Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гарастюк, М. С. Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти) / М. С. Гарастюк, Г. А. Хамидуллина, Е. Б. Пономаренко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6866/ (дата обращения: 15.11.2024).

Одним из приоритетных направлений современного образования является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Это главный акцент в работе образовательных учреждений, ведь именно они являются центрами совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общества. Большим подспорьем в формировании гражданского сознания учащихся является социальное проектирование, которое дает детям возможность самостоятельно решать ряд последовательных задач: от постановки проблемы и цели, определения ее важности, до плана своих действий и логического завершения проекта.

Не случайно на территории Самарской области уже 15 лет большой популярностью пользуется конкурс социально-образовательных проектов «Гражданин», который направлен на решение стоящей перед государством задачи по формированию гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности у подрастающего поколения.

Для ребят МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти Самарской области участие в конкурсе «Гражданин» стало традиционным. В 2007 году учащиеся школы впервые разработали и реализовали свой социальный проект «Миллионы в помойке» о проблеме, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов. Креативность идеи, представленной подростками, заключалась в том, что они увидели нерациональное отношение властей и общественности к мусору, который во многих странах мира не гниет на свалках, а является вторичным сырьем, приносящим немалые доходы.

Главным результатом данного проекта стал разработанный и переданный губернатору Самарской области наказ с предложениями об изменении ситуации, связанной с ТБО. Ребята получили официальный ответ от руководителя области, в котором он обещал не оставить без внимания данную тему. Проект имел широкую огласку в Тольятти, его высоко оценило городское и областное жюри конкурса.

«Миллионы в помойке» стали дебютом для школьников 49 школы, который в корне изменил не только отношение ребят к окружающей действительности, но и помог им осознать, что они являются гражданами, от действий и мнения которых, зависит будущее города, области, страны. Поэтому желание действовать и влиять на ситуацию стало для детей необходимым.

Следующий социальный проект был посвящен спортивной тематике, так как в школе учится много ребят спортсменов. В названии «Обратная сторона медали» школьники попыталась отразить главную идею своего проекта: в большом спорте не должно быть забытых имен. Проведя анализ нормативно-правовых документов, социологическое и аналитическое исследования, встретившись со специалистами, ребята пришли к выводу, что на территории г. о. Тольятти фактически отсутствует материальная и моральная поддержка людей, которые защищали честь города и страны на спортивных соревнованиях различного уровня.

Главным результатом проекта стало привлечение внимания широкого круга общественности и власти к данной проблеме. Проект был освещен в местной печати и на телевидении. Инициативная группа выступила перед депутатами Самарской Губернской Думы с обращением, предлагавшим внести ряд поправок и дополнений в законодательство области. Своими силами при помощи администрации школы в лице директора Татьяны Николаевны Подоляко на территории образовательного учреждения была открыта «Аллея спортивных звезд». В 2009 году была заложена 1 звезда — Ольги Стариковой, заслуженного мастера спорта международного класса, чемпионки мира, трехкратной чемпионки Европы по прыжкам на батуте. А в 2010 году на аллее появилась звезда Виталия Гройсмана заслуженного тренера СССР, почетного гражданина Самарской области и Тольятти.

Безусловно, важным фактором в успешности реализации социального проекта является помощь ребятам со стороны взрослых: администрации школы, родителей, учителей, экспертов, представителей бизнеса и властных структур. Директор нашей школы считает, что такая деятельность помогает гражданскому становлению детей, приобщает их к социально значимым делам, воспитывает патриотизм и толерантность.

В начале 2010 года школа включилась в апробацию новой воспитательно-образовательной программы «Я — гражданин России» Я. В. Соколова. Приоритетом, этой программы является воспитание гражданина России нового поколения: имеющего высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей.

Социальный проект «С улыбкой по жизни» стал для школы знаковым, так как вошел в пятерку победителей XII Всероссийской акции «Я — гражданин России».

Проблема проекта наших ребят заключалась в том, что жители города испытывают трудности в получении услуг детской стоматологической службы. Актуальность данной темы показал социологический опрос. Инициативная группа проекта выяснила, что наиболее остро в городе стоят проблемы, связанные со здравоохранением. И особенно много претензий респонденты высказали по поводу работы детской стоматологической службы.

Для работы над проектом учащиеся разделились на 4 группы: правоведы, социологи, аналитики, эксперты.

Анализ нормативно-правовых документов показал, что организация детской стоматологии остается большой проблемой. Основная причина — ее бесправное положение в условиях рыночных отношений.

Группа экспертов организовала и провела встречи с компетентными специалистами.

Составив план действий, авторы проекта подготовили пакет предложений представителям власти и обращения к представителям городских властных структур, депутатам, спонсорам. Привлекли к реализации проекта родителей. Вместе со школьным бухгалтером составили смету проекта.

19 июня 2012 года выступили перед депутатами Думы г. о. Тольятти с презентацией своего проекта и предложением обратить внимание представителей региональной власти на проблему создания школьных стоматологических кабинетов.

Результаты не заставили себя ждать: комиссия по социальной политике Думы г. о. Тольятти обратилась в Самарскую Губернскую Думу с предложением решить вопрос на региональном уровне.

Данный проект является полностью завершенным, так как благодаря инициативности и неравнодушию ребят сдвинулось с места решение большой социальной проблемы нашего города.

Очень важно, что в Самарской области складывается обстановка, которая позволяет детям быть уверенными в себе. Им помогают все органы власти, начиная от губернатора и кончая главами районов. Понимание властей, что ребята занимаются нужным и полезным делом, очень важно для их становления.

Социальная практика меняет учащихся на глазах. Каждый новый успех в работе вселяет в них уверенность в своей значимости, а это необходимо для того, чтобы выходя из школы, ученик понимал, что он является частью гражданского общества, от действий которого зависит будущее страны и государства.

Сегодня просто необходимо научить наших детей решать свои проблемы самостоятельно, дать им возможность поверить в то, что их деятельность может влиять на окружающую действительность и менять ее к лучшему.

Основные термины (генерируются автоматически): тольятти, Самарская область, проект, социальный проект, школа, детская стоматологическая служба, окружающая действительность, проблема, ребята, Самарская Губернская Дума.

Похожие статьи

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Похожие статьи

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)