Родители — первые учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ситникова, М. Н. Родители — первые учителя / М. Н. Ситникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6775/ (дата обращения: 19.12.2024).

Детство — важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как, прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Познания человека начинаются в семье, с того самого момента, когда убаюкиваемый песнью матери, ребенок впервые улыбается ей. Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном, прекрасном, что есть в этом мире — о любви человека к человеку — пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребенка стали его отец и мать. Детская натура весьма склонна к подражанию, и, если она будет оставлена самой себе, то в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые лучшие наставления и требования не в силах будут искоренить дурные навыки. Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте детям внушалось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Ранние привычки для дальнейшей жизни будут служить основанием, на котором строится жизненное здание нравственности и благородства.

Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которыми он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит. Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться до желаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что — либо и т. д., поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям. Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей, идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот.

Одной из важных сторон родительского воспитания является помощь детям в социальном развитии. Ребенка нужно воспитать так, чтобы он чувствовал сердцем другого человека. Если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребенок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Нужно воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь — тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека, которая рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Поэтому как важно, чтоб у ребенка был друг, о котором нужно заботиться. В этом родители обязательно должны ему помочь. Бывает так, что мать пытается отвлечь внимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын не пролил ни одной капли из полной чаши радости. Не следует уводить детей от мрачных сторон человеческой жизни, пусть они знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка. Это послужит к его же благу, ведь чем раньше человек узнает все тонкости жизни, тем ему легче будет полноценно развиваться.

Из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста и развития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственным примером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которые дают маленькому человечку. Поэтому у родителей должна быть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Родители должны не только воспитывать ребенка хорошим человеком, заинтересованным гражданином, патриотом, но и сами быть такими. Самое главное в воспитании детей — это личный пример родителей. Бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться к старшим, если родители сами не могут найти общий язык со своими родителями. Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, а еще у него возникает непонимание — почему взрослые говорят одно, а делают совершенно другое.

Очень часто родители забывают о самой важной проблеме — об обучении и воспитании своего ребенка дома. Обучение ребенка дома — это не обязательно уроки в официальной форме, как в школе. Прежде всего, это обучение ребенка ежедневным заботам и составление из них «учебного плана». Домашнее воспитание и обучение ребенка не должно быть чем-то скучным, а наоборот, это занятие должно быть очень интересным и увлекательным как для ребенка, так и для родителей. Необходимо просто подумать о том, что вы делаете, и как ваш ребенок это воспринимает. Например, часто родители спешат домой с работы, забрав по пути детей из школы, а затем, усаживая их перед телевизором, чтоб они не мешали, готовят ужин и одновременно думают о том, что сегодня был тяжелый день, и все, о чем они мечтают — это просто сесть и расслабиться, но сначала ведь нужно покормить детей. Но было бы гораздо лучше, если бы родители поступали иначе: попросили детей помочь им с приготовлением ужина, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в телевизор. Это было бы полезней как для родителя, так и для ребенка, потому что ребенок приобретет необходимые навыки приготовления пищи, а вы устраните частую ошибку родителей — нехватку общения с детьми, поговорите с ребенком о его успехах и проблемах, а заодно и расслабитесь, так как произойдет смена обстановки. Следует поставить приоритет наслаждения обществом своих детей перед работой и проблемами. Это самый лучший способ отдохнуть после рабочего дня, сменив обстановку.

Гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно подкрепляться общественным. Цель и смысл семейного воспитания — создание духовной, эмоциональной основы личности.

Обучение — это не только учителя и школа. Обучение детей дома, их воспитание приносит огромную пользу.

Золотые слова В. А. Сухомлинского «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком» не должны остаться без внимания. Насколько это правдиво! Ведь частые неполадки родителей с детьми, непонимание между ними происходят в семье именно из — за того, что родители неправильно подходят к воспитанию и требуют от ребенка того, чего сами, будучи детьми, не делали или не хотели делать. Они забывают, что когда — то были такими же детьми, так же хотели бегать и веселиться, и требуют от ребенка выше меры, да еще и сравнивают ребенка с собой нынешним. Но как важно, воспитывая ребенка, обучая его, заставляя его что-либо делать, вспоминать свои давно ушедшие годы и снисходить к своему ребенку.

