Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации
Авторы: Матянина Татьяна Ивановна, Логинова Александра Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 05.01.2015
Статья просмотрена: 1428 раз
Библиографическое описание:
Матянина, Т. И. Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации / Т. И. Матянина, А. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 121-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6959/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность данной проблемы обусловлена сложностью обеспечения полноценного общения и досуга детей и подростков в современном российском обществе. Где, как не в клубе ребенок может найти образец правильного общения и не стать жертвой пагубных привычек и искаженного общения.
Особенностью «Клуба общения», который действует на базе Центра внешкольной работы «Парус», является многофункциональное и многомерное клубное пространство — объективно существующая устойчивая система связей между субъектами клубной деятельности, проявляющая себя через набор социальных ролей субъектов клуба, взаимообусловленность и взаимозависимость различных видов деятельности, систему организации общения и взаимодействия субъектов, способ организации физического или виртуального пространства клуба.
Показателями сформированности клубного пространства являются:
- сложившаяся совокупность сфер деятельности клуба, ориентированной на развитие сфер индивидуальности (образовательная деятельность, досуговая деятельность, общение, организационная деятельность, информационная деятельность, культурно-массовая деятельность);
- сложившиеся взаимодействия и взаимоотношения представителей разных поколений в клубе;
- организационное строение клуба, включающее характеристики открытости клуба, институт членства, развитие системы управления и самоуправления;
- наличие специфических стилевых характеристик клуба;
- наличие стилистически оформленного и оборудованного клубного помещения, в том числе и пространства для индивидуального и группового общения молодежи;
- информационное пространство клуба;
- устойчивые связи и взаимодействия клуба с другими государственными и негосударственными институтами разного уровня (от федерального до локального) для достижения общих целей, основанные на разработанной нормативно-правовой базе;
- сформированная материально-техническая база клуба.
Социально-экономическими предпосылками стали распад старой межведомственной системы организации работы с детьми и подростками.
Организационными предпосылками институционализации клубов, где подростки и дети смогли бы организовать свое общение, явилось наличие развитой сети учреждений по работе с молодежью по месту жительства, продолжавших выполнять свои функции в изменившихся социально-экономических условиях, наличие значительного кадрового корпуса клубных педагогов.
Научно-методической предпосылкой стал значительный багаж русской и советской клубной педагогики, наработанный за вековую историю развития молодежного клубного движения в России.
Внешними характеристиками клуба как социального института является сложившаяся в стране к середине 90-х годов прошлого века устойчивая сеть клубных учреждений по месту жительства, определенный уровень развития нормативно-правовой базы, система материального и финансового обеспечения клубной работы, включенность клубов в реализацию государственных задач по работе с молодежью.
Внутренняя организация нашего клуба как социального института обоснована целью коммуникативной и досуговой деятельности — обеспечение позитивной занятости детей и подростков.
Основные направления работы клуба реализуются через включенность в конкретные программы:
Социально-педагогические программы, имеющие своей целью, как правило, позитивные изменения в личностях подростков, создание атмосферы клубности, включение подростков и молодежи в организацию деятельности клуба, в процесс управления клубом. При этом оказание конкретных социальных или досуговых услуг, организация массовых дел, являются инструментом в реализации цели, а не самой целью.
Программы одного проекта имеют целью оказание конкретной социальной, социально-педагогической услуги или системы услуг для подростков и молодежи в режиме работы клуба по месту жительства.
Программы развития учреждения по работе с детьми и подростками по месту жительства или обеспечивающие деятельность учреждения имеют своей целью совершенствование системы организации деятельности конкретного учреждения.
Программы экспериментальной работы имеют своей целью отработку в экспериментальном режиме системы организации деятельности клуба общения.
Набор стандартов поведения членов подростково-молодежных клубов определяется системой норм и традиций, сформированной педагогами и ребятами системой членства, специфическим клубным стилем.
Основой организации досуговой деятельности в клубе является общение, которое в силу специфических характеристик клубной организации и наличия в них различных по жизненному опыту и социальной роли субъектов носит специфический характер. Это общение нескольких уровней:
- общение молодых людей в своих возрастных группах (свободное, равное общение в предметной, досуговой и социальной деятельности);
- общение взрослых в своих возрастных группах (свободное и равное общение в педагогической деятельности);
- педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит субъект-субъектная педагогическая парадигма. Условиями эффективности данного взаимодействия в клубе является согласованность индивидуальных потребностей молодежи и взрослых, клубный стиль и традиция как основа взаимодействия.
Задачи социального становления в подростково-молодежном клубе по месту жительства:
- развитие в деятельности клуба по месту жительства интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции молодого человека;
- присвоение детьми и подростками базовых социальных ценностей — прав человека, межкультурного диалога, демократического гражданства;
- идентификация и присвоение системы ценностей, норм и традиций локального социума (города, района, улицы) и клуба;
- формирование индивидуальной системы ценностей и норм, соотносимых с социальными и групповыми ценностями и нормами;
- развитие мотивационно-потребностной сферы молодого человека на основе приобретенного позитивного опыта организации досуга.
- приобретение подростками опыта социального проектирования, самоорганизации, управления и самоуправления в досуговой и социальной сфере.
Подготовленность педагогического коллектива клуба к решению педагогических задач социального становления молодых людей является ключевым условием его эффективности.
В ходе наших наблюдений подтверждено, что включение клубных форм в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей делает возможным выход его на новый качественный уровень: увеличивается возможность самопознания, самовыражения, самоутверждения личности, что благоприятствует овладению ею широким диапазоном знаний, образованностью в новых социальных отношениях, отношениях сотрудничества и активной жизненной позиции.
Деятельность воспитанника в условиях клубных форм обязательно связана с самообразованием, с более глубоким познанием проблем, связанных с развитием его склонностей, интересов, жизненных планов.
Поэтапно происходит наращивание самоуправляющих функций воспитанника в клубных формах: от исполнительского уровня активности до созидательного, самостоятельного выдвижения целей, задач, планирования своей деятельности и свободного времени, поиска приоритетных дел на каждый конкретный промежуток времени.
Таким образом, связь клубных форм с общественной деятельностью школьника-подростка, в процессе которой он воздействует на духовную жизнь окружающих, объективно придает социальную значимость его коммуникативной деятельности и субъективно возвышает его сознание.
Литература:
1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / — М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
2. Инновационные направления в развитии воспитания. Методическое пособие / В. П. Сергеева и др. — М: УЦ «Перспектива», 2012.
3. Мирошкина, М. Р. Проблемы социального становления молодежи в условиях глобального общества / М. Р. Мирошкина // Научный поиск в воспитании: стратегии, парадигмы, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Москва, МГПИ. — М., 2007.
4. Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: в 2-х частях, Москва, 2004.