Актуальные проблемы воспитания в российской школе
Автор: Брянцева Елена Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 19.12.2014
Статья просмотрена: 9602 раза
Библиографическое описание:
Брянцева, Е. В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе / Е. В. Брянцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6962/ (дата обращения: 15.11.2024).
Неудовлетворённость общества школой и неудовлетворённость школы отношением к ней общества могут быть преодолены за счёт повышения эффективности педагогической деятельности. Но для этого надо сформировать конструктивную позицию педагогического коллектива, направленную на обновление всей системы …
Д. А. Медведев
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Процесс формирования развитой личности не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно — нравственного совершенствования.
Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.
Таким образом, цель воспитания школы — развитие социальной и культурной компетентности личности, ее саморазвитие в социуме, формирование человека — гражданина, семьянина — родителя, обеспечение необходимых научно — методических, организационных, кадровых и информационных условий для развития воспитательной системы школы.
Для достижения цели, мы ставим перед собой следующие задачи воспитания:
- создание условий для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого;
- формирование у учащихся креативности;
- оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей.
Реализация поставленных целей и путей их достижения будет возможным, если:
будет создана модель выпускника.
Это, конечно, некий идеал, к которому мы стремимся. Мы исходили из того, что ребенок, приходящий в первый класс, уже социализирован в семье, в группе детского сада, в интеллектуальном, моральном и других отношениях;
- если к окончанию 5 класса каждый школьник определит свое место в классе; в подростковом возрасте «освоит» школу и внешкольное пространство, а в выпускных классах — «выйдет» в жизнь;
- если будут созданы условия совместной деятельности всех участников образовательного процесса с привлечением различных социальных институтов.
Любая программа при всех ее достоинствах и недостатках — лишь общее направление деятельности. От учителей, классных руководителей, от богатства общественных связей школы зависит успешность работы. Каждый учитель должен стремиться наполнить программу интересным для ребят содержанием, быть убедительным, включать в урок, в классный час, во внешкольные занятия и мероприятия проблемы, жизненно значимые для подростков и выпускников, тесно связанные с окружающим социумом.
Пространства школы для социализации недостаточно. Чтобы наши выпускники уверенно чувствовали себя в мире взрослых, им надо раскрыть все многообразие и сложности пространства жизни.
В своей программе мы ориентируемся на следующие принципы воспитания:
1. Принцип гуманистической ориентации воспитания.
Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения.
Условиями реализации данного принципа являются:
- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия на учащихся;
- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;
- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов.
В практической педагогической деятельности нашей школы, этот принцип отражается в следующих правилах:
- в общении с ребенком доминирует уважительное отношение к нему;
- педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и сам должен быть добрым;
- педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
- в школе, классе и других объединениях учащихся, педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
2. Принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой, в заботе о природной среде, признание ребенка таким, каков он есть и создание ему доступной зоны развития.
3. Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества.
4. Принцип деятельностного подхода предполагает, осознанную включенность ребенка в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально — значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.
Система воспитательной работы школы должна включать в себя воспитание учащихся в процессе обучения, профессиональное самоопределение и внеурочную воспитательную работу, в ходе которой решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в классе, школе.
За организацию воспитательной работы в ГОУ отвечают:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- педагог — организатор;
- социальный — педагог;
- классные руководители;
- педагоги дополнительного образования.
Управление воспитательным процессом в ГОУ должна осуществляться через аналитическую, планово-организационную, контролирующую функцию по следующим направлениям:
- работа с педагогическими кадрами:
· МО классных руководителей;
· открытые мероприятия;
· индивидуальная работа;
· диагностика педагогического коллектива.
- работа с учащимися:
· по направлениям воспитательной работы;
· индивидуальная работа.
- работа с родителями:
· общешкольный родительский комитет;
· школьные мероприятия;
· внешкольные мероприятия;
· Совет профилактики;
· индивидуальная работа.
Основными направлениями воспитательной системы школы являются гражданско-правовое воспитания, в частности развитие краеведения в школе и художественно-эстетическое направление.
Таким образом, школа формирует будущую личность, самостоятельного человека, который сам может принимать решения. И очень многое зависит от того, кто помогает ему познавать новое, направляет его в нужную сторону.
Литература:
1. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
2. Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Воспитание в современной школе. — М. Изд-во Просвещение, 2009 г.