Мир культуры игры и культуры коммуникации современного дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лемберг, Т. А. Мир культуры игры и культуры коммуникации современного дошкольника / Т. А. Лемберг. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 131-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6891/ (дата обращения: 15.11.2024).

Современный этап развития дошкольного образования выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центрального звена развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его компонентами: звукопроизносительной стороной, лексикой, грамматикой, связной речью. Если ребенок умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без жаргонных и просторечных слов, мы можем сказать, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи [4, c.120].

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. [32]. М.И. Лисиной дается следующее определение: общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [7, с.168].

Общение — сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности [9, с.173]. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми [10, с.92].

Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата [12, с.74]. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) [8, с.503]. Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач [24, с.104]. Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослым.

I этап — потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

II этап — нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

III этап — нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству с взрослым, выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

IV этап — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Это позволит ребенку использовать их как руководство в своих поступках.

Развитие человеческого общества и общение людей — сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Б.Ф.Ломов выделяет три функции общения:

-        Информационно-коммуникативная;

-        Регуляторно-коммуникативная;

-        Аффективно-коммуникативная [5, с.173].

Каждая личность выполняет множество функций: служебные (напр., подчиненный, начальник, педагог, ученик, воспитанник детского сада и т.д.), семейные (мать, отец, сестра, брат и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.

Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

-        общение есть взаимонаправленное действие;

-        оно подразумевает активность каждого из его участников;

-        участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;

-        каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек, получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:

-        организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

-        формирование и развитие межличностных отношений;

-        познание людьми друг друга;

-        общение — необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

В ходе общения формируется т.н. продукт общения — образования как материального, так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.

Итак, общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

-        коммуникативную (передача информации);

-        интерактивную (взаимодействие);

-        перцептивную (взаимопринятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Культура общения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, иными словами, мы развиваем у ребенка дошкольного возраста определенные компетентности: что и как уместно или неуместно делать или не делать в определенной ситуации. Учим ребенка замечать состояния других людей, определенным образом реагировать на это. Некоторые «неговорящие» дети (ЗПР, моторная алалия) инстинктивно чувствуют то, что не замечают их сверстники: так, Сергей К., рассматривая картинку, где дети в спортивных костюмах катаются с горы на лыжах, весело смеются над упавшим мальчиком в длинной шубе [учеб. Пособие Русский язык в картинках], заплакал, жестами показывая, что ему жаль упавшего ребенка. Подобное развитие эмпатии зависит от внутреннего состояния ребенка и от воспитания в семье. С первых лет жизни учим понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность [5, с.252].

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон, то есть, усвоение «формул речевого этикета», которое лучше всего развивается в игровой деятельности. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется — добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово» и последующая его драматизация помогает детям усвоить «формулы речевого этикета».

Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность — Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность — Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность — В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду среди ровесников.

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок учится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления — отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

На сегодняшний день существуют различные методы воспитания культуры общения у детей. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение — "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать — словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых — направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. В игре естественна подмена мотивов: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Достаточно важна воспитательная роль игры на уровень развития культуры общения детей.

Так как, играя, ребенок общается, можно выбрать ряд тем для проведения игр, способствующих воспитанию тех или иных форм общения старших дошкольников, что однозначно повышает уровень культуры общения этих детей.

Тема. Помехи в общении.

Занятие № 1. Обратная связь в межличностном контакте.

Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает:

а)     поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.

б)     сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.

Обсуждение.

Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?

В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что ребенок выражает в общении. Мы дали этому феномену название безличная коммуникация или коммуникация посредством масок. Обговорили "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации в группе.

Занятие № 2. "Маски" в общении.

Данная игра относится к разряду имитационных, которые являются не только средством подготовки к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности дошкольников.

Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.

Порядок работы

Мы предложили испытуемым на выбор карточки, где заданы маски:

1)      равнодушия;

2)      прохладной вежливости;

3)      высокомерной неприступности;

4)      агрессивности ("попробуй не выполнить мое желание");

5)      послушания или угодливости;

6)      деланной доброжелательности или сочувствия;

7)      простодушно-чудаковатой веселости.

(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются).

Дети демонстрировали свои "маски".

Вариант 1. Каждому нужно было вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.

Вариант 2. Каждый должен был выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивалось "живой фотографией": маску нужно было удерживать на лице не меньше 30 секунд.

Мы предпочли второй вариант, поскольку он снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После занятия мы предложили детям домашнее задание: рассказать, какими "масками" они чаще всего пользуются в жизни, и чем они помогают и чем мешают в общении.

В детском саду проводятся ролевые игры, которые мы расцениваем как модель общения. Она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе" [5, с.252].

Сюжетно-ролевые игры, которые мы использовали, имели большой успех среди наших воспитанников именно тем, что действие происходило в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращалась в больницу, или в магазин. А играющие дети брали на себя соответствующие роли (врача, продавца). В таких играх мы, как правило, задействовали несколько участников, поскольку всякая роль предполагала партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. Во время проведения таких игр нас, прежде всего, интересовало значение игры дошкольников для развития культуры общения.

Целесообразно при обучении детей сюжетно-ролевым играм в целях согласования совместных действий, развитию творческого воображения, моделирования предметно-игровой среды в календарном плане определять работу по одной игре в месяц. Например, при планировании работы по обучению сюжетно-ролевой игре «Цирк» (старший дошкольный возраст):

1-я неделя. Предварительная работа: посещение циркового представления, просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация», чтение художественной литературы — А.П.Чехов «Каштанка», «Девочка и слон» и др., работа по отгадыванию загадок.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк». Конкурсный отбор артистов.

2-я неделя. Сюжетно-ролевая игра «Цирк». Подготовка циркового представления. Репетиции, дрессировка животных. Создание афиши, изготовление билетов.

3-я неделя. Сюжетно-ролевая игра «Цирк». Цирк-шапито. Гастроли.

4-я неделя. Сюжетно-ролевая игра «Цирк». Окончание гастролей. Отъезд.

В заключение можно провести игру-драматизацию «Таня и львенок». (Артисты цирка готовятся к отъезду, а маленький львенок ждет девочку, с которой подружился).

Итак, можно сделать следующие выводы:

1.      Общение и игра дошкольников тесно связаны, поэтому, воспитывая культуру общения, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. Организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общения.

2.      На уровень культуры общения, а значит и на умение общаться, могут влиять личностные особенности детей, то есть трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдаются трудности личностного плана, например: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.

3.      Коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние на повышение уровня культуры общения и игры детей дошкольного возраста.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется. Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

 

Литература:

 

1.       Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. — 2001. — № 5. — с. 51-61.

2.       Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога [Текст] / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. — 2002. — № 10. — с. 82-90.

3.       Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина. — М.: Академия, 1997. — 232с.

4.       Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М.Бородич. — М.: Просвещение, 1981. — 255с.

5.       Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить [Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. — М.: Знание, 1988. — 94с.

6.       Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи [Текст] /Т.Г.Винокур// Исследования по грамматике русского литературного языка. — М.: изд. АН СССР, 1955. — 154с.

7.       Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе М / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — с. 78-80.

8.       Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] / В.В.Гербова. — М.: Просвещение, 1993. — 127с.

9.       Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] /Г.А.Глинка. — СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. — 221с.

10.   Горшкова Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. — 2000. — № 12. — с. 91-93.

11.   Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. — 2000. — № 6. — с. 54-56.

12.   Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. — Свердловск: СГПИ, 1989. — 109с.

13.   Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Современность, 1999. — 363с.

14.   Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. — М.: Академия, 2000. — 416с.

15.   Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. — М.: Академия, 1999. — с.201-202.

16.   Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. — М.: Академия, 1999. — с.204-208.

17.   Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов — н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. — 32с.

18.   Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. — М.: Академия, 1999. — с.49-52.

19.   Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст] / А.И.Максаков– М.: Просвещение, 1988. — 157с.

20.   Новотворцева Н. В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева. — Ярославль: Гринго, 1995. — 236с.

21.   Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974. — 148с.

22.   Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими [Текст] /Л.А.Пеньевская// Дошкольное воспитание. — 1963. — № 2. — С. 13-17.

23.   Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. — 223с.

24.   Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. — М.: АПО, 1994. — 63с.

25.   Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. — М.: АПН СССР, 1987. — 120с.

26.   Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: АПН СССР, 1990. — 137с.

27.   Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] /К.К.Радина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. — М.: Академия, 1999. — с.221-229.

28.   Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] /О.И.Соловьева. — М.: Просвещение, 1966. — 175с.

29.   Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] /Ф.А.Сохин// Вопросы психологии. — 1989. — № 3. — с. 21-24.

30.   Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. — М.: Просвещение, 1972. — 280с.

31.   Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] /О.С.Ушакова. — М.: Изд-во института психотерапии. — 2001. — 237с.

32.   Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е.А.Флерина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. — М.: Академия, 1999. — с.210-115.

33.   Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А.А.Леонтьев [Текст] / Л.П.Якубинский. — М.: Наука, 1986. С. 17–58.

34.   maam.rudetskijsad/igra…sredstvo…doshkolnikov.html

35.   knowledge.allbest.ruПедагогика…_0.html

36.   vse-dlya-detey.rusovety…razgovor…vozrasta.html

37.   uchebnikionline.comДетская психология

38.   univer5.rupsihologiya/psihologiya-obscheniya-i-…

39.   universalinternetlibrary.rubook/50020/chitat_…

40.   diplomteam.ruindex.php?…2011-03-18…view=article

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общение, сюжетно-ролевая игра, детский сад, культура общения, дошкольный возраст, игра, старший дошкольный возраст, коммуникативная функция речи, общий результат.