюстрацию к сказке Андерсена — кто быстрее?).
Работа с иллюстрациями детей.
—К какой сказке относится иллюстрация?
Подведение итогов. За что народ любит сказки Андерсена? За что я люблю сказки писателя? Что бы я спросил у сказочника, если бы он пришел к нам в гости?
Литература:
1. Зверева Н. Н. Зарубежная литература. Литература в школе, 2003.
2. Г.-Х. Андерсен. Сказки. М.: «Художественная литература», 1990.