Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Шаймухаметова, Р. М. Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника / Р. М. Шаймухаметова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6770/ (дата обращения: 15.11.2024).

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами главной задачей современной школы является задача по созданию условий, обеспечивающих развитие личности ребёнка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря познавательно-творческой деятельности. В отличие от учебной познавательно-творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, поиску. В познавательно-творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках познавательно-творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Среди ведущих тенденций современного образования проявляется технология проектной деятельности. Она выступает своеобразным ответом на потребность общества в формировании культурной и творческой личности, активность которой направлена в будущее.

Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать не только над углублением, систематизацией предметных знаний, но и в большей степени добиваться личностных и метапредметных результатов образования. Современный ребёнок живёт в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией, приобретает навыки сбора и обработки этой информации, необходимое для создания проектов.

Как показывает опыт многих педагогов, проект может быть организован в рамках одного предмета, а может объединять несколько предметов.

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и как основная форма внеурочной деятельности. Введение проектной деятельности в начальной школе позволяет решать многие задачи, поскольку при осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и ознакомительно-ориентированная деятельность. Поэтому учителю важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности обучающихся.

Рассмотрим, каким образом, используя проектную деятельность в начальной школе, можно решать приоритетные задачи, которые стоят перед учителем.

Нет сомнений, что в современном мире очень остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения. Данная проблема стала причиной разработки программ внеурочной деятельности, целью которых является подготовка высоконравственного, компетентного гражданина, ответственного за настоящее и будущее своей страны, способного успешно социализироваться в обществе, самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами, с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Специалистами доказано, что процесс социализации человека, то есть получение ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, начинается с дошкольного возраста. Социализация предполагает формирование у обучающихся представлений о ценностных ориентирах, умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми, людьми разных национальностей и религиозных убеждений, знаний о природных, культурно-исторических, этнических особенностях родного края.

Для реализации поставленных задач в арсенале учителя, классного руководителя достаточно средств, форм, методов, среди которых проектная деятельность занимает одно из ведущих мест.

В рамках реализации ФГОС начального общего образования в нашей школе уже несколько лет работает кружок «Мы и окружающий мир». Программа кружка рассчитана на 4 года обучения. Она направлена на реализацию социального направления и вместе с тем обеспечивает духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное развитие школьника, а также предусматривает выполнение проектной деятельности. Цель проектной деятельности в рамках реализации педагогической программы по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» — овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества, общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Весь материал программы рассматривается по следующим блокам: «Я — школьник», «Я среди людей», «Мой родной край», «Мир без опасностей». Название блоков не меняется, но содержание с каждым годом изменяется в соответствие с возрастом обучающихся, что способствует поддержанию интереса к видам деятельности, используемым на занятиях, в том числе проектной. По этой программе школа работает не первый год и уже достигнуты немалые результаты. Учащиеся выполняют краткосрочные и долговременные проекты, индивидуальные и групповые. Работа на последними вызывает у ребят наибольшее удовольствие, поскольку во время совместной работы у них формируются личностные качества, необходимые для более успешной социализации. Это умение работать сообща, договариваться, оценивать и самооценивать выполненную работу, придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе. Проекты, над которыми работал наш класс, были представлены на творческих, интеллектуальных конкурсах разного уровня.

Создание индивидуальных проектов начинаем с тем, близких детям. Так в 1 классе были созданы проекты на тему «Моя семья — моя радость». Эти проекты очень сблизили наш класс, потому что мы узнали, чем живёт каждая семья нашего класса, и дети с гордостью рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках. А проекты «Я горжусь своей семьёй» Араслановой Аланы, Якуповой Светланы и Якуповой Элины стали победителями школьного этапа, а затем и призёрами городского конкурса, организованного историко-краеведческим музеем.

Ещё одной темы хотелось бы коснуться, по которой разрабатывались проекты в 1 классе: «Город, в котором я живу», посвящённый 50-летию города Нефтекамск. В ходе выполнения проектной работы, ученики познакомились с историей города и её выдающимися людьми. Тема настолько захватила ребят, что были созданы индивидуальные исследовательские проекты. Была изучена и систематизирована литература о городе и выдающихся людях, о лучшем спортивно-танцевальном коллективе «Виктория», известным далеко за пределами России, ставшим победителем телевизионной программы «Утренняя звезда». Один из проектов был посвящён истории названий некоторых улиц.

Изучение темы «Зелёные ладошки Земли» во 2 классе, подтолкнуло Табилову Валерию к проведению исследовательской работы на тему «Загрязнения окружающей среды». Изучение животного мира родного края так увлекло Вильданова Алмаза, что он создал проект по теме «Эти забавные животные», в которой рассказал о своей кошке. Эти работы были отправлены на Международный конкурс исследовательских проектов «Талант с колыбели», на котором Вильданов Алмаз стал победителем, а Табилова Валерия лауреатом.

Интересы первоклассника отличаются от интересов четвероклассника.

К четвертому классу у большинства школьников развивается личностная рефлексия. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым становится общение. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. В 4 классе особенно важно духовно-нравственное воспитание, так как идёт осознание ценностных ориентиров.

В 4 классе дети более осознанно подошли к выбору тем и форм проектов. Итогом большой и кропотливой работы ребят стали мультипликационные фильмы из пластилина по произведениям русских писателейдля детей младшего школьного возраста. При этом следует отметить, что все работы имели воспитательную направленность:

-          воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, уважительного отношения к окружающим (басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»);

-          воспитание желания оказывать помощь взрослым, принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности (русская народная сказка «Репка»);

-          воспитание любви к окружающему миру, бережное отношение к растениям и животным («Жизнь на Земле»);

-          воспитание бережного отношения к своему здоровью, интереса к физическим упражнениям, потребности быть здоровым («Спорт — это жизнь»).

Все эти работы были высоко оценены на Муниципальном уровне: ученики стали победителями научно-практической конференции для обучающихся 4-х классов, победителями конкурса социальной рекламы.

Таким образом, выбор тематики, мотивация, процесс работы над проектами, безусловно помогло детям младшего школьного возраста не только стать духовно богаче, но и приобрести навыки общения, умения планировать, работать с информацией, что является обязательными условиями успешной социализации человека в обществе.

 

Литература:

 

1.         Большой толковый словарь русского языка/ Гл.ред. С. А. Кузнецов [Электронный ресурс]. — http: //www.gramota.ru

2.         Журнал «Начальная школа: плюс до и после» № 10 2010г, № 5 2004, № 8 2013г, № 9 2010г.

3.         Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/

4.         Проектные задачи в начальной школе/Под ред.А. Б. Воронцова — «Просвещение» — Москва 2010

5.         Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова — «Просвещение» — Москва 2011

6.         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков — «Просвещение» — Москва 2011

7.         Возрастные особенности четвероклассников — http://infominova.ucoz.ru/publ/

8.         Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/08/

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, познавательно-творческая деятельность, проект, внеурочная деятельность, класс, окружающий мир, родной край, бережное отношение, младший школьный возраст, начальная школа.

Похожие статьи

Социальный проект в школе как средство социализации учащихся

Социальное проектирование как средство повышения социальной активности учащихся

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

Игра как средство формирования способностей младших школьников

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников

Похожие статьи

Социальный проект в школе как средство социализации учащихся

Социальное проектирование как средство повышения социальной активности учащихся

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Проектная деятельность как условие развития исследовательских действий у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

Игра как средство формирования способностей младших школьников

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников