Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей
Авторы: Киракосян Катерина Эдвардовна, Савенко Татьяна Мамедовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.12.2014
Статья просмотрена: 7287 раз
Библиографическое описание:
Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами.
Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников стала предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева и другие).
В. М. Фадеева и М. М. Конина выявили следующие особенности народной сказки: последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам, т. е. прослеживается прямая связь между поступком и следствием — хорошие поступки награждаются, плохие приводят к трагическим последствиям.
Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка. [3,с.109]
«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема. [7,с.154]
В сказке отражаются и нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его, выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преображая его.
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра. [2,с.29]
Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные знания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал (привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев). «Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.
Воспитатель должен акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше на своих ошибках, а не на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо донести до детей следующие положения, подтвердив их примерами из сказок: для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь понимать и ценить доброе отношение к себе и т. д. [6,с.29]
Воспитателю следует учитывать, что большое количество сказок и их многообразие позволяют найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для подражания — героя сказки. Весьма важно не только найти пример, но и поддержать выбор дошкольника. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребенку, особенно перед всей группой. Отобранную сказку могут читать ребенку родители или воспитатель. Ребенок может рассказать о том, чем нравится ему герой и чему он хотел бы научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности дошкольников.
Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эта работа может проводиться и на уровне подгруппы, т. е. дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой. Очень важно, чтобы задания, которые получит каждый участник группы, были различны, а их основой было развитие индивидуальных способностей, т. е. кто-то рисует «портрет» героя сказки, кто-то придумывает за «героя» загадки, которые потом будут отгадывать дети на занятии, кто-то готовит ему «новый наряд» и т. д. Безусловно, что подобные группы имеют временный характер, т. е. они распадаются, когда будет решена поставленная цель.
Одним из основных требований к воспитателю в работе со сказкой является ее выразительное чтение, чтобы дошкольники могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит занятие. В работе с дошкольниками, на наш взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Рассказывая сказку, можно видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно-образную значимость. [4,с.35]
Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.
Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того, чтобы дошкольники усвоили новые слова, например: ухват, скарб, веретено, пастбище и др., нужно дать должное пояснение, обязательно нужно познакомить при возможности с их изображением; предложить составить несколько предложений с этими словами. Можно попросить детей вспомнить другие сказки, где используются эти слова, и наконец, можно попробовать нарисовать самим данные предметы.
Для лучшего восприятия сказки правомерно использовать музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей и даже детей, владеющих инструментами. Позже уместно провести викторину не только по тем или иным репликам героев, но и по музыкальным образам.
Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля принимали участие все дети. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто-то поет песенки, играет, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей, готовит «выставку картин» ребят по мотивам сказки и т. д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.
Слово, дело, коллектив, успех — это слагаемые, без которых нет и не может быть работы педагога. Педагог обязан найти слова благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, добрых и полезных дел.
Воспитателю необходимо подробно рассказать о проведенной работе на родительском собрании, отметив общий успех, помощь взрослых, а также развивающую и воспитывающую роль сказки, ее роль при приобщении детей к народной культуре. [5,с.28]
Владимир Солоухин очень образно сказал: «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потому они начинают прорастать. Биографии человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие и большие… растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, а некоторые — чертополохом».
Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е. выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае.
Формы использования сказки в ДОУ весьма разнообразны. Ее можно прочитать ребенку, не обсуждая, чтобы дошкольник еще какое-то время побыл в мире сказки и сам подумал о том, что услышал. Даже мимолетное соприкосновение со сказкой дает повод поразмыслить и через некоторое время попытаться «попробовать» себя в той или иной роли, т. е. «примерить» на себя роль героя.
Педагогом может быть использован алгоритм психокоррекционной сказки:
- подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру;
- описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;
- герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком;
- герой начинает искать выход из создавшегося положения. Здесь важно раскрыть создавшуюся ситуацию в нескольких ракурсах, т. е. предложить альтернативные модели поведения — герой осознает ошибочность своей позиции, изменяет ее, т. е. становится на путь изменения. [8,с.23]
Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.
Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически. Исходя из того, что в основе взаимоотношений лежит психическое явление «заражение», то «… через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом», со стороны воспитателя или педагога можно как бы переключить внимание и деятельность детей на иной объект. Например, вышел спор между детьми из-за спортивной машинки и уже дошел до выяснения отношений, а воспитатель вдруг просит разгоряченных мальчишек починить пару других машин, которые по какой-то причине оказались без колес и руля. Ребята тут же начинают починку, забыв о причине ссоры. [9, с.40]
Педагог должен помочь детям понять, что сказка, по определению М.Горького, — «образец национального искусства». Сказки в зависимости от содержания и темы заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
По мнению А. В. Запорожца, сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь [1,с.98]
В современных педагогических теориях отмечается, что в дошкольнике формируется мир нравственно-эстетических представлений, закладывается базис личной культуры, включающей ценностные переживания. Все это определяет необходимость использования художественной литературы, специфического вида искусства в котором выделяется приоритет гуманного отношения ко всему живому над безразличием и безнравственностью. А именно сказки эти положения раскрывают в доступной для детей форме. Познавая через сказку нравственно-гуманную модель поведения, ребенок стремиться перенести ее в реальную жизнь и руководствоваться ею.
Лучшему пониманию сказок дошкольниками помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Больная кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить ее песенкой, адресованной больной кукле. Можно инсценировать ряд произведений из хрестоматии: «Мой мишка» З. Александровой, «Аленушка» Е.Балагиной, «Маша обедает» С. Капутикян и т. д. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, он сначала может видеть в театре игрушек. [6,с.52]
Чем лучше будет знать каждый взрослый содержание всей хрестоматии, чем свободнее и естественнее он сможет соединять чтение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями, тем интереснее, ближе и понятнее станет для ребенка смысл произведения.
Начинать знакомство со сказкой лучше с показа цветной иллюстрации к уже знакомому детям произведению.
С раннего возраста дети знают потешку «Сорока-белобока», а в два-два с половиной года узнают и ее вариант — «Сорока, сорока». К обоим вариантам в хрестоматии есть рисунки Ю.Васнецова. Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. Вначале следует показать детям оба рисунка в тексте и пояснить, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. В подробностях рассмотреть этих персонажей лучше при использовании настольного театра. Во время одного из повторных рассматриваний персонажей следует показать детям спектакль, сопровождая показ пояснениями. [10,с.17]
Рассматривая вопрос о традиционном использовании сказки в воспитании детей можно сделать следующий вывод: сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Литература:
1. Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г.С.98
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С.144.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.,1999.
4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. М.,2007 с.256
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005 № 5 с.28
6. Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка — дошкольника в театрализованной деятельности. Ростов-на-Дону,2005г
7. Померанцева Э. В. Судьба русской сказки. М.,1979
8. Сидловская О. А. Сказка в развитии дошкольника //Дошкольное воспитание № 6,2002. С.23
9. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.,2007.с.96
10. Хрестоматия по фольклору. М.2002.