Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения
Авторы: Коровина Светлана Владимировна, Кувшинова Наталья Михайловна, Просенкова Елена Александровна, Чувилина Ботагоз Абдуалиевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.12.2014
Статья просмотрена: 2989 раз
Библиографическое описание:
Коровина, С. В. Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения / С. В. Коровина, Н. М. Кувшинова, Е. А. Просенкова, Б. А. Чувилина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6831/ (дата обращения: 15.11.2024).
Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее. В этой статье мы делимся опытом нашей работы и обращаем внимание на то, что необходимо учитывать в работе с дошкольниками по данной теме. Опираясь на основную программу, где систематизирован современный программно-методический материал и обобщен опыт работы детского сада № 207 «Эдельвейс» г. Тольятти по формированию у дошкольников знаний о Правилах безопасности дорожного движения и навыков поведения на улицах и дорогах города. Особенность пособия заключается в его построении на основе Федеральных государственных требований к содержанию образования дошкольников — с учетом интегративного, гендерного, деятельностного и индивидуального подходов к работе с детьми.
Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД — одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском — обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения., знакомить с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н. П. Парамонова, Е. В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С. Г. Якобсон).
Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
В детском саду № 207 «Эдельвейс» г. Тольятти вопросу ознакомления детей с правилами поведения на улице уделяется особое внимание. Знакомство детей с Правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, начинается с раннего детства, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны. Дисциплинированного пешехода нельзя воспитать, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения строится на основе нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих данную деятельность, а также она должна осуществляться в системе. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивых привычки соблюдать правила дорожного движения.
Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный, деятельностный, гендерный, индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с ПДД.
Что нужно знать педагогу о возможностях дошкольника, связанных с ознакомлением с Правилами дорожного движения:
Начиная с 3 лет: дети способны отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно.
Начиная с 6 лет: обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенно от незначительного.
Начиная с 7 лет: уверенно отличают правую сторону дороги от левой.
Начиная с 8 лет: уже могут реагировать мгновенно, т. е., тут же останавливаться, когда их окликают; у них начинают формироваться основные навыки еды на велосипеде; они могут определить, место и источник шума; способны устанавливать и понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; не распознают возможные опасные ситуации.
Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.
Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД.
Совместная игровая деятельность
Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.
Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.
Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.
Сюжетно — ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.
«Минутка безопасности движения».
«Минутка» — это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1–3 минуты), которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. Минутку следует проводить 1–2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.
Совместная деятельность в развивающем — игровом комплексе «Автогородок».
«Автогородок» представляет собой отдельное помещение с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков, светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта. Имеется мини-библиотечка детской познавательной и художественной литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры, в которые дети могут поиграть не только непосредственно в «Автогородке», но и взять в группу на какое-то время для самостоятельной деятельности. Материал подобран для детей разных возрастных групп.
При этом важно создать положительный настрой у дошкольников, заинтересовать их. В связи с новыми требованиями важно осуществлять интеграцию разных видов деятельности, в процессе которых происходит ознакомление детей с правилами дорожного движения.
Так, в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети на дороге» и др.), просмотр познавательных видеофильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятия «левая-правая сторона», «снизу-сверху», «широкая-узкая полоса», т. е. ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги, улицы, квартала.
В процессе трудовой деятельности дети изготавливают атрибуты для игр (макеты транспорта, дорожных знаков, жезлы, флажки, шапочки, пилотки, разнообразную игровую атрибутику).
В процессе конструктивной деятельности у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала.
В процессе физической культуры развивают координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
В процессе музыкальной деятельности создаются условия для активного участия детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».
Художественной деятельности придается особая роль. Пристальное внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам на тему «Правила дорожного движения» (рисунки, поделки), которые используются не только для оформления выставок, атрибутов к играм детей, но и как часть оформления интерьера детского сада.
Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно организовывать поэтапно:
1. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах безопасности движения.
2. Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.
3. Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на дороге.
4. Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и деятельности.
5. Развитие творческих способностей в процессе применения знаний в практической деятельности.
Результативность системы по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения отслеживается в работе с детьми, родителями и создании предметно-развивающей среды.
Организация работы на основе интегративного, деятельностного, гендерного и индивидуального подходов позволяет осуществить ее в системе и добиться значительных результатов.
В этой связи поставленная цель, — формирование у дошкольников знаний о Правилах безопасности движения и развитие умений применять знания в деятельности и поведении, — осуществляется в дошкольном образовательном учреждении успешно.
Литература:
1. Белая, К. Ю. Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице (для среднего дошкольного возраста / К. Ю. Белая. — М.: Просвещение, 2001.
2. Белокурова, Г. В. Творчества солнечная нить. Пособие для педагогических работников./ Г. В. Белокурова, О.М, Беляева, Л. А. Шагова. — Тольятти, Форум, 2010. — 114 с.
3. Беляевскова, Г. Д. Правила дорожного движения для детей 3–7 лет. / Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, Э. Г. Шамаева. — Волгоград: Учитель, 2012. — 170 с.
4. Данилова, Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. / Т. И. Данилова. — СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 208 с.
5. Кобзева, Т. Г. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 219 с.
6. Кузнецова, А. В. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А. Е. Кузнецова. — М.: РИПОЛ классик: ДОМ. ХХIвек. 2009. — 189 с.
7. Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения: Практическое пособие / Под ред. Л. А. Сорокиной. — М.: АРКТИ, 2011. — 64 с.
8. Урунтаева, Г. Н. Дошкольная психология / Г. Н. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 235 с.
9. Шинкарюк, С. А. Правила безопасности дома и на улице / С. А. Шинкарюк. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Инт-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 416 с.
11. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. –1997. — 68 с.
Ключевые слова
безопасное поведение, правила дорожного движения, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, формы работы по ознакомлению с ПДДПохожие статьи
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...
Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников
Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...
Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»
Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач
Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...
Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления
В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...
Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО
В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...
Похожие статьи
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...
Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников
Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...
Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»
Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач
Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...
Пути совершенствования кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления
В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с функциями, задачами и ролью кадровой работы в органах государственной власти и власти местного самоуправления. В результате исследования делается вывод о том, что кадровая работа играет ключевую роль в ...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...
Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО
В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...