Принципы работы в коррекционном классе начальной школы
Автор: Байкова Анна Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 08.12.2014
Статья просмотрена: 1555 раз
Библиографическое описание:
Байкова, А. И. Принципы работы в коррекционном классе начальной школы / А. И. Байкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6871/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дети! Они могут быть разными. Кто-то общительный, кто-то замкнутый, кто-то активный, кто-то пассивный, кто-то легко поддаётся обучению, а кому-то необходимо помочь. Но каждый из них должен получить образование. И каждый в равной степени имеет на это право. Задача учителя состоит именно в том, чтобы найти методы и приёмы для реализации этого обучения, особенно если речь идёт о детях, которые учатся в коррекционном классе.
Можно ли представить учителя, который хотел бы плохо учить детей? Просто невозможно!
Успех работы учителя — в увлеченном творческом труде, в постоянном поиске новых наиболее эффективных методов и приемов. Я стремлюсь плодотворно использовать каждую минуту урока для приобретения учащимися новых знаний, для формирования у детей практических умений и навыков. Провожу продуманную работу по развитию творческих способностей учащихся, используя для этого различные формы и методы, вовлекая каждого школьника в разнообразную и целенаправленную деятельность, добиваясь его активного участия в решении поставленных перед ним задач.
Основные направления коррекционной работы
Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития. |
Развитие мелкой моторики кисти и пальце рук. |
Развитие навыков каллиграфии. |
|
Развитие артикуляционной моторики. |
|
Коррекция отдельных сторон психической деятельности. |
Развития зрительного восприятия и узнавания. |
Развитие зрительной памяти и внимания. |
|
Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). |
|
Развитие пространственных представлений. |
|
Развитие представлений о времени. |
|
Развитие слухового внимания и памяти. |
|
Развитие фонетико-фонематических представлений |
|
Развитие основных мыслительных операций. |
Навыков соотносительного анализа. |
Навыков группировки и классификации. |
|
Умение работать по словесной и письменной инструкции. |
|
Умение планировать деятельность. |
|
Развитие комбинаторных способностей. |
|
Развитие различных видов мышления. |
Развитие наглядно-образного мышления. |
Развитие словесно-логического мышления. |
|
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. |
Релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям. |
В сотрудничестве с учащимися я использую гуманно-личностный стиль общения, который построен на уважении друг к другу, взаимном доверии, желании слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся.
Каждый жест учителя, каждое его слово должно быть таким, чтобы ребёнок хотел идти за ним. В основе учительской работы должна лежать любовь к детям, предполагающая взаимопонимание, сотрудничество. Не перевоспитание ребёнка, а принятие его таким, какой он есть. Стремиться развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Создать условия для творческого развития ребёнка.
Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса. Об этом свидетельствует современный положительный опыт обучения так называемых «необучаемых» детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. [1,с.162]
Принципы коррекционного обучения:
- Принцип педагогического оптимизма.
- Принцип ранней педагогической помощи.
- Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
- Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
- Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
- Принцип необходимости специального педагогического
- руководства.
«Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [2, с. 330].
Используя различные образовательные технологии, я пришла к выводу, что необходимо:
- Обучение вести в максимальном контакте с учеником, чтобы постоянно присутствовало общение с ребёнком, сотрудничество с ребёнком.
- Обучение осуществлять параллельно развивая ум, сердце и руки учеников.
- Постараться воспитание вести без наказания.
- Добиваться тройного сотрудничества: учитель — ученик — родители.
- Обучение вести через игру.
- Предоставить на уроках свободный выбор вида деятельности (Обучение без принуждения).
А чтобы не сдерживать темпа развития, необходимо индивидуализировать учебный процесс. Каждый ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими способностями. Здесь помогает знание психологических особенностей данного возрастного периода и каждого ребенка; а что бы урок был более эффективным процессом добыванием знаний, надо заинтересовать ребят, приохотить их к учению, к умению думать.
Перед учителем младших классов всегда стоит вопрос, как повысить эффективность обучения младших школьников. Где искать резервы? Конечно, в повышении качества урока. Вспоминая слова В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Формула «Успех порождает успех…» в классах коррекции действует безотказно. И она должна работать не только на уроках, но и во внеурочное время: на секциях, кружках, чтобы ученики могли показать себя, поверить в себя, полюбить себя и окружающий их мир. Ведь только любовь творит чудеса.
Именно поэтому, каждый день встречаю детей у порога, спрашиваю о здоровье, о доме, о просмотренных телепередачах и прочитанных книгах. А на первом уроке дарим друг другу комплименты и рассказываем о погоде. Постоянно необходимо использовать словесные способы поощрения и поддержки, для того чтобы ребёнок почувствовал себя более уверенно и стремился достигнуть новых высот.
Одна из целей состоит в том, чтобы дети больше общались, учились понимать друг друга, развивали связанную речь и коммуникативные способности, могли свободно высказываться на любую тему, оттачивали умение пользоваться словом.
Каждый специалист, работающий с детьми, нуждается в объективной информации о семье, в которой воспитывается ребенок. Такая информация помогает педагогу оказывать влияние на педагогический процесс в семье, согласовывать воспитательную деятельность семьи и учреждения.
С первых уроков нужно работать над развитием речи: над произношением в соответствии с нормами языка, над грамматической правильностью высказываний, выразительностью. Необходимо использовать необычные нестандартные приемы при обучении детей грамоте. Например, уже в букварный период дети могут научиться разгадывать кроссворды. Я считаю, что работа с кроссвордами не только обогащает словарный запас ребенка, но и развивает наблюдательность, побуждает работу мысли, так как надо соотнести слово с его лексическим значением, учит рассуждать. При совершенствовании речи постоянно использую различные упражнения для пальцев рук, т. к. «у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук».
Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации нетипичных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка
Постоянно работаю над общим развитием личности — развитием ума, воли, чувств. Развивая ум, развиваем волю — умение поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение её. Работаем над выполнением любых задач, начиная от самых простых, заканчивая самыми сложными. На каждом этапе делаем выводы и анализируем, то чего мы достигли.
В результате коррекционного обучения у ребёнка должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные предметные знания занимают своё определённое место. И этот образ мира построен из личностных смыслов. Знания детей, как бы кирпичики, на которых стоит чувство уверенности в себе, на чём и формируется положительная «Я — концепция» ребёнка.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. — Москва: Просвещение, 1994 -с.162.
2. Дети с задержкой психического развития. /Ульенкова У. В. — Нижний Новгород: издательство НГПУ, 1994. — с. 330.
3. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. ТА. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — Москва: Педагогика., 1984. — c.312.