Влияние синтеза искусств на формирование художественного образа в рисунках старших дошкольников. Подготовительно-ознакомительный этап | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. А. Влияние синтеза искусств на формирование художественного образа в рисунках старших дошкольников. Подготовительно-ознакомительный этап / И. А. Карпова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6752/ (дата обращения: 18.12.2024).

Ключевые слова: синтез искусств, художественный образ, ознакомительно-художественная беседа, искусствоведческий рассказ.

 

В нашем неспокойном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Лыкова И. А. отмечает: «Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом» [1, с.3]. Современный взгляд на художественно-эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами синтеза искусств.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественно-эстетического воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Полнота и точность восприятия художественных образов зависят от овладения детьми выразительными средствами и художественно-эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л. С., Мухина В. С.).

Ученые отмечают, что синтез искусств, в процессе образовательной деятельности, является фактором успешного формирования художественного образа у старших дошкольников при соблюдении следующих условий: формирования у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы разных видов искусств; интеграции различных видов художественной деятельности; поэтапного усложнения системы ознакомления старших дошкольников с различными видами и жанрами искусства.

Исследования психологов доказывают, что художественное творчество и глубокое восприятие художественного образа у детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса. Запорожец А. В. в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей, а обучение является его предпосылкой. И «первыми кирпичиками» в специально организованном педагогическом процессе по формированию у детей художественного образа через синтез искусств являются: создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и ДОУ; обогащение детей новыми знаниями в разных видах и жанрах искусства.

Для лучшего формирования художественного образа у детей и для стимуляции их продуктивной деятельности, развивающая предметно — пространственная среда должна быть «…насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и доступной детям» [5, с.23]. В соответствии с этим мы внесли в группу: различные игры (дидактические, имитационные, импровизационные, моделирующие) направленные на формирование у детей эмоциональной отзывчивости на художественные образы разных видов искусств; репродукции картин известных русских и зарубежных художников (разных жанров); литературные произведения на различную тематику и разных жанров (стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки); создали фонотеку из классических музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов (инструментальных и вокальных).

Так же в ДОУ оформили различные выставки детской продуктивной деятельности (рисунков) и организовали театрально — музыкальный кружок «Волшебная страна», где дети инсценировали коротенькие сказки, выполняли различные творческие задания, пластические этюды, и др.

Произведения различных видов искусства для работы с детьми мы отбирали образные, с ярко выраженным эмоциональным настроем, выразительные и доступные в понимании их дошкольниками.

В системе работы мы учитывали принципиальное положение о том, что восприятие произведений различных видов искусства и обогащение эмоционального опыта детей должно проходить в разнообразных формах, а именно: в НОД (НОД носила обучающий и репродуктивный характер); в различных играх, беседах, наблюдениях, развлечениях; в самостоятельной деятельности детей.

На этапе обогащения детей новыми знаниями в разных видах искусства перед нами стояли следующие задачи:

1.         Вызвать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к художественному содержанию произведений различных видов искусств.

2.         Развивать умение понимать художественный образ различных произведений искусств (что изобразил автор (композитор, художник, поэт) в своём произведении, о чем он хотел рассказать, что хотел выразить).

3.         Развивать у детей умение воспринимать и оценивать средства художественной выразительности, используемые художниками, композиторами, писателями, артистами, для передачи художественного образа (с помощью чего и как был выражен замысел, раскрыто содержание произведения). Обогащать словарь детей.

4.         Развивать выразительность при изображении художественного образа, используя такие средства выразительности, общие для разных видов искусств как: композиция, ритм, темп, тон, мелодика, цвет.

Для реализации поставленных задач мы разработали и провели цикл искусствоведческих (обучающих) бесед по разным видам искусств на осеннюю тему, где использовали следующие методические приёмы: искусствоведческий рассказ педагога (образец личностного отношения педагога к произведению искусства); постановка конкретных и подробных вопросов; приём «вхождения» в музыкальное, живописное и поэтическое произведение; воссоздание событий, последующих и предшествующих данному произведению искусства. А в заключение обучающего этапа провели интегрированную НОД «Волшебный мир осени». Так же перед каждой из ознакомительно-художественных бесед мы проводили предварительную работу с детьми и родителями.

