Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лебедева, Т. М. Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей / Т. М. Лебедева, В. Н. Хаустова, С. А. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6784/ (дата обращения: 18.12.2024).

Классно-урочная система на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Целью образования в рамках внедрения Федерального образовательного стандарта второго поколения является индивидуальное развитие личности, творческой инициации, воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах.

Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе начального обучения. Основная цель групповой работы — развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей. Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов (ПЦ «Эксперимент» [С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя,--Рига: ПЦ «Эксперимент»]. Большую роль групповым формам обучения отводит А. Б. Воронцов [«Практика развивающего обучения по системе Д, Б. Эльконина-В. В. Давыдова»]). Кроме этого, многолетний опыт использования групповой деятельности в нашей работе доказывает ее эффективность.

Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере групповой деятельности эта цифра увеличивается разительным образом. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах — там им комфортнее, они могут занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания, происходит обучение рефлексии, способам организации. Групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся. Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу.

Первым важнейшим шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник будущей группы должен поставить себе несколько вопросов, ответить на них и в результате сформировать позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс самоопределения, с одной стороны, должен восстановить (привлечь) имеющиеся у учащихся мыслительные средства работы с содержанием, отсеивая все, что не относится к этой работе. С другой стороны, процесс самоопределения должен сориентировать учащихся к достижению вполне определенных результатов, определить место участника в группе, его взаимоотношения и взаимодействие с другими участниками группы. По мере втягивания учащегося в процесс самоопределения, начинают разворачиваться процессы исследования групповой ситуации и условий задачи, поставленной перед группой. Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают наилучшие варианты взаимодействия и распределения позиций в группе, выдвигают свои версии, фиксирующие индивидуальное понимание целей и задач работы группы. Смысл групповой работы здесь — развернуть как можно больше подходов к работе на достижение поставленной цели и критически оценить каждый из них. Актуальной целью групповой работы является нахождение (построение) способа решения поставленной задачи. Процесс целеполагания заставляет каждого участника группы быть ориентированным в тех задачах, которые определила группа в ходе обсуждения. Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не выбирает готовые решения — группа размышляет. Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых для обсуждения ситуаций, выделение способа работы — все это обеспечивается процессами рефлексии. Рефлексия позволяет, во-первых, понять, что и как думают другие участники группы, во-вторых, критически оценить свои представления и свой способ работы. Необходимо подумать, с помощью чего будет идти этот процесс (с помощью орудий труда, книг, схем, моделей, формул и т д.)

Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы младших школьников является представление об игре. Групповая работа, прежде всего игра в обучение, в организацию, в мышление, где есть свои правила. Даже если группа нашла правильное решение, но не было соответствующей организации работы — группа зарабатывает «минусовые» очки Необходимо упорядочить групповую деятельность во времени, что значит точно рассчитать дни, часы, минуты для всех этапов, временем нельзя злоупотреблять, нельзя недооценивать. Решить, где будет происходить деятельность, как упорядочить пространство, как в нем разместятся участники.

Субъект (участник) групповой деятельности может иметь следующие характеристики.

Хочет — значит: проявляет познавательный, трудовой, игровой интерес к поставленным задачам, поддерживает его на протяжении всего отведенного времени за его пределами; по собственной инициативе выбирает задание (старается выбрать сложное и по своим возможностям).

Знает — значит: проявляет стремление высказать свои соображения, поделиться свежей информацией: задает вопросы: не успокоится, пока не поймет возникший вопрос: участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов; дополняет, рецензирует ответы товарищей; планирует, организует свою деятельность; придумывает и готовит все необходимое для ее выполнения.

Умеет — значит: быстро включается в работу, проявляет упорство при выполнении работы: увлекается выполняемой работой: стремится выполнять работу путем поиска, исследования, творчества; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; отмечается интеллектуальная самостоятельность в работе; владеет логическими приемами мышления; обходится без помощи учителя (пользуется справочным материалом).

Управляет — значит: доводит начатое до конца; в процессе работы контролирует себя, анализирует: эмоционально реагирует на неудачи; корректирует свою работу.

В тесной связи с характеристикой субъектов групповой деятельности находятся обязанности членов группы, которые не являются постоянными для участника

Старший: организует распределение обязанностей в группе по прямому назначению, через жеребьевку, «добровольцы»; контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы; ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы, докладывает самому старшему о готовности, качестве, своевременности выполнения задания (или поручает сделать кому-либо),

Эксперт: дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям) контролирует правильность самооценки докладывает об этом старшему.

Консультант: дает советы, рекомендации.

Рядовой выполняет задание самостоятельно, проверяет по плану, аккуратно, до конца; проверяет правильность выполнения задания; выполняет рекомендации старшего, эксперта, консультанта; имеет право предложения для улучшения работы группы.

Этапы совместной работы:

1.         Определить, кто будет выполнять работу (состав группы), выбрать, старшего (по жеребьевке, по желанию).

2.         Распределить обязанности, что будет делать (прямое поручение, «добровольцы», аукцион — поручение получает гот, кто больше внесет предложений),

3.         Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.

4.         Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего будетвыполнять задание.

5.         Каждый контролирует себя, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).

6.         Старший контролирует; как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело). Из отдельных результатов получается одни большой результат.

Итак, рационально и оптимально организованная групповая деятельность может творить чудеса, после такой работы ее участники не могут оставаться только мыслителями. Они с интересом и желанием выполняют функции организаторов, управленцев, деятелей,

 

Литература:

 

1.         Воронцов, А.Б, Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина –В. В. Давыдова/А. Б. Воронцов// Из опыта работы ЭУК ''Школа развития». — М:ЦП'РО «Развитие личности». 1998.

2.         Воронцов, А. Б. Мятериалы лтя слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина –В. В. Давыдова (начальные классы)/А.Б Воронцов. — М.,2000.

3.         Танцоров, С. Групповая работа в развивающем образовании/С Танцоров/Исследовательская разработка для учителя.-Рига: ПЦ Эксперимент», 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, групповая деятельность, процесс самоопределения, работа, участник группы, задание, участник.

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство становления межличностных отношений у младших школьников в инклюзивной среде

Метапредметное обучение как доминирующий фактор развития личности ребенка

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Межъязыковое контактирование как отражение социально-культурной интеграции в современном мире

Рефлексивное взаимодействие как средство предупреждения нежелательных про-фессиональных рисков у будущего олигофренопедагога

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Сюжетно-ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникативной компетенции

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство становления межличностных отношений у младших школьников в инклюзивной среде

Метапредметное обучение как доминирующий фактор развития личности ребенка

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Межъязыковое контактирование как отражение социально-культурной интеграции в современном мире

Рефлексивное взаимодействие как средство предупреждения нежелательных про-фессиональных рисков у будущего олигофренопедагога

Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Сюжетно-ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникативной компетенции