Проблема осознанного профессионального выбора школьника
Автор: Хуснутдинова Марина Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.12.2014
Статья просмотрена: 1821 раз
Библиографическое описание:
Хуснутдинова, М. Н. Проблема осознанного профессионального выбора школьника / М. Н. Хуснутдинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6765/ (дата обращения: 15.11.2024).
Не выбирай профессию ради денег. Профессию нужно выбирать, как жену, — по любви и из-за денег.
Хьюстон Д.
Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей. Решить эти проблемы поможет профессиональная ориентация школьника.
Каждый из нас имеет право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать — не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
По статистике 60 % выпускников ВУЗов не работают по специальности. К сожалению, многие люди просто не знают, на что они способны.
Профориентация школьников, позволяет правильно выбрать будущую профессию, легко учиться в ВУЗе и построить успешную карьеру в будущем. Кроме того, профориентация детей позволяет с раннего возраста развивать врожденные способности ребенка, выбирая интересные ему секции и учебные курсы.
Решением выбора профессии школьника могут заниматься и родители, и СМИ, а также и сам ребенок (его любознательность, интерес). На наш взгляд, выбор профессии может и должен сопровождаться процессом профориентации, организованным в учебном заведении. Вопрос об организации условий выбора учреждений высшего образования на сегодня остается открытым. Каждый вуз стремиться привлечь школьников, чтобы они обучались именно в этом заведении. На наш взгляд, чем больше у школьника будет возможности выбора, тем будет легче ему ориентироваться и выбрать необходимый вуз. В таком случае, школьник уже сам сможет сделать выбор профессии, вуза, где он будет обучаться. Наша задача — помочь подростку выбрать будущую профессию. Точно так же подростку важно понимать собственные способности, склонности, интересы и желания. Именно точка пересечения его индивидуальности и требований профессии и должна быть основой для выбора. Мы можем помочь ему сделать этот выбор самостоятельно, опираясь на достаточно полные представления о мире ВУЗов и профессий, не забывая при этом о собственных желаниях и способностях.
Работа по профориентации школьников в КНИТУ-КАИ ориентирована прежде всего в помощи — сделать правильный выбор. Таким образом, в университете проводятся следующие мероприятия по профориентации школьников:
- Проведение олимпиад: Олимпиада по физике «Наследники Левши», Аэрокосмическая олимпиада по физике, Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии, Аэрокосмические олимпиады по информатике и по математике. Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады принимаются без вступительных испытаний в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования профилю Олимпиады Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим.
- Проведение Всероссийского инженерного фестиваля. Инженерный фестиваль — это всероссийское информационно-образовательное мероприятие, направленное на популяризацию инженерного образования и углубленное изучение основных для инженерии дисциплин: математики, физики и информатики. Участниками инженерного фестиваля выступают школьники и их родители, студенты и аспиранты инженерных вузов, преподаватели школ и вузов, эксперты высокотехнологичных предприятий.
- Участие в Симпозиуме технотворцев Татарстана и Поволжья. Участие школьников в республиканском конкурсе «Кулибины XXI в».
- Проведение Молодежным инженерным центром КНИТУ-КАИ мастер-классы по робототехнике для школьников и студентов Проект ScratchDuino основывается на свободном и открытом программном обеспечении и позволяет в процессе изучения дать знания детям как в области науки, так и в робототехнике.
- Проведение традиционных профориентационных мероприятий «Инженерный лекторий», где рассказывают ребятам о перспективах инженерного образования и возможностях обучения в КНИТУ-КАИ, проводятся тренинги, экскурсии по лабораториям с демонстрацией технических возможностей оборудования.
- Вертолетный мост «Гимназия № 96 — КАИ — КВЗ». Более 30-ти лет продолжается сотрудничество гимназии № 96 и КАИ. Гимназисты проходят вертолетную подготовку в два этапа. На первом этапе гимназисты посещают кафедру КиПЛА и изучают основы управления вертолетом. На втором этапе экскурсия на крупнейший в мире вертолетный завод — КВЗ. В процессе посещения предприятия, гимназисты посещают цеха с самым современным оборудованием и обрабатывающими центрами, цех окончательной сборки вертолетов Ми-17, «Ансат», Ми-38, знакомятся с пилотированием вертолета на тренажере вертолета Ми-17, посещают музей трудовой славы КВЗ.
- Проведение «Дня открытых дверей», как факультетских, так и Университетских, что позволяет сориентировать сегодняшних школьников — будущих абитуриентов в выборе будущей специальности, познакомиться с направлениями подготовки, на которые осуществляется набор в Университет и особенностях приема в текущем году.
- Проведения выездных «Дней открытых дверей» в образовательные учреждения г. Казани, встречи с родителями потенциальных абитуриентов, проведение программ и выездных акций «Хочу все знать о вузе — КНИТУ-КАИ».
- Проведение кружковых занятий для абитуриентов, так на кафедре Инженерной психологии, педагогике и управления персоналом проводятся кружковые занятия со школьниками, а также лекционные и практические занятия, коммуникативные тренинги, управленческие игры, изучение психодиагностического аппарата для профессионального отбора Актавациометр, обсуждение актуальных научных проблематик с привлечением преподавателей и студентов кафедры.
- Участие школьников в ежегодной научной конференция «Туполевские чтения», направленная на выявление талантливых молодых исследователей, развития их творческой и научно-организационной активности, которое позволит привлечь школьников к участию в научной жизни университета.
Мы считаем, что работа по профориентации должна помочь школьникам:
- выявить задатки, способности, профессиональные склонности;
- определить подходящий профиль обучения в старшей школе;
- определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования в среднем и высшем звеньях.
С одной стороны, профориентация «опирается» на оценку собственных умственных и физических возможностей человека, необходимых для выполнения тех или иных работ, на наличие определенных навыков, интереса, соответствующих черт характера, наклонностей, способностей, на определенный психотип и многое другое. С другой стороны, залог успешной профориентации предопределен достоверной информацией о мире профессий потребности в том или ином виде труда, содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, определен знанием о требованиях, предъявляемых конкретной профессии.
На наш взгляд, именно компетентностный подход в профориентации школьников имеет огромное значение.
В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие специалисты — А. В. Баранников, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, В. В. Сериков, М. А. Холодная, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова и др.
Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователей.
Сам термин «компетенция», введенный в научный оборот Н. Хомским, достаточно полно обоснован в исследованиях, которые проводятся учеными под эгидой Совета Европы. В психолого-педагогической литературе компетенции(от лат. competentia) — «это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы(алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [2].
Таким образом, компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, то есть соответствие лица, занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности.
Сегодня компетентностный подход набирает силу в современной образовании и является отражением осознанной потребности общества в подготовке специалистов не только знающих, но и умеющих применить свои знания. В современном мире востребован специалист, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Такого специалиста может подготовить только вуз, который, не только стремится создавать нечто новое, но, прежде всего, способен изменять старые стереотипы. Мы считаем, что КНИТУ-КАИ отвечает таким требованиям и имеет полное право заниматься профориентационной работой.
Мы в своем исследовании по определению набора компетенций опирались на работы В. И.Байденко, П. П. Борисова, Р. В. Габдреева, А. А. Володарской, Е. А. Вториной, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Т. В. Ивановой, Шадрикова, Г. В. Ярочкиной, и нами были выделены следующие составляющие элементы компетенции необходимые в профориентации школьников.
1. Психолого-педагогическая компетенция. Сюда входят знания психологии, умения отслеживать возрастные и индивидуальные особенности в развитии и формировании социальной активности личности подростка, что, естественно, служит научно-теоретической базой для формирования соответствующей компетенции для изучения структуры личности школьника (мотивы, потребности, направленность интересов, склонности и способности, темперамент, характер) в целях нравственного и профессионального становления личности обучающегося.
2. Культурологическая компетенция, которая способствует формированию осознанного отношения к социально-гуманитарным наукам, как к источнику научного мышления, демократических взглядов, гражданской зрелости и действенных форм, методов и средств улучшения окружающей действительности, становления эрудированного и профессионально компетентного специалиста.
3. Методические компетенции, где формируются, расширяются и закрепляются универсальные, личностные и профессиональные компетенции, углубляются технологические, компетенции, необходимые для профессионального становления.
4. Предметная компетенция («научиться быть»), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности к критической оценке социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических.
5. Технологическая компетенция («научиться делать»), базирующаяся на деятельностно-ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других.
6. Коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;
7. Социальная компетенция («научиться быть ответственным»).
8. Образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.
Мы считаем, что в выборе профессии безусловную помощь может оказать профориентация как система специальных мер и мероприятий в ходе профессионального самоопределения школьников. Хотя понятия выбор профессии и профориентация имеют разное значение.
Первый процесс неизбежен для каждого школьника и считается «ведущим» в плане профессионального самоопределения, в то время как второй — специально организованное поддерживающее, зависимое мероприятие. Работа проводимая в университете по профориентации делает выбор профессии школьников управляемым и устойчивым процессом, таким образом решает вполне определенный круг задач, она расширяет пространство профессиональных «возможностей» и создает «образы» и «смысловые портреты» профессий.
Литература:
1. Морева Н. А. Технологии профессионального образования. — М.: «Академия», 2005. — 432 с.
2. Общая и профессиональная педагогика/ Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006.
3. Пурин В. Д. Педагогика среднего профессионального образования — Ростов н / Д: Феникс, 2006.
4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии./под ред. Л. Гребенкиной — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 132 с.
5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т.1–816 с.; Т.2. — 816 с.