Перед первой беседой «Ознакомление с картиной художника И. С. Остроухова «Золотая осень» мы с детьми наблюдали на прогулке за красотой осенних деревьев на участке детского сада, собирали букеты из разноцветных листьев, а в выходные дни дети вместе с родителями посетили парки нашего города, где полюбовались красотой осенней природы.

Беседа 1.

«Ознакомление с картиной художника И. С. Остроухова «Золотая осень»

Цель беседы — вызвать у детей эмоциональное отношение к картине; учить детей внимательно рассматривать картину; понимать её основной замысел; выделять основные средства выразительности (цвет, форму, композицию). Развивать у детей воображение. Учить детей видеть художественный образ созданный автором картины (художником). Воспитывать у детей интерес к живописи, как к виду искусства.

В этой беседе мы давали детям знания о том как: детально рассматривать картину И. С. Остроухова «Золотая осень»; учили рассказывать, что на ней изображено; понимать, о чем она; выделять цвета — от яркого (желтого) до тёмного (коричневого и черного), форму от мелкой до крупной, композиционное построение (передний и задний план). Детей учили понимать, как художник в своем произведении передал образ осеннего утра. Давали детям образец рассказа педагога по картине.

Перед второй беседой «Ознакомление с пьесой «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского» мы с детьми разучивали осенние песни в процессе музыкальной НОД, а с родителями — провели консультацию о том, как слушать с детьми музыкальное произведение дома.

Беседа 2.

«Ознакомление с пьесой «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Цель беседы — учить детей внимательно слушать музыкальное произведение; эмоционально воспринимать его; понимать основной смысл; выделять основные средства музыкальной выразительности. Развивать у детей видение музыкально-художественного образа автора (композитора), умение анализировать музыкальное произведение. Воспитывать у детей интерес к музыке как виду искусства.

С помощью этой беседы мы учили детей рассказывать о том: что они почувствовали, слушая музыкальную пьесу; о чем она; как и с помощью чего П. И. Чайковский изобразил образ осени в «Осенней песне» (лад, темп, динамика). Дети рассказывали, какие бы иллюстрации они нарисовали к этому замечательному музыкальному произведению.

Перед третьей беседой «Ознакомление с литературным произведением — стихотворением А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» мы с детьми наблюдали за осенними явлениями на прогулке (дождливое серое небо, день стал короче, птицы улетают в тёплые края), читали прозаические и поэтические произведения на осеннюю тему, а родителям — дали задание подобрать дома, используя интернет, осенние репродукции картин таких художников, как И. Левитан, И. Шишкин, И. Остроухов и др.

Беседа 3.

«Ознакомление с литературным произведением–стихотворением А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Цель — учить детей чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка, совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи, расширять представление детей о пейзажной лирике А. С. Пушкина. Развивать у детей видение художественно-речевого (поэтического образа) автора (поэта). Воспитывать у детей интерес к поэзии как к виду искусства.

С помощью данной беседы мы учили детей интонационной выразительности. Дети рассказывали, что они почувствовали, слушая стихотворение А. С. Пушкина, определяли как передал поэт в своем произведении образ поздней осени, рассказывали, какие бы иллюстрации они нарисовали к этому стихотворению.

Перед четвёртой беседой «Беседа о театре» мы с детьми — организовали сюжетно-ролевую игру «Поход в театр», внесли и познакомили детей с дидактической игрой «Как вести себя в театре» (о правилах поведения в театре), а родителям — предложили дома с детьми вспомнить, какие театры они посещали, что там видели, предложили афиши наших нижегородских театров с тем, чтобы они могли выбрать спектакль для посещения его с детьми.

Беседа 4.

«Беседа о театре»

Цель — дать детям представление о разных видах театрального искусства (опера, балет, драматизация), вызвать интерес к театрализованной деятельности. Развивать умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образа героя в играх — этюдах, используя для этого мимику, жест, движения. Воспитывать интерес к театрализации как к виду искусства.

