Значение игры в развитии ребёнка
Автор: Нечкина Светлана Рудольфовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 13.12.2014
Статья просмотрена: 239 раз
Библиографическое описание:
Нечкина, С. Р. Значение игры в развитии ребёнка / С. Р. Нечкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6911/ (дата обращения: 15.11.2024).
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, даёт приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времён отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познаёт жизнь.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны человеческой души: его ум, сердце, воля.
Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребёнка положительные эмоции, приятные волнения.
В подвижных играх ярко выражена роль движений. Именно поэтому они широко используются, как средство физического воспитания. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая. Не похожа на предыдущие варианты. Она всегда проходит по новому и таит в себе много неожиданностей.
Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.
Актуален вопрос о подвижных и спортивных играх, которые тесно связаны между собой. Играм в салки, перетяжки мальчишки часто предпочитают футбол, хоккей, волейбол через сетку, хотя при этом они больше простаивают или бегают за мячом, чем играют, потому что мяч, как правило, плохо слушается их. Тут мы подходим к истине о пользе подвижных игр, в которые можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменять по желанию.
Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне её провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
Младший школьный возраст (1–4 кл.) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр необходимо делать короткие перерывы для отдыха. Для 1 и 2 класса широко применяются игры с бегом и прыжками: «Воробьи и вороны», «Волк и ягнёнок», «Смена номеров» и т. д. Сравнительно слабое развитие мышечной системы не допускает игры с активным единоборством, переноской тяжёлых предметов.
Учащиеся 3 класса начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач и, в частности, умения владеть мячом: передачи, ловля, выбивание. («Передача мяча» «Охотники и утки», «Попади в мяч» и др.) В занятия включают баскетбол без правил, где дети знакомятся со спортивной игрой -баскетбол.
В этом возрасте начинают активно формироваться навыки общественного поведения, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за своё место и общий порядок в коллективе. Закреплению этих качеств служат такие игры, как «Кто раньше» «Космонавты» и т. д. В этом возрасте, по сравнению с дошкольным, дети уже могут сдерживаться, подчиняться в играх общим правилам поведения, оценивать поступки других.
Средний школьный возраст (5–7 кл.) характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Игры, применяемые в этом возрасте, должны быть направлены на повышение организованности, дисциплинированности и активности детей. Крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система. Дети, особенно мальчики, любят игры, где преимущественно развивается сила («Бой петухов», «Рыбная ловля» и т. д.). Наиболее характерными играми для этого возраста являются: «На одной ноге по кругу ", встречные и линейные эстафеты, «Сильный бросок», «Перебрасывание мяча». Организуя игры, надо стремиться развивать самостоятельность детей, предоставляя им самим выбирать водящих, подбирать команды. Учитель не должен допускать излишнего возбуждения и напряжения в играх, присущих в этом возрасте.
Подростковый возраст (8–9 кл.) характеризуется интенсивным развитием и перестройкой всего организма — половым созреванием. Усиленно растёт костная система. Одновременно отмечается неустойчивость сердечной, деятельности и нервной системы, увеличивается способность к отвлеченному мышлению и появляется стремление к самостоятельной творческой деятельности. Подбирая игры для подростков надо всегда учитывать их характерные особенности. Мальчиков этого возраста особенно привлекают игры с элементами силовой борьбы: «Вытолкни из круга», «Перетягивание на свою сторону», поединки в парах. Полезно широко использовать игры с соревнованием, игры, требующие организованности, бесшумности действий, чтобы помочь учащимся самим справиться со своей повышенной возбудимостью. Для соревнования подростков необходимо использовать самые любимые игры, в которых они уже многократно упражнялись и даже достигли мастерства. В календарь соревнований для этого возраста могут быть включены игры такие как «Туда и сюда», «Эстафета с городками» и др..
В подростковом возрасте заканчивается формирование характера, но вместе с тем физиологическая перестройка организма осложняет деятельность нервной системы, что нередко выражается в нарушении уравновешенности, обострении чувства самолюбия. Поэтому руководитель играми должен с особым тактом, выдержкой, умением, сочетая эти качества с требовательностью, умением избегать конфликтных ситуаций. Игры для учащихся 10–11 классов, юношеского возраста, заключаются в инициативе и творческой самостоятельности. В работе могут быть использованы игры учащихся предшествующей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле повышения требований к точности выполнения тех или иных технических приёмов («Чехарда», «Последовательная эстафета», «Круговая эстафета»). Для юношей рекомендуется широко использовать игры с сопротивлением и борьбой («Перетягивание каната»). В школе часто применяются эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные, баскетбольные передачи, переноска товарища, «тачка», «тачанка», «гусеница» и др.), а также спортивные игры, по которым проводятся соревнования внутри школы и между школами.
Без трудоёмких исследований понятно, что дети больше любят играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы, игре отдаются всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко невозможные в условиях обычной деятельности.
Приложение.
Игры для I—IV классов
«Перебежки»
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место, начертив вокруг своих ступней на земле небольшой кружок.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
«Кто раньше»
Играющие делятся на 3 команды и становятся в колонну по одному у намеченной черты. Головные игроки держат в руках флажки. На расстоянии 30 м от черты против каждой колонны чертят круг диаметром 1 м. В круг ставят 4 булавы (или других предмета). По сигналу головные игроки бегут к булавам, кладут их на землю и, возвращаясь к своей команде, передают флажок второму игроку. Тот вновь ставит булавы и, вернувшись, передает флажок следующему игроку, и т. д. Побеждает команда, первой закончившая игру.
Игры для V-VII классов
«На одной ноге по кругу»
Играющие делятся на 2 команды, становятся по кругу на расстоянии 2–3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обегают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и т. д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.
«Встречная эстафета»
В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на 2 группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30–40 м: на одной стороне — четные номера, на другой — нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т. д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для VIII- XI классов.
«Вытолкни из круга»
На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, толкая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запрещается). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.
«Эстафета»
Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией старта. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету
«Перетяни канат»
Играющие (10–30 человек) делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10–15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внутри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15 м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м в стороны). По команде преподавателя «Внимание — марш!» все бегут к центру площадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону.
Литература:
1. Ермолаев Ю. А., Ермолаева Ю. Ю., Винникова Е. Е. «Народные подвижные игры». М. 1990г.
2. Коротков И. М». Подвижные игры в школе» М. 1980г.
3. Журнал «Физическая культура в школе», № 1, 1995 год, ст». Подвижные игры, развивающие силовые качества», стр.22
4. Коротков И. М. «Подвижные игры во дворе». ФиС № 5 1987год.
5. Михайлов В. В. «Физкультура для всей семьи». М. 1990год.
6. Погадаев Г. И. «Настольная книга учителя физкультуры». М. 1998год.
7. Яковлев В. Г». Игры для детей».М. 1975год.
8. Яковлев В. Г., Ратников В. П. «Подвижные игры»М 1977год.