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается вслепую — инстинктивной любовью к своему ребенку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей — эта гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем. Такое проявление любви оказывает плохое влияние на процесс воспитания и на формирование личности ребенка. Цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, но никак не эгоиста. Бесспорно, родители обязаны любить детей, но это должно быть в пределах разумного. Любовь всегда должна присутствовать в семье, без неё семья будет неполноценной. Самое главное, чтоб в семье присутствовала любовь между супругами, отцом и матерью, отсюда и произойдет закладка любви между детьми и к окружающим. В семье должно быть равновесие любви: мать — отец, родители — дети, дети — дети. Если такое равновесие нарушается хотя бы в одном звене, это сказывается на благополучии семьи. А. С. Макаренко писал, что счастье человека нельзя считать полным, если он не познал сестринской ласки, преданности и заботы брата. А обо всем этом должны заботиться родители, ведь дать каждому ребенку счастья — это одна из их основных задач.

Конфликт отцов и детей заключается в том, что родители не хотят тратить время и силы, чтобы правильно воспитать своих детей, а думают, что все произойдет само собой, дети поумнеют с возрастом. Они ожидают хорошей жизни для потомков, строят планы на будущее, только вот общие проблемы никуда не деваются. А родители должны выполнять свои функции — обеспечивать потребности ребенка, учить его правильно жить, стремиться к получению новых знаний, воспитывать из него хорошего человека, достойного гражданина, помогать ему в любой жизненной ситуации, направлять в нужное русло. Дети — это сокровища. И воспринимать их нужно как настоящие драгоценности, которые были доверены им.

Мать и отец должны воспитывать ребёнка вместе, сообща. Они должны быть осторожными в своих словах, ласковыми. Родителям следует вежливо и с уважением относиться друг к другу, чтобы и ребёнок, следуя вашему примеру, был таким же. Ссориться на глазах у ребёнка — неправильно.

Мама является главным учителем ребёнка. И, не смотря на то, что на отца возлагается управление домом, мать, с помощью частого общения, становится лучшим другом своего дитя.

Родителям желательно (даже обязательно!) анализировать собственную работу. Ведь главная задача любых родителей — это объяснение своим детям того, что в жизни следует помогать своим ближним.

Родители — первые и самые значительные учителя ребенка, закладывающие в него с самого рождения то, что не заложит больше никто на протяжении всей его жизни. Родители готовят своего ребенка к успешному обучению в школе, что весьма немаловажно как для ребенка, так и для самих родителей. Родители готовят своего ребенка и к предстоящей сложной жизни, которая полна так называемых сюрпризов и неожиданностей, и без подготовки к которой невозможно обойтись.

 

Литература:

 

1.      Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети — М, 1988–208 с

2.      Восхождение к гармонии — Библиотека молодой семьи — М, 1989–381

3.      «Вако» «Родительские собрания» -М, 2008

4.      Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» — М, № 12 2008 г.

5.      П. Ф. Лесгафт «Семейное воспитание ребенка и его значение» — М, 1997

6.      Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям — Киев, 1973–244 с

7.      Хрестоматия по педагогике / Под ред. З. И. Равкина — М, 1976

8.      Синяк Е. А. статья «Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребёнка»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, мать, отец, семейное воспитание, воспитание, обучение ребенка, семья, хороший человек, человеческая жизнь.

Похожие статьи

Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования

Становление и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов

Традиционная и конструктивистская концепции обучения с точки зрения современного образования

Выдающиеся ортопеды и их вклад в развитие мировой медицинской науки. Часть 2

В статье приводятся некоторые краткие биографические сведения о наиболее выдающихся ортопедах, внесших значительный вклад в развитие мировой медицинской науки.

Выдающиеся ортопеды и их вклад в развитие мировой медицинской науки. Часть 1

В статье приводятся некоторые краткие биографические сведения о наиболее выдающихся ортопедах, внесших значительный вклад в развитие мировой медицинской науки

Знаки электробезопасности в электроустановках

Знаки электробезопасности

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения

Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях

В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.

Похожие статьи

Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования

Становление и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов

Традиционная и конструктивистская концепции обучения с точки зрения современного образования

Выдающиеся ортопеды и их вклад в развитие мировой медицинской науки. Часть 2

В статье приводятся некоторые краткие биографические сведения о наиболее выдающихся ортопедах, внесших значительный вклад в развитие мировой медицинской науки.

Выдающиеся ортопеды и их вклад в развитие мировой медицинской науки. Часть 1

В статье приводятся некоторые краткие биографические сведения о наиболее выдающихся ортопедах, внесших значительный вклад в развитие мировой медицинской науки

Знаки электробезопасности в электроустановках

Знаки электробезопасности

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения

Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.

Адаптация личности к экстремальным ситуациям

Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях

В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.