Ведущая роль информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии ребенка
Авторы: Токарева Екатерина Альбертовна, Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2014
Статья просмотрена: 144 раза
Библиографическое описание:
Токарева, Е. А. Ведущая роль информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии ребенка / Е. А. Токарева, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6749/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современной педагогике одним из актуальных направлений является создание условий для формирования у детей способности к овладению речевыми навыками.
Речь играет важнейшую роль в развитии психики ребенка, познавательной деятельности, понятийного мышления. Сформированные речевые навыки составляют необходимое условие осуществления межличностных контактов, что способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире.
Исследователи отмечают, что число детей с различными нарушениями речевого развития растет и, поскольку речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, актуальным является вопрос профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
В силу психофизиологической и социальной своей природы речь всегда формируется под воспитательным воздействием со стороны окружающих как при нормальных, так и нарушенных условиях своего развития.
Воспитание правильной речи при любых её нарушениях связано с воздействием и на мышление, и на сферу эмоционально-волевую и на психическое развитие личности ребёнка в целом. Поэтому логопедическая и психологическая работа представляет собою сложный педагогический процесс. Участниками психолого-педагогического процесса по формированию коммуникативной активности детей являются не только педагог-психолог и учитель-логопед, но, самое главное, родители.
Не секрет, что современные родители снимают с себя ответственность за психическое развитие детей. Но не всем известно, что речь — это один из видов психических процессов. Нормальное речевое развитие ребенка строится на базе когнитивных функций. К сожалению, педагоги не могут в полной мере сформировать коммуникативные навыки у ребенка без участия родителей. На наш взгляд, успех речевого развития ребенка, примерно, на 20 процентов зависит от работы педагогов и на 80 процентов от родителей.
Как привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами? Вопрос на сегодняшний день актуальный.
Наш век — век современных технологий и мы думаем, что педагогам просто необходимо их применять в работе с родителями. Мы предлагаем записывать занятия логопеда с детьми на этапе автоматизации поставленного звука, отправлять запись занятия родителям на электронную почту. Родитель, вечером, просмотрев запись, услышав домашние задание, сможет без труда повторить пройденный материал с ребенком. При этом исключена возможность неправильного выполнения задания, так как родитель увидит работу логопеда и сможет в точности автоматизировать поставленный звук. При этом исключены лишние затраты на посещение логопедов «со стороны», так как родитель становится более компетентным в вопросе речевого развития своего ребенка. Какова роль педагога-психолога в этой работе? Педагог-психолог помогает родителям осознать необходимость самим участвовать в речевом развитии своего ребенка, то есть взять ответственность за формирование у ребенка коммуникативных навыков. Для этого педагог-психолог проводит индивидуальные консультации как при личном общении, так при общении с помощью специальных программ типа Skype, чтобы родители или законные представители ребенка могли вовремя получить ответ на волнующий вопрос. Важно проводить анкетирование родителей в начале, в середине и в конце учебного года, чтобы выяснить их отношение к данной форме взаимодействия, и корректировать программу в процессе работы с учетом пожеланий родителей. Педагог-психолог проводит диагностику речевого развития детей с целью выявить динамику в данном образовательном процессе. Стоит отметить, что такая форма общения между педагогами и родителями должна быть закреплена в специальном пункте договора образовательной организации. В договоре необходимо прописать условия оказания услуг. Из-за дополнительной профессиональной нагрузки, зарплата педагога повышается за счет средств образовательной организации. Мы предполагаем, что технической стороной данного проекта (запись и редактирование занятий, отправка и организация встреч с помощью ИКТ) будет заниматься педагог-лаборант или инженер или системный администратор. Педагог-психолог и учитель-логопед могут проводить «живые» встречи с родителями или законными представителями детей, включенных в данный проект, не реже 2–3 раз в месяц в форме беседы, мастер-класса, тренинга, творческой мастерской.
Мы понимаем, что внедрение данного проекта может встретить на своем пути определенные трудности. Среди них: а) отсутствие или неумение родителей или законных представителей детей пользоваться ИКТ, б) упорное нежелание родителей или законных представителей ребенка взаимодействовать со специалистами в такой форме, в) нежелание администрации образовательного учреждения пойти навстречу реализации данного инновационного проекта. В этом случае вся ответственность за неготовность ребенка-дошкольника к обучению в школе ложится на родителей. Этот пункт также необходимо внести в договор.