Эту беседу мы построили на основе выполнения детьми различных творческих заданий и игр. Во время проведения данной беседы мы познакомили детей с различными видами театра (опера, балет, драматизация). Дети знакомились со сценической речью при выполнении творческого задания «Скажи свое имя по — разному» (весело — сердито, тихо — громко, ласково), в инсценировке песни А. Филиппенко «Урожайная» дети выразительно выполняли движения по тексту песни. На занятии дети также упражнялись в сценическом движении: при выполнении упражнения «Осенние листья»; образно — пластических этюдов «Летел листочек» и «Ветер-ветерок»; ритмо — пластического этюда — «Дождик — дождь — ливень»; игры — имитации «Догадайся, о ком я говорю?». В продуктивной деятельности дети рисовали как художники по костюмам маски полюбившихся им овощей.

В завершение обучающего этапа мы провели интегрированную НОД «Волшебный мир осени». Предварительно мы с детьми беседовали об осенних явлениях в природе и погоде, наблюдая их на прогулках; разучивали во время проведения музыкальной НОД осенние песни и прослушивали музыкальные пьесы (А. Вивальди «Осень», С. Прокофьев «Фея Осени»).

Заключительная интегрированная НОД

«Волшебный мир осени»

Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом живописи, музыки и поэзии. Развитие творческого воображения, способности отражения художественного образа осени в рисунке на основе синтеза искусств.

Во время проведения интегрированной НОД подготовительно — ознакомительного этапа детям было предложено вспомнить произведения, воспевающие природу осенью:

«Осеннюю песнь» П. И. Чайковского, стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», полотна И. И. Левитана «Золотая осень» и Поленова «Холодная осень». Детям было предложено рассказать, что они чувствуют, когда слушают эти произведения, об их характере, какие осенние образы у них возникают. Детям задавали вопросы: «Какими выразительными средствами авторы различных произведений показали образ осени: какими красками? звуками? словами? движениями?» Для углубления восприятия образа осени дети слушали и анализировали романс С. Есенина «Отговорила роща золотая», инсценировали стихотворение «Хозяйка однажды с базара пришла», пели и танцевали с осенними листьями, а затем отражали создавшийся у них образ осени в продуктивной деятельности (Рис. 1, Рис.2).

Рис. 1. «Уж небо осенью дышало». Саша,6 лет

Рис. 2. «Осенняя песнь». Настя, 6 лет

 

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что первоначальный этап ознакомления дошкольников с различными видами искусства очень важен. Дети начинают понимать, что в разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности: интонация; ритм; художественный образ; настроение; контраст, оттенки. Дошкольники узнают, что идёт взаимопроникновение средств художественной выразительности различных видов искусств: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, музыкальная картина, изобразительность стиха и т. д. У детей формируется навык «чтения» (Чумичева Р. М.) произведения искусства (живописного, музыкального, литературного), ребёнок дифференцирует в своем сознании такие понятия, как «тема» (о чем рассказывает произведение), «содержание» (что изобразил художник, композитор, поэт), «выразительные средства» (как выражено). Ребёнок учится понимать эстетическую ценность произведений искусства, у него формируется образная связная речь. И самое главное синтез искусств усиливает интерес к музыке, живописи, поэзии, обостряет эстетические чувства детей, повышает их эмоциональную восприимчивость, что благотворно влияет на создание художественного образа в рисунке.

 

Литература:

 

1.         Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2007. — 144с.

2.         Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 208с.

3.         Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 240с.

4.         Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 6–7 лет. Конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 144с

5.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественный образ, беседа, вид искусств, вид искусства, Пушкин, небо осенью, продуктивная деятельность, синтез искусств, Чайковский.

Ключевые слова

синтез искусств, художественный образ, ознакомительно-художественная беседа, искусствоведческий рассказ., искусствоведческий рассказ

Похожие статьи

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Раскрыта проблема формирования самостоятельности в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Проведена параллель и найдена связь между самостоятельностью и творчеством, что проявляется в некоторых общих показателях самостоят...

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

История создания образовательного учреждения и процесса обучения в школе-интернате для глухих детей

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когни...

Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества

В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...

Художественное мышление как важная часть творческого процесса

Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании

Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...

Похожие статьи

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Раскрыта проблема формирования самостоятельности в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Проведена параллель и найдена связь между самостоятельностью и творчеством, что проявляется в некоторых общих показателях самостоят...

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

История создания образовательного учреждения и процесса обучения в школе-интернате для глухих детей

Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когни...

Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества

В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...

Художественное мышление как важная часть творческого процесса

Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании

Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...