Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 27.11.2014

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Налапкина, Н. В. Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе / Н. В. Налапкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6742/ (дата обращения: 15.11.2024).

Модель позиционного чтения позволяет организовать эффективный процесс освоения материала урока, формирования УУД. Учащимся необходимо проанализировать текст с определенной позиции, сформулировать текст выступления, быть готовыми защитить позицию своей группы, отвечать на дополнительные вопросы.

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Перспектива»

Тип урока: урок усвоения нового материала

Тема: В поисках подземных кладовых

Цель: создание условий для формирования представлений о полезных ископаемых на примере нефти и природного газа.

Задачи:

1.                  Формировать знания о полезных ископаемых;

2.                  Формировать умение извлекать информацию из текста с точки зрения определенной позиции;

3.                  Совершенствовать умение работать с таблицей;

4.                  Воспитывать ценностное отношение к природным богатствам своей страны;

5.                  Воспитывать интерес к профессии геолога;

6.                  Развивать логические операции;

7.                  Формировать умение оценивать свою деятельность в учебном процессе;

8.                  Развивать критическое мышление.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Материально-техническое обеспечение:

1.                  Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Часть 1. — М.: Просвещение, 2014.

2.                  Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. — М.: Просвещение, 2014.

3.                  Презентация к уроку «Полезные ископаемые».

Интерактивная доска, проектор, компьютер

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-          Знать условные обозначения полезных ископаемых на карте России;

-          Указывать месторождения основных полезных ископаемых на карте России;

-          Познакомиться с профессией геолога;

-          Познакомиться с полезными ископаемыми: нефтью и природным газом;

-          Познакомиться со способами добычи полезных ископаемых на примере нефти и природного газа.

Метапредметные результаты:

-          Формулировать тему урока, выбирать задачи урока из предложенных;

-          Извлекать информацию из текста;

-          Осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

-          Сравнивать полезные ископаемые, используя информацию учебника;

-          Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

-          Формулировать вопросы к тексту;

-          Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

-          Оценивать свою деятельность на уроке, деятельность сверстников, результативность учебной деятельности;

-          Учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Личностные результаты:

-          Понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны и значимость работы геологов;

-          Понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.

Ход урока:

1.                           Организационный этап. Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке.

— Здравствуйте, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Предлагаю вам начать с нашего девиза — настроя на урок.

— «За работу взялся класс — все получится у нас!»

— Уверена, что вы, как всегда, будете работать слаженно, активно, у вас все получится!

2.                  Целеполагание. Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала. Сформулировать тему урока, цель деятельности, выбирать средства для ее достижения.

— Ребята, вспомните, пожалуйста, название железнодорожной станции в нашем городе.

— «Геологическая».

— Предположите, почему она так называется?

— Заглянем в историю появления нашего города. Кто скажет, как и почему среди непроходимых болот и леса вырос такой город?

— Город возник как поселок лесозаготовителей, но в то же время были найдены залежи природного газа, стране был нужен газ — город стал расти.

— «Геологическая» — название какой профессии «спряталось» в названии станции?

— Геолог.

— Верно, геологи наряду с лесозаготовителями были первопроходцами земли Югорской. Что это за профессия? Чем занимаются геологи?

Геолог — это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.

— Геолог — важная, трудная профессия. Геолог должен много знать, быть выносливым, помнить о бережном отношении к природе.

— Как вы думаете, почему именно об этой профессии мы с вами говорим? Предположите тему сегодняшнего урока.

— Тема урока — полезные ископаемые.

— Да, мы будем говорить о полезных ископаемых, назовите ассоциации, которые возникают у вас в связи с этими терминами.

Подбирают ассоциации, слова-синонимы.

Ископаемые — под землей, древние. Полезные — нужные, богатства.

Полезные ископаемые это богатство природы, которые человечество использует для удовлетворения своих потребностей.

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Исходя из темы урока, определите цель своей деятельности.

— Познакомиться с полезными ископаемыми.

— Какие задачи поставите перед собой? Выберите из списка.

Выбирают задачи на предстоящий урок:

-          узнать, что такое полезные ископаемые;

-          выяснить, какие полезные ископаемые добывают в некоторых регионах страны;

-          познакомиться с полезными ископаемыми, которые добываются в нашем округе;

-          научиться высказываться о бережном отношении к природе.

-          научиться отмечать на карте места добычи полезных ископаемых.

— Работа предстоит трудная и интересная, согласны?

К списку задач будем возвращаться, чтобы отмечать справились ли мы с ними и что делать дальше.

3.                  Усвоение новых знаний. Цель: организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации учебного материала.

— На протяжении ряда уроков мы с вами говорили о богатствах нашей страны. Россия богата культурой, историей, народами, традициями и т. д. Но также наша страна щедро наделена подземными богатствами. По запасам полезных ископаемых наша страна занимает первое место в мире!

— Сейчас вам предстоит, работая в паре, заполнить таблицу «Крупнейшие месторождения». Страницы 58–59 учебника — впишите в таблицу названия полезных ископаемых, нарисуйте условное обозначение, если оно есть.

Название региона

Полезное ископаемое

Условное обозначение

Европейская часть России

Железная руда

 

Урал

Малахит, изумруды

 

Западная Сибирь

Нефть, природный газ

 

Якутия

Алмазы, золото

 

 

Работают в парах, заполняют второй и третий столбик, пользуясь материалом учебника. Сверяют с правильным вариантом. Оценивают себя в оценочном листе.

Скажите, пожалуйста, с какой задачей урока вы справились, работая над таблицей?

— Выяснили, какие полезные ископаемые добывают в некоторых регионах страны;

— Кто знает, какой регион из представленных в таблице имеет отношение непосредственно к нам с вами?

— Это регион — Западная Сибирь, т. к. мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, который расположен в самом центре Западной Сибири.

—Какие полезные ископаемые добываются в нашем регионе? Что нашли геологи в наших краях?

— Нефть и газ.

— Предлагаю вам поближе познакомиться именно с этими полезными ископаемыми, узнать о них как можно больше. Согласны?

— Продолжим нашу работу. Знакомство с нефтью и газом вы осуществите, изучив текст учебника на странице 60–61. Вам предстоит совместная работа, поэтому вспомним правила успешной работы в группе.

Называют основные правила работы в группе.

Наш урок пройдет в модели позиционного чтения. Вам предстоит анализировать текст с определенной позиции.

— Итак, работа будет идти в четырех группах:

Группа «Теоретик» — работа с терминами и понятиями, встретившимися в тексте;

Группа «Практик» — подготовить рассказ о практическом использовании и транспортировке полезных ископаемых — нефти и газа;

Группа «Вопрос» — формулировка вопросов к тексту для одноклассников;

Группа «Эксперт» — сформулировать положительное и отрицательное в использовании человеком полезных ископаемых — нефти и газа.

Работают в группах.

Итак, ваша работа окончена, сейчас группы будут озвучивать свою позицию.

Защищают свои позиции.

Спасибо за работу, сформулируйте вывод о полезных ископаемых — нефти и газе.

— Скажите, с какой задачей вы справились на данном этапе урока?

— Познакомились с полезными ископаемыми, которые добываются в нашем регионе и научились высказываться о бережном отношении к природе.

— Оцените свою работу в оценочном листе. Спасибо.

— Нефть и газ — действительно очень полезные ископаемые для человека, но каждый должен помнить о бережном отношении к природным богатствам своей страны.

4.                  Закрепление новых знаний. Цель: закрепление знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.

— Продолжим работу, полученные знания нужно закрепить, научиться применять их. Сейчас на контурной карте России отметьте месторождения полезных ископаемых — нефти и газа. Работаем самостоятельно, один отмечает месторождения нефти, другой — газа.

— Проверьте работу друг у друга.

— Оцените свою работу с контурной картой. Работают с контурными картами.

Осуществляют взаимопроверку. Оценивают себя в оценочном листе.

5.                  Информирование о домашнем задании. Цель: сообщение о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения, мотивация качественного выполнения.

— Закрепление материала урока продолжите дома: вам предстоит заполнить таблицу «Сравнение нефти и природного газа» в рабочей тетради. Это расширит ваши знания о полезных ископаемых. Для качественного выполнения этого задания необходимо еще раз внимательно перечитать текст учебника, вспомнить все, о чем говорили на уроке. Задание по выбору: подготовить сообщение о профессии геолога или о том, как добываются полезные ископаемые в нашем регионе.

6.                  Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

— Итак, наш урок подошел к концу. Вы хорошо потрудились, приобрели новые нужные знания. Посчитайте количество баллов в оценочном листе — как вы работали сегодня, все ли удалось — со всеми поставленными задачами урока справились или нет?

— Я прошу оценить урок в целом: каким он был для вас: «интересный», «полезный», «трудный», «скучный». Спасибо вам за урок, ребята! Подводят итоги в оценочном листе.

«Голосуют» за урок: приклеивают листочек к той надписи, которая соответствует их оценке урока.

Приложение Оценочный лист.

Критерии.

+

-

Умею работать в паре — заполнять таблицу.

 

 

Знаю основные месторождения полезных ископаемых.

 

 

Получил сведения о нефти и природном газе.

 

 

Умею работать в группе.

 

 

Умею отмечать на карте условными знаками месторождения полезных ископаемых.

 

 

Всего баллов:

 

 

 

5 баллов — У меня всё получилось, я уверен.

3–4 балла — У меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил.

1–2 балла — У меня не всё получается, мне нужна помощь.

Основные термины (генерируются автоматически): ископаемое, природный газ, Оценочный лист, урок, бережное отношение, группа, нефть, работа, Западная Сибирь, профессия геолога.

Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе

Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе