Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Авторы: Серебрякова Наталия Александровна, Кузьмина Ольга Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 24.12.2014
Статья просмотрена: 1268 раз
Библиографическое описание:
Серебрякова, Н. А. Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего возраста к условиям детского сада / Н. А. Серебрякова, О. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6968/ (дата обращения: 15.11.2024).
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. В привычной, сложившейся жизни ребенка происходят важные изменения: чёткий режим дня, постоянное присутствие большого количества сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, сокращается время контакта и общения с родными. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка и большинства родителей детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Адаптационный процесс проходит три фазы:
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3–5 месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей, у них повышается уровень тревожности. В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми, так и с родителями.
Также нельзя забывать и о том, что сам воспитатель, работая с новыми детьми и родителями, проживает процесс адаптации и ему необходима психологическая поддержка, забота о собственном здоровье и формирование умения саморегуляции.
Таким образом, мы поставили перед собой задачу осуществлять работу по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада по трем направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
Нами был составлен план работы, который мы хотим представить вашему вниманию.
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственный |
Срок выполнения |
1 |
Организационная работа: - Беседа с родителями - Комплектование групп и составление графика приема детей в детский сад |
Заведующая |
Перед поступлением ребенка в ДОУ По мере поступления детей в ДОУ |
2 |
Медико-оздоровительная работа: - Сбор анамнеза, просветительская работа с родителями - Проведение общеукрепляющих мероприятий в группах раннего возраста - Индивидуальная помощь детям «группы риска» - Наблюдение за физиологическим состоянием детей, с регистрацией в адаптационном листе - Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима |
Врач, старшая медсестра |
Перед поступлением ребенка в ДОУ Сентябрь
По мере необходимости В течение 5 дней с момента поступления ребенка в ДОУ Постоянно |
3 |
Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации: - Анкетирование родителей
- Разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода - Работа с семьями воспитанников /беседы, составление индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка/ - Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных возможностей и потребностей, уровня развития - Использование психосