Разработка информационно-образовательного ресурса по компьютерной графике с применением сервиса Sites Google | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 05.12.2014

Статья просмотрена: 790 раз

Библиографическое описание:

Фельк, К. А. Разработка информационно-образовательного ресурса по компьютерной графике с применением сервиса Sites Google / К. А. Фельк. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 236-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6781/ (дата обращения: 18.12.2024).

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. В настоящее время современной школе необходимо насыщенное образовательное содержание, которое обеспечит современного выпускника всеми необходимыми навыками для жизни в информационном обществе и работы с информацией. Это подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС). Стандарт устанавливает основные метапредметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, а также способы взаимодействия [1].

Акцент делается на применение инновационные информационные технологии. К таким инновациям можно отнести и облачные технологии (англ. cloud computing) как современный способ реализовать заявленные умения и навыки у учеников, а также инструмент педагога, способного организовывать познавательное сотрудничество учащихся. В процессе развития информационно-коммуникационных технологий в течение последнего десятилетия и их использования в сфере образования можно отметить не только усиленную динамику внедрения стандартных программных компонентов в образовательный процесс, но и сетевых технологий, в частности ресурсов Интернет. Но в настоящее время существует незначительный опыт использования облачных технологий в образовательном процессе учебных заведений различных уровней. В ряде учебных заведений облачные технологии применяются лишь для хранения и редактирования документов, при этом не используются их педагогические и дидактические возможности [2].

Облачные технологии сегодня актуальны. Облачная обработка данных (cloud computing) вызывает весь спектр эмоций. Что под ними понимают? Некоторые аналитики и поставщики облачных технологий определяют это понятие узко, в основном как виртуальные сервисы доступные через Интернет. Другие объясняют это понятие очень широко, утверждая, что используя их, пользователи становятся потребителем множества продуктов за пределами межсетевого экрана (в облаке), включая обычный аутсорсинг. Таким образом, понятие «облака» вызывает некоторые споры, и часто под этим понятием подразумевается весь Интернет.

Так, ведущий аналитик Gartner Бен Принг считает, что в сфере сетевых технологий словосочетание «облачные технологии» является символом сегодняшнего времени. Но при этом проблема состоит в том, что каждый трактует термин «облачная обработка данных» по-своему. Часто под словом «облако» понимают весь Интернет: то есть, все, что находится за пределами брандмауэра компьютера, автоматически попадает в «облако» — включая традиционный аутсорсинг. Другие рассматривают облачные сервисы как обновленную версию коммунальных IT-услуг (utility computing): фактически, виртуальные сервера доступные через Интернет.

Таким образом, технологию облачного построения и обработки данных или «облачные вычисления» можно считать перспективным направлением развития современного информационного общества в целом и системы образования в частности.

Облачные технологии — это технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис; это электронное хранилище пользовательских данных в сети Интернет, которое позволяет хранить, редактировать, а также делиться интересными файлами и документами с друзьями и коллегами. Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Хостинг — это услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера, при этом обеспечивается подключение его к каналам связи с высокой пропускной способностью. Развитие этой сферы хостинга осуществляется в связи с возникшей потребностью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными.

Петрова С. В. отмечает, что Интернет-услуги, известные также как «облачные сервисы», можно разделить на три основные категории [3]:

-          инфраструктура как сервис (IaaS);

-          платформа как сервис (PaaS);

-          программное обеспечение как сервис (SaaS);

Наиболее близко к использованию знакомого учителю прикладного программного обеспечения подходит технология SaaS, например, активно предоставляемые системой Google. Для получения доступа к облачным сервисам, прежде всего, необходимо зарегистрироваться в поисковой системе и создать свой аккаунт, т. е. защищенную область, учетную запись, отображающую встроенные в поисковую систему сервисы. Возможности, предоставляемые внутри созданного аккаунта, достаточно многогранны и предоставляют учителю не только создать свой интерактивный календарь событий и напоминаний, но также содержат пространство для работы в прикладном стандартном программном обеспечении, по своему составу дублирующем пакет программного обеспечения Microsoft Office.

Документы, создаваемые средствами облачных сервисов, сохраняются в «облаке» на специально выделяемых страницах и не отражаются в пространстве операционной системы компьютера. Для обращения к определенной странице с созданным документом, необходимо перейти по соответствующему адресу, присвоенному документу при его создании. Облачные сервисы среды Google позволяют не только работать с прикладными программами, но и создавать собственные сайты, а затем размещать на них любую информацию, расположенному на «облаке». Таким образом, учитель в процессе работы с облачными сервисами имеет возможность создания интегрированного мультимедийного образовательного пространства, сконструированного из различных медиатекстов, которое мы можем определить как мультимедийную образовательную среду.

Преимущества облачных технологий

-          Пользователь оплачивает услугу только тогда, когда она ему необходима, а самое главное — он платит только за то, что использует.

-          Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования.

-          Маcштабируемость, отказоустойчивость и безопасность ― автоматическое выделение и освобождение необходимых ресурсов в зависимости от потребностей приложения. Техническое обслуживание, обновление ПО производит провайдер услуг.

-          Удаленный доступ к данным в облаке ― работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.

Недостатки облачных технологий:

-          Пользователь не является владельцем и не имеет доступа к внутренней облачной инфраструктуре. Сохранность пользовательских данных сильно зависит от компании провайдера.

-          Недостаток, актуальный для российских пользователей: для получения качественных услуг пользователю необходимо иметь надежный и быстрый доступ в сеть Интернет.

-          Не все данные можно доверить провайдеру в Интернете не только для хранения, но даже для обработки.

-          Не каждое приложение позволяет сохранить, например, на flash-карту промежуточные этапы обработки информации, а также конечный результат работы, а ведь онлайновые результаты удобны не всегда.

-          Есть риск, что провайдер онлайновых сервисов однажды не сделает резервную копию данных, и они будут утеряны в результате крушения сервера.

-          Доверяя свои данные онлайн-сервису, вы теряете над ними контроль и ограничиваете свою свободу. Пользователь будет не в состоянии изменить какую-то часть своей информации, она будет храниться в условиях, не подвластных ему).

Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать:

1.                  электронные дневники

2.                  журналы

3.                  личные кабинеты для учеников и преподавателей

4.                  интерактивная приемная

5.                  тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией

6.                  поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.

7.                  и другое

Для этого можно использовать:

1.                  компьютерные программы

2.                  электронные учебники

3.                  тренажеры

4.                  диагностические, тестовые и обучающие системы

5.                  прикладные и инструментальные программные средства

6.                  лабораторные комплексы

7.                  системы на базе мультимедиа-технологии

8.                  телекоммуникационные системы

9.                  электронные библиотеки и другое.

Весь этот инструментарий должен обеспечивать выполнение конкретных учебных операций:

-          обработку текстов

-          составление таблиц и т. д.

В настоящее время существует множество облачных сервисов, которые можно применять в образовательном процессе. Одним из популярных (по версии сайта http://cloudzone.ru) является Google (3-е место рейтинга лучших облачных провайдеров).

Одним из наиболее эффективных и актуальных сервисов в настоящее время является применение инструментов Google Apps для учебных заведений, в частности принципиально новый сервис под названием Google Sites. Это средство быстрого создания сайтов. Тематика создаваемого сайта может быть самой разнообразной. Основным, и, пожалуй, главным достоинством приложения является то, что для создания собственного сайта знания языков разметки или программирования, знание тонкостей настроек веб-серверов и баз данных не требуется. А самая сильная часть сервиса — в возможности встраивания внутрь сайта уже существующих сервисов Google. Кроме этого:

-          Google Apps поддерживает все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;

-          Работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете;

-          Все инструменты Google Apps Edication Edition бесплатны.

Современные компьютерные технологии позволяют студентам и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т. д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде. Среди многообразия онлайновых сервисов можно выделить сервисы на основе облачных технологий, предоставляемых Google, применимых к обучению предмета «технологии» в рамках курса информатики:

-          Группы Google — инструмент управления и групповой работы на основе модерируемых форумов и список рассылок. В современном образовании на первый план выходит работа в сети Интернет, совместная деятельность, умение вести проекты и исследования, используя интернет-среду для обучения.

-          Документы Google — это бесплатный набор веб-сервисов в форме программное обеспечение как услуга, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлобмена, разрабатываемый Google. Документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введенным данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Интернет (при этом доступ защищен паролем).

-          Сервис Сайты Google — это конструктор сайтов с возможностью публикации видео, изображений, документов. Цель сервиса, по словам разработчиков, — «организовать единое Интернет-пространство, где пользователи будут делиться информацией». Служба Сайты Google позволяет добавлять на сайт самую разнообразную информацию — календари, видео, изображения, документы и др., определить параметры доступа к сайту.

-          Google Видео — сервис, совмещающий видеохостинг пользовательских видеороликов и поисковую систему по ним. С помощью этого сервиса видеоролики можно безопасно размещать и просматривать. Для просмотра и добавления комментария не требуется никакого специального программного обеспечения,кроме обычного браузера.

-          Google Apps для учебных заведений — это тонко настраиваемые приложения для общения и совместной работы, которые благодаря облакам позволяют избежать многих проблем и расходов, связанных с обслуживанием программного и аппаратного обеспечения.

Особую роль в развитии самостоятельной работы учащихся оказывает, возможность интерактивной формы взаимодействия с образовательным Web-ресурсом. Обстановка «диалога», складывающаяся в процессе решения учебной задачи, при обращении учащегося к справочному материалу, к подсказке, возможности задания вопроса компьютеру, возможности выбора изложения материала (сжатый вид, развернутый, с иллюстрациями, без них) и т. д. создает условия для вовлечения в самостоятельную учебную деятельность [4].

С переходом на стандарты образования третьего поколения изменился подход к организации процесса обучения. Следует отметить, что на сегодняшний день многими педагогами внедряются различные компьютерные учебные программы, программные средства учебного назначения, множество тестирующих комплексов. Однако это внедрение носит локальный характер. Базой учебного процесса должен стать такой образовательный продукт, которым учащийся может пользоваться мобильно, независимо от времени и места своего расположения, в качественном представлении с актуальным содержанием и востребованном в его ближайшей профессиональной деятельности. Важной характеристикой является и его постоянное обновление, практически еженедельно. Стремительное развитие информатизации образования явно обнаруживает недостаточность информационных ресурсов, которые просто еще не успели за короткий период создать для различных уровней образования и с учетом специфики обучаемых.

Таким образом, мы пришли к выводу, что требуется разработать оптимальный образовательный ресурс, представляющий собой взаимосвязанный комплекс. Он должен состоять из информационного, программного, методического обеспечения, который обеспечивает организацию и управление учебной деятельностью обучающегося на всех этапах работы, содержит полезный справочный материал, большое количество ссылок на необходимы сайты, и ориентированный на реализацию дидактических и психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Всеми перечисленными качествами обладают Документы Google. Они позволяют учащимся и преподавателям удаленно работать над общими документами и проектами, а преподавателям контролировать и управлять этой работой. Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает в себя полноценные инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, PDF-файлов и презентаций, а также их совместного использования и публикации в Интернет.

Разрабатываемый нами ресурс https://sites.google.com/site/httpkafelkcom/ создан по технологии Sites Google и предназначен для изучения раздела «Компьютерная графика» на уроках «Технология» при организации обучения школьников основам работы с графическим редактором Corel Draw. Учебный блок включает четыре компонента: теоретический материал, глоссарий, практико-ориентированные задачи, проблемные ситуации, тренировочные упражнения и практические задания для самоконтроля. С помощью данного блока осуществляться предъявление теоретического материала каждой главы дисциплины, трансформация теоретических знаний в практические умения, а также закрепление и контроль уровня обученности учащихся. Учебный блок также включает элементы мультимедиа, которые позволят дополнить рассматриваемый теоретический материал наглядными примерами. Такое наглядное представление будет способствовать более глубокому пониманию представленного материала главы.

Для закрепления полученных теоретических знаний учащихся в учебный блок, в конце каждого раздела внедрены практико-ориентированные задачи и тренировочные упражнения. Их решение будет способствовать формированию у учеников более прочных знаний по изученному разделу, и подготавливать к изучению материала следующего.

Таким образом, изучение компьютерной графики с использованием предложенного ресурса на основе облачных технологий позволит ученикам пройти этапы: от формирования знаний с новым материалом, закрепления новой информации, трансформации полученных знаний в виде умений до применения полученных знаний в творчестве.

 

Литература:

 

1.                  Федеральныегосударственные образовательные стандарты общего образования http://минобрнауки.рф/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/543

2.                  Газейкина А. И., Кувина А. С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников// Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 55–59.

3.                  Петрова С. В. Развитие медиатворчества учителя в процессе работы с ресурсами Интернет// Наука в информационном пространстве: материалы VIII Международной научн.-практ.конф.,4–5 окт. 2012г.: В 7 т. — Днепропетровск: 2012 г., Т.5: Актуальные вопросы педагогики и психологии.

4.                  Гафурова, Н.В., Осипова С. И. О состоянии дидактики в мультимедиа образовании. Философия образования № 6 (51), 2013 С. 195–204.

Основные термины (генерируются автоматически): сервис, Интернет, документ, программное обеспечение, образовательный процесс, поисковая система, пользователь, работа, учебный блок, теоретический материал.

Похожие статьи

Применение ресурсов дистанционного образования на платформе Moodle.Herzen.spb.ru при обучении студентов социальной безопасности

Разработка сервиса для автоматизированного создания виртуальных панорамных туров по локациям средствами Yandex Maps API

Активизация познавательной деятельности на уроках физики с помощью программы-конструктора Learningapps.org

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft Power Point

Разработка сервиса по созданию дистанционных курсов на базе портала Новгородского университета имени Ярослава Мудрого

Проектирование графического интерфейса интерактивной компьютерной обучающей системы для подготовки персонала предприятия

Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo.com

Разработка программного модуля на основе технологии Super-resolution

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру»

Похожие статьи

Применение ресурсов дистанционного образования на платформе Moodle.Herzen.spb.ru при обучении студентов социальной безопасности

Разработка сервиса для автоматизированного создания виртуальных панорамных туров по локациям средствами Yandex Maps API

Активизация познавательной деятельности на уроках физики с помощью программы-конструктора Learningapps.org

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft Power Point

Разработка сервиса по созданию дистанционных курсов на базе портала Новгородского университета имени Ярослава Мудрого

Проектирование графического интерфейса интерактивной компьютерной обучающей системы для подготовки персонала предприятия

Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo.com

Разработка программного модуля на основе технологии Super-resolution

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру»