Специфика школьного образования в системе ГУЛАГа (на примере Долинской школы Карлага)
Автор: Аупенова Алия Укужановна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2014
Статья просмотрена: 386 раз
Библиографическое описание:
Аупенова, А. У. Специфика школьного образования в системе ГУЛАГа (на примере Долинской школы Карлага) / А. У. Аупенова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6820/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье, основанной на архивных источниках, дается развернутый анализ школьного образования в системе исправительно-трудовых лагерей на примере Карагандинского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
Ключевые слова: подготовка к учебному году, успеваемость, интернат, соцсоревнование, школьно-трудовой лагерь.
Перестройка всей жизни и работы на военный лад в годы Великой Отечественной войны нашла свое выражение и в содержании воспитательной работы школы. Основное требование, которое предъявлялось школе, состояло в том, чтобы еще больше усилить контроль за качеством обучения и воспитанием подрастающего поколения. Условия военного времени продиктовали школе задачи, имеющие большое государственное значение:
1. Организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста всеобщим обучением;
2. Повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители были призваны в армию или заняты на производстве;
3. Перестройка учебно-воспитательного процесса, преподавания всех учебных дисциплин, вооружение школьников твердыми знаниями и навыками в целях подготовки их к труду и обороне Родины;
4. Усиление идейно-политического, патриотического воспитания учащихся, укрепление их дисциплины;
5. Улучшение военно-физической подготовки, выучки и закалки юношей и девушек;
6. Всемерное развертывание массовой оборонной и политико-воспитательной работы среди учащихся и населения;
7. Оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, совхозам и колхозам страны, семьям фронтовиков.
Из этого круга основных задач вытекали более конкретные, меняющиеся и уточняющиеся в зависимости от местных условий и обстановки [1].
За полтора месяца до начала 1941/1942 учебного года проведен полный учет детей школьного возраста в поселке Долинка и по всем отделениям лагеря — это дало возможность охватить учебой всех детей.
Здание школы к началу учебного года было хорошо отремонтировано: переборка полов, покраска, побелка, исправление печей, произведен ремонт мебели, все кабинеты оборудованы наглядными пособиями.
Для школьников, приезжающих учиться в пос. Долинка из отделений, был оборудован интернат, снабженный постельными принадлежностями, хозяйственным инвентарем. Интернат состоял из двух зданий: в одном из них разместили девочек, а в другом мальчиков. На начало 1941/1942 учебного года в интернате проживало 120 учащихся. Имелся изолятор для больных и столовая. В условиях лагеря, при наличии только одной школы и при большой удаленности отделений от Долинки, где находилась школа, вопрос о нормальной работе интерната приобретал особо серьезное значение.
Остро стоял вопрос подбора воспитателей интерната, вследствие отсутствия свободных преподавательских кадров в штат попали люди, не знающие воспитательной работы, что повлекло за собой целый ряд серьезных недостатков.
Политотделом Карлага НКВД своевременно были приняты меры: заменена заведующая интернатом, которая допускала нецензурные слова в присутствии ребят и даже применяла к ним физическое насилие.
На начало 1941/1942 учебного года штат полностью укомплектован, но некоторым учителям приходилось совмещать работу интерната с преподаванием в школе, что в некоторой степени негативно отразилось на работе интерната.
По окончании 1940/1941 учебного года 23 учащихся получили повторные испытания на осень 1941/1942 учебного года. Этим ученикам оказали практическую помощь. По указанию Политотдела дирекцией школы направлены отличники старших классов, которые оказывали деятельную помощь готовящимся к осенним испытаниям школьникам. В пионерском лагере были отведены часы для занятий с отстающими пионерами, занятия проводили учителя и комсомольцы школы. В результате из 23 учеников, получивших переэкзаменовки, 15 успешно выдержали испытания и были переведены в следующие классы.
В 1941/1942 учебном году в школе обучалось 480 человек. Занятия начались первого сентября и проводились регулярно в 2 смены: первая с 8 часов утра, вторая с 14 часов. Помещение школы не вмещало всех учащихся в одну смену [2, л. 39].
В первой четверти 1941/1942 учебного года успеваемость составила всего 79,6 %, так как комсомольская организация полностью не перестроила свою работу на военный лад и продолжала работать темпами и методами довоенного времени.
Великая Отечественная война вызвала небывало широкое развитие общественно- полезного, производительного труда школьников. Сама жизнь, народнохозяйственные нужды, военная обстановка диктовали содержание и формы этой деятельности учащихся в помощь тылу и фронту [1, с. 200].
Со второй четверти работа школы в корне перестроилась. Проводились общешкольные собрания, где специально ставился вопрос об успеваемости и дисциплине учащихся и о задачах 1941/1942 учебного года. Развернуто социалистическое соревнование между классами и отдельными учащимися. Каждый ученик брал конкретные обязательства в отношении дисциплины, успеваемости и общественной работы. На должном уровне налажена взаимопомощь, особенно в младших классах.
Отстающие ученики обсуждались на заседаниях учебного комитета. Учет соревнования велся по таблицам в каждом классе между учениками и в целом по школе. В результате развернутого социалистического соревнования, взаимопомощи и дополнительных занятий, организованных педагогическим коллективом школа сумела добиться во второй четверти 85,4 % успеваемости. Показатели весенних испытаний в таблице 1:
Таблица 1
Успеваемость по весенним испытаниям [2, л. 10 об.]
Учебный год |
Успеваемость |
1940/1941 |
88,5 % |
1941/1942 |
95,4 % |
За успеваемость, дисциплину, а главное за прочность знаний и хорошо поставленную воспитательную и внешкольную работу за 1941/1942 учебный год Областной Отдел Народного образования (ОблОНО) присудил переходящее Красное Знамя Карагандинской области Долинской средней школе [2, л. 40].
Школьники не отставали от патриотического порыва всего взрослого населения СССР в помощи доблестной Красной Армии. В 1942 г. ими было сдано в Фонд Обороны облигаций на сумму 1 770 руб., собрано 12,4 тонн металлолома, 7 250 руб. на подарки бойцам и командирам Красной Армии, 286 предметов первой необходимости для населения и детей освобожденных районов от немецко-фашистской оккупации; отправлено 16 посылок на фронт на сумму 2 000 руб. и осуществили подписку на военный заём в размере 11.000 руб. [2, л. 27].
В школе организован кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП (б)», в котором занимались 15 учащихся, но занятия проводились нерегулярно из-за отсутствия руководителя. 19 человек изучали в порядке классных занятий и законспектировали 6 глав. Силами комсомольцев — агитаторов были проведены беседы на темы: «Отечественная война советского народа и задачи школы в 1941–1942 учебном году»; «Молодежь советского народа в Отечественной войне»; «Фашизм — злейший враг культуры»; «Сталинская конституция»; «Единый антифашистский фронт СССР, Англии и США»; «Международный юношеский день»; «Отечественная война 1812 года» и другие.
Изучались доклады тов. Скворцова на Третьем пленуме ЦК ЛКСМК, речь тов. Калинина на собрании комсомольского актива г. Куйбышева, доклад тов. Михайлова, выступления тов. Молотова по радио 22.06.1941 г. С учащимися 6–7 классов проведено 6 занятий по вопросам текущей политики, 27 политинформаций, каждую неделю в классах проводилась коллективная читка по материалам газет и журналов, воспитывавшая ребят на примерах борьбы Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками. Всеми силами стремились добиться полной готовности всех комсомольцев стать с оружием в руках на защиту своей Родины для окончательного разгрома гитлеровских войск и в этой борьбе быть достойными продолжателями славных традиций своих казахстанцев — героев 8-й Гвардейской Краснознаменной дивизии имени Панфилова.
К 1942/1943 учебному году Долинская средняя школа подготовлена полностью: ремонт здания школы и интерната окончен, отремонтированы книги, учебники, закуплен недостающий инвентарь, произведен ремонт школьного имущества, преподавательский состав укомплектован. В 1942 году в школе обучалось 465 учеников. При школе имелся интернат на 120 мест для детей, родители которых работали в отделениях Карлага НКВД. Штат преподавателей и воспитателей интерната полностью укомплектован. Несмотря на военные годы, школа работала без перебоев.
В 1942/1943 учебном году прослеживается повышение успеваемости: 1 четверть — 79 %; 2 четверть — 85,6 %; 3 четверть — 87,4 %, 4 четверть — 91,3 %. Из показателей успеваемости по четвертям видно, как школа перестраивала свою работу, повышая с каждой четвертью успеваемость, борясь не на словах, а на деле за переходящее Красное Знамя. Долинская средняя школа соревновалась с Кировской школой г. Караганды. Между классами и отдельными учащимися развернулось социалистическое соревнование. В итоге школа сумела добиться качественных показателей. За успеваемость, дисциплину, прочность знаний и хорошо поставленную воспитательную и внешкольную работу ОблОНО присудил переходящее Красное знамя Долинской школе [2, л. 10 об.]
В связи с прибытием эвакуированных семей в Карлаг количество детей увеличилось до 600, что усложнило работу школы, т. к. имеющийся интернат вмещал только 130–150 человек, а учеников, нуждающихся в интернате, стало 230.
Решение Политотдела Карлага НКВД от 25 мая 1944 г. было вынесено на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О развитии сельского хозяйства на 1943 г. р. 1 п. 7 «О мобилизации всего трудоспособного населения с 14-летнего возраста на сельскохозяйственные работы» и на основании решения правительства и постановления ЦК ВЛКСМ «Об организации пионерских лагерей и оздоровительных площадок в 1944 году», Политотдел Карлага НКВД в лице начальника Политотдела Карлага НКВД капитана Госбезопасности Н. В. Егорова 22.06. 1944 г. (№ 3–6430) постановил: организовать из числа учеников Долинской средней школы школьно-трудовой лагерь в количестве 150 человек из учащихся в возрасте 14 лет и выше для того, чтобы мобилизовать их на сельскохозяйственные работы сроком с 15 июня по 15 августа 1944 г.
Школьно-трудовой лагерь размещался на территории бывшего пионерского лагеря. Вся организация, оборудование помещения, питание и обслуживание возлагалось на Джартасское отделение Карлага НКВД. Руководство отделения закрепляло за школьно-трудовым лагерем участки на все время работы и выделяло из своего аппарата агронома, который должен был отвечать за трудовое использование школьников.
Начальнику контрольно-планового отдела (КПО), торговому отделу и санитарному отделу (САНО) поручалось совместно разработать нормы питания и составить смету расходов по школьному трудовому лагерю.
Начальники всех отделений обязывались привлекать на сельскохозяйственные работы учащихся в возрасте 14 лет и выше, проживающих на территории отделений, с выработкой за сезон не менее 50 трудодней. Для школьников до 14 летнего возраста поручено организовать форпосты в помещении интерната Долинской средней школы с 15 июня по 1 сентября 1944 г. Содержание ребят полностью осуществлялось за счет родителей. КПО, главной бухгалтерии Управления совместно с комсомольским отделением Политотдела поручалось разработать смету расходов по содержанию форпостов. В отделениях всех детей до 14 летнего возраста полагалось определить на площадки. Организация детских площадок поручалась партийной, комсомольской и профсоюзной организациям. Комсомольское отделение Карлага НКВД осуществляло контроль за работой детских площадок, лагерей, форпоста и оказывала действенную помощь комсомольским организациям этих учреждений.
Политотдел Карлага НКВД в своем решении от 10 августа 1944 г. «О подготовке к новому 1944–1945 учебному году в школах Карагандинского совхоза НКВД», придавая важное значение работе школ в обучении детей вольнонаемного состава и учитывая трудности, связанные с отсутствием необходимого количества учебных и жилых помещений для школьников, а также недостаток учебников и полное отсутствие тетрадей, постановил:
- Обязать начальника административно-хозяйственного отдела (АХО) Круковскую и начальника отдела капитального строительства (ОКС) Бредихина закончить ремонт школы и строительство интерната в Долинке к началу 1944–1945 учебного года.
- В целях разгрузки школ периферии лагеря 3-й и 4-й классы этих школ перевести в среднюю Долинскую школу в 1944 году и оставить на местах только 1-е и 2-е классы.
- Обязать директора Долинской средней школы З. И. Рязанцеву принять учеников с периферии и разместить их в первую очередь в интернате.
- В связи с отсутствием средств на оплату преподавателей 14-ти начальных школ периферии Карлага просить Карагандинский Областной Комитет ВКП (б) обязать ОблОНО отпустить средства на содержание педагогического состава всех школ периферии.
- Просить Карагандинский Областной Комитет Партии обязать ОблОНО обеспечить минимальным количеством учебников и ученических тетрадей, как среднюю Долинскую школу, так и периферийные начальные школы Карлага.
- Поручить партийным организациям и комсомольскому отделению Политотдела провести подготовительную политико-массовую работу с учениками, родителями и преподавательским составом (беседы, родительские собрания, совещания преподавателей и т. п.), провести общие торжественные собрания учеников старших классов совместно с родителями, посвященные началу нового учебного года [3, л.45].
По общим итогам 1943/1944 учебного года Долинская средняя школа с филиалами 14 начальных школ в отделениях по Карагандинской области заняла 1-ое место.
Итоги 1944/1945 учебного года Долинской средней школы с филиалами (14 начальных школ по отделениям совхоза) представлены в таблице 2:
Таблица 2
Итоги успеваемости за 1944/1945 учебный год [4, л.19]
Класс |
Количество классов |
Переведено |
Отчислено |
Осталось на 2-й год |
Осенние испытания |
Отличники |
1 |
18 |
282 |
- |
33 |
5 |
48 |
2 |
16 |
116 |
- |
14 |
4 |
19 |
3 |
12 |
100 |
- |
14 |
7 |
13 |
4 |
3 |
72 |
- |
11 |
10 |
5 |
5 |
2 |
11 |
2 |
8 |
20 |
4 |
6 |
3 |
47 |
- |
9 |
15 |
2 |
7 |
2 |
38 |
4 |
12 |
7 |
3 |
8 |
1 |
28 |
- |
4 |
7 |
3 |
9 |
1 |
17 |
- |
1 |
3 |
1 |
10 |
1 |
14 |
- |
- |
- |
2 |
|
59 |
725 |
6 |
106 |
78 |
100 |
В 1944 г. комсомольская организация в области школьно-пионерской работы основное внимание уделяла подготовке и проведению испытаний и экзаменов учащихся; организации пионерских лагерей, форпостов. По завершении 1944/1945 учебного года существовало 7 пионерских лагерей, в которых в 1-ой смене — 30 дней отдыхало 315 учащихся и во 2-ую смену отдыхало 315 детей. Из них: Джезказганлаг — 50, Бурминское — 35, Акмолинск — 35, Сарепта — 35, Управление — 110, Топарское — 30, Эспинское — 20. В пионерлагерях и форпостах оздоровились 645 учащихся, 75 учащихся старших классов отдыхали и работали по 4–6 человек на сельскохозяйственных полях в школьном сельскохозяйственном лагере. Вся организация и воспитательная работа в пионерлагерях и форпостах проводилась в соответствии с решениями Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ), Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрава) и директивных указаний Политотдела ГУЛАГа НКВД СССР. Питание выдавалось по нормам согласно приказа Народного комиссариата торговли (Наркомторга) № 164 от 15.04.1945 г. и директивного указания Политотдела ГУЛАГа НКВД СССР.
В отчете за 1945 г. помощника начальника Политотдела по комсомолу Карлага НКВД младшего лейтенанта Госбезопасности Стэльмаха по школьно-пионерской работе указывалось, что в Карлаге НКВД действовали 14 начальных школ, неполная средняя школа и Долинская средняя школа. Всего обучалось 1650 учащихся, из них 475 пионеров, 253 октябрят и 77 комсомольцев [4, л.5].
Комсомольцы, пионеры, октябрята являлись авангардом в школе. Вся работа с пионерами и октябрятами проводилась под руководством 34 комсомольцев-пионервожатых, из которых 16 членов ВЛКСМ из комсомольских организаций (подразделений) и 18 комсомольцев — учащиеся старших классов. Пионервожатые свою работу строили совместно с преподавателями классов, проводили родительские собрания, беседы с родителями и организовывали самодеятельность учащихся.
В Долинской средней школе за период с 4 января по 30 декабря 1945 г. проведены 5 заседаний штаба дружины по вопросу предоставления рекомендаций для вступления в комсомол четырем пионерам, заслушаны отстающие пионеры и звеньевые, начальники штабов отрядов и утверждены планы практических работ; 21 отрядный сбор с пионерами и 19 сборов с октябрятами на различные темы и обсуждались конкретные вопросы учебы, дисциплины и слушались доклады, беседы, читки на разные темы: «О небесных светилах», «Герои гражданской войны», «Звезда КЭЦ», «Непокоренные», «Записки партизана», «Маугли», «Твой товарищ», «В Берлине», «Семиклассницы», «Горе и счастье», «Дорогами побед» и другие. Организовывались игры, коллективные выходы в кино, на экскурсии. Проведены литературные вечера, посвященные А. С. Грибоедову, А. П. Чехову, И. А. Крылову. Каждое звено ежедневно оформляло свой «боевой листок», один раз в месяц выпускались отрядные газеты и комсомольская стенная газета. Во всех отрядах организованы и проведены вечера с выдачей подарков в дни Нового года, 27-й годовщины Красной Армии и 8-го Марта. 2 семинара с пионервожатыми на темы: «Каким должен быть пионервожатый?», «Как должна проводиться пионерская работа?».
Директор школы, помощник начальника Политотдела, секретарь парторганизации и Начальник Управления провели: 2 классных собрания с родителями; 2 собрания с родителями отстающих учащихся; 2 открытых комсомольских собрания по вопросам успеваемости и дисциплины; 2 собрания всех учащихся старших классов и учащихся 4–6 классов по вопросам успеваемости и дисциплины. На совещании в Политотделе Карлага НКВД один раз заслушали информацию директора школы и доклад секретаря комсомольской организации об учебе и дисциплине комсомольцев. На открытом партийном собрании Управления слушали директора школы по вопросу о состоянии работы школы. Представители Политотдела и Парторганизации Карлага НКВД проводили совещания с директором школы, педколлектива по вопросам школьной работы и работы педагогического коллектива.
Комиссия по школьно-пионерской работе, комсомольские организации сельскохозяйственной опытной станции (СХОС), лечебно-санитарного отделения (ЛСО) и Управления проводили работу среди 320 учащихся, живущих в интернате. Для этой работы были выделены лучшие комсомольцы, которые проводили мероприятия совместно с воспитателями. Комсомольское отделение Политотдела Карлага НКВД подготовило и отпечатало памятку «О работе контрольного поста в интернате».
В Долинской средней школе проводилась значительная подготовка к экзаменам учащихся, повседневно заострялся вопрос перед школьниками о получении аттестата зрелости и выполнения всех требований школьных правил.
Были и отстающие учащиеся, среди которых 12 комсомольцев, пионеры и октябрята. Занятия с ними продолжались вестись и по окончании 1944/1945 учебного года [4, л.6].
Периодическая литература для пионерской работы поступала в малом количестве: один журнал «Вожатый» для 15 школ, три журнала «Мурзилка», одна «Смена», один экземпляр «Техника — молодёжи» и десять номеров журнала «Пионер», в 1945 г. поступил только № 1 и № 2.
За весь 1944/1945 учебный год по линии Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) выдано всем учащимся только по одной 10-ти листовой тетрадке и по одному перу, учебники отсутствовали.
В Карлаге предпринималось все возможное для выполнения задач на предстоящий учебный год. Политотдел Карлага просил ГУЛАГ оказать соответствующую максимальную помощь [4, л.7].
Из изложенного материала очевидно можно сделать вывод о том, что наряду с устоявшимися критериями и методами учебно-воспитательного процесса, проводившегося в системе школьного образования в мирное время и их соответствующего использования в условиях времени военного, перед школой стояла задача решительного усиления политического и трудового воспитания учащихся, советского патриотизма, беспредельной любви к Родине даже в такой специфической организации, каковой являлось Главное Управление Лагерей НКВД СССР.
Литература:
1. Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко-педагогическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. — 240 с.
2. Государственный Архив Карагандинской области (далее ГАКО). Ф. 1171 п. Оп. 1. Д. 689.
3. ГАКО. Ф. 1171 п. Оп. 1. Д. 983.
4. ГАКО. Ф. 1171 п. Оп. 1. Д. 1321.
Ключевые слова
успеваемость, интернат, подготовка к учебному году, соцсоревнование, школьно-трудовой лагерьПохожие статьи
Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой
В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.
К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания
В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...
Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)
В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.
Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ
В статье проводится историко-правовой анализ особенностей организации воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ. Авторы рассматривают процесс использования труда несовершеннолетних, ставят вопрос о смещении прерогатив го...
Пенитенциарные учреждения в системе органов внутренних дел (50–90-е гг.)
В статье рассматривается тенденции совершенствования пенитенциарных систем в послевоенные годы, которые свидетельствовали о наметившихся смягчениях в отношении осужденных.
Трудовое использование спецпереселенцев в системе ГУЛАГа в 1931–1936 годах (на примере спецпоселка Новый Бор Усть-Цилемского района Автономной области Коми)
Предмет исследования — использование труда спецпереселенцев, занятых на работах в сельскохозяйственном секторе системы ГУЛАГа. Рассматриваются основные трудности, проблемы и особенности трудового использования и организации производственного процесса...
Формирование навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности суворовцев (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы преподавателей суворовского училища по формированию навыков исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях довузовского военного образования, в частности представлен опыт проектно-исследовательской деят...
Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как способ предупреждения преступности
В статье поднимаются вопросы осуществления деятельности учеб-но-воспитательных учреждений в России. Рассматривается история формирования таких учреждений, проведен анализ статистики и разработаны варианты решения существующих проблем.
Роль ГУЛАГа в экономике СССР
В статье рассмотрена история возникновения исправительно-трудовых лагерей. Проведен анализ численности заключенных и экономической роли исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа НКВД в экономику СССР.
Формирование трудовых резервов страны в 1940–1945 гг.
Статья посвящена изучению становления и развития системы трудовых резервов в СССР в первой половине 1940-х гг. Значительное внимание в статье уделено процессу создания системы трудовых резервов.
Похожие статьи
Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой
В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.
К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания
В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...
Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)
В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.
Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ
В статье проводится историко-правовой анализ особенностей организации воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ. Авторы рассматривают процесс использования труда несовершеннолетних, ставят вопрос о смещении прерогатив го...
Пенитенциарные учреждения в системе органов внутренних дел (50–90-е гг.)
В статье рассматривается тенденции совершенствования пенитенциарных систем в послевоенные годы, которые свидетельствовали о наметившихся смягчениях в отношении осужденных.
Трудовое использование спецпереселенцев в системе ГУЛАГа в 1931–1936 годах (на примере спецпоселка Новый Бор Усть-Цилемского района Автономной области Коми)
Предмет исследования — использование труда спецпереселенцев, занятых на работах в сельскохозяйственном секторе системы ГУЛАГа. Рассматриваются основные трудности, проблемы и особенности трудового использования и организации производственного процесса...
Формирование навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности суворовцев (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы преподавателей суворовского училища по формированию навыков исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях довузовского военного образования, в частности представлен опыт проектно-исследовательской деят...
Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как способ предупреждения преступности
В статье поднимаются вопросы осуществления деятельности учеб-но-воспитательных учреждений в России. Рассматривается история формирования таких учреждений, проведен анализ статистики и разработаны варианты решения существующих проблем.
Роль ГУЛАГа в экономике СССР
В статье рассмотрена история возникновения исправительно-трудовых лагерей. Проведен анализ численности заключенных и экономической роли исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа НКВД в экономику СССР.
Формирование трудовых резервов страны в 1940–1945 гг.
Статья посвящена изучению становления и развития системы трудовых резервов в СССР в первой половине 1940-х гг. Значительное внимание в статье уделено процессу создания системы трудовых резервов.