Развитие учащихся посредством дополнительного образования
Автор: Левковская Наталья Гачайевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.12.2014
Статья просмотрена: 403 раза
Библиографическое описание:
Левковская, Н. Г. Развитие учащихся посредством дополнительного образования / Н. Г. Левковская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 208-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6796/ (дата обращения: 15.11.2024).
Еще 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По мнению главы государства, во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала [1].
Соблюдая указанные стратегические направления развития органы власти уделяют большое внимание современной подготовки детей в общеобразовательных школах.
Так, например, в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, образовательных и иных организаций по реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей образован межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей.
Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей (далее — Совет) образован с целью предварительного рассмотрения вопросов реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей и подготовки по ним предложений.
В рамках Совета создано 4 рабочие группы:
- по разработке Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации;
- по совершенствованию организации отдыха, оздоровления и досуга детей;
- по повышению социального статуса педагогических работников в сфере дополнительного образования детей;
- по разработке организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности дополнительного образования для детей [1].
Согласно концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования школьников, как открытого вариативного образования.
Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
- формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;
- межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;
- создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;
- партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;
- открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;
- создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
- благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских, так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства [2].
По данным Федеральной службы государственной статистики к 2012 году в России число учреждений дополнительного образования составляет 8 386 (табл. 1).
Таблица 1
Число учреждении дополнительного образования в РФ за период с 2000–2012 гг.
Показатели |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
Учреждения дополнительного образования всего |
8699 |
8876 |
8531 |
7902 |
8386 |
В том числе: |
|
||||
Работающие по всем видам образовательной деятельности |
3577 |
3654 |
3683 |
3392 |
3487 |
Художественные |
371 |
418 |
780 |
756 |
896 |
Эколого-биологические |
467 |
445 |
331 |
313 |
282 |
Туристско-краеведческие |
335 |
331 |
256 |
247 |
232 |
Технические |
570 |
536 |
327 |
305 |
287 |
Спортивные |
2968 |
3072 |
2760 |
2480 |
2582 |
Военно-патриотические и спортивно-технические |
112 |
89 |
101 |
107 |
90 |
Другие |
299 |
331 |
293 |
302 |
530 |
Детско-юношеские спортивные школы |
1709 |
1839 |
2210 |
2449 |
2645 |
Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств |
5823 |
5555 |
5370 |
5328 |
5270 |
Источник: [3]
Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека, как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. Образовательные потребности становятся разнообразными, они заключаются не только в получении образования, но и в обучении возможности успешной социализации ребенка.
С целью выявления образовательных запросов и потребностей в рамках дополнительного образования учащихся, на наш взгляд, необходимо ежегодно проводить анкетирование родителей.
Так, например, в МОУ лицее № 7 г. Волгограда такое анкетирование проводится регулярно.
В анкетировании родителей первоклассников 2014 года приняло участие 100 чел.
На вопрос «Проводите ли Вы с детьми своё свободное время? Как?» 100 % респондентов ответили, что проводят свободное время со своими детьми. Из них, около 58 % опрошенных (58 чел.) предпочитают свободное время проводить на свежем воздухе (в парках и на природе). 30 % (30 чел.) респондентов предпочитают посвящать свободное время походам в кино, театры, кафе. 12 % (12 чел.) респондентов предпочитают в свободное время путешествовать.
На вопрос «Влияете ли Вы на выбор интересов и увлечений Вашего ребёнка? Каким образом?» 100 % родителей ответили, что на такой выбор влияют. Исходя из анализа анкет, можно выделить следующие способы влияния: беседы, привлечение интереса ребенка с помощью усиления мотивации, привлечение интереса ребенка собственными предпочтениями и поведением.
На вопрос «Советуете ли Вы своему ребёнку, в какие кружки записаться? Прислушивается ли он к вашему мнению?» 100 % родителей ответили, что советуют, и дети прислушиваются.
На вопрос: «В каких кружках, студиях сейчас занимается Ваш ребёнок?» 60 % респондентов (60 чел.) ответили, что не в каких кружках не занимаются. 20 % (20 чел.) ответили, что посещают художественные школы. Примерно столько же посещают музыкальные школы.
На вопрос «Какие внеурочные виды работ Вы хотели бы выбрать для своего ребенка?» программу «Юный шахматист» выбрали 60 человек; программу «Акробатика» — 32 человека; «Маленький мастер» — 58 человек; «Хочу все знать» — 89 человек; «Мир вокруг нас» — 70 человек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование сегодня является важным и востребованным элементом воспитания школьников. Обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, способствует развитию здоровой, творчески растущей личности и формированию гражданской ответственности с правовым самосознанием.
Литература:
1. Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф.
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.
3. Российский статистический ежегодник — 2013 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm.