Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора
Автор: Егорова Наталья Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2014
Статья просмотрена: 747 раз
Библиографическое описание:
Егорова, Н. М. Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора / Н. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6798/ (дата обращения: 15.11.2024).
За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей в раннем дошкольном возрасте. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
Прежде всего, следует обратить внимание на способность детей понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.
Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К. И. Чуковский, «словами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира». Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Все эти образы — слова можно почерпнуть из детского фольклора. Детский фольклор оказывает неоценимую помощь в формировании словаря.
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них — влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Анализируя знания детей о фольклоре мы выявили следующие результаты: Дети мало знают потешек, поговорок. Не называют писателей, названия сказок, героев.
Поэтому, с целью формирования активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора, мы разработали перспективный план на год, в который включили дидактические и словесные игры, направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста:
- игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
- игры, развивающие силу голоса и темп речи.
- игры на формирование правильного звукопроизношения.
- игры на развитие речевого дыхания.
- пальчиковые игры, способствующие речевому развитию.
- игры на развитие артикуляционного аппарата.
Игры и упражнения отрабатываются на фольклорном материале. Один и тот же фольклорный материал старались отработать на всех играх и упражнениях, доводили до автоматизма тот или иной приём, затем усложняли речевой материал, приёмы выполнения упражнений. Все эти игры способствуют более активному и качественному формированию речевой активности детей, накоплению активного словаря.
Пример:
1. Заучивание потешки.
2. Подражание героям потешки.
3. Выразительное проговаривание потешки.
4. Драматизация по потешке.
5. Рисование, лепка и аппликация героев из потешки.
Работа по развитию речи детей, с использованием фольклора велась совместно с узкими специалистами ДОУ:
— с музыкальным руководителем при подготовке игр — драматизаций, спектаклей по сказкам; с инструктором по физическому воспитанию, при организации подвижных игр, использовании на занятиях потешек, считалок. На занятиях узких специалистов используются отработанные с детьми игровые приёмы, знакомый фольклорный материал. Дети с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, так как, показывают результат, те знания и умения, которые они уже усвоили.
Музыкальное сопровождение и праздничная обстановка, создаёт эмоционально-комфортный настрой детей, что помогает детям раскрыть все потенциальные возможности и способности.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям, присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений — пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
Только подражая взрослому, которого дети любят, которому доверяют, ребенок может развиваться активно и полноценно.
С целью взаимодействия родителей и педагогов в вопросе развития речи детей провели анкетирование родителей (законных представителей).
Анализ анкет показал:
- 65 % родителей не читают детям сказки, не учат потешки и стихи.
Сделала вывод о том, что большинство родителей молодого возраста недостаточно уделяют внимание речевому развитию детей, не осознают значение фольклора для речевого развития.
С целью привлечения внимания родителей к проблеме речевого развития воспитанников, а так же к вопросу важности фольклора в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, мы познакомили родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков с использованием фольклорных игр, организовали и провели практическое занятие: «Как проводить дыхательную и пальчиковую гимнастику в домашних условиях, используя пестовый фольклор», мастер — класса «Как рассказывать детям сказку», «Умные потешки», организовала совместные развлечения детей с родителями: «Дружная семейка», «Матрена-затейница», «Веселая ярмарка».
Проведённая выставка детских книг по фольклору — потешек, пестушек, сказок, песенок, способствовала формированию интереса родителей к использованию детскому форльклора для развития речи своих детей дома.
Организация практических занятий с родителями выявил интерес к теоретическим аспектам развития речи детей. С целью повышения теоретических знаний родителей подобрала и оформила на электронных носителях материалы из педагогических изданий, периодической печати, организовала библиотеку выходного дня, где размещала интересующую родителей литературу по развитию связной речи детей посредством фольклора.
Проводимые совместные занятия родителей с детьми, позволили вовлечь родителей (законных представителей) в образовательный процесс, привлечь их внимания к проблемам развития речи, возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик. Родители стали принимать активное участие в играх и делах ребенка: вместе строили башенки из кубиков, возили машинки, качали и кормили кукол, вслух громко читали детские стихи, потешки, песенки, танцевали в паре со своим ребенком, лепили, рисовали, клеили и все это делали всерьез!
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.
2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987.
4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс, 1993.
5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.
6. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа-Пресс, 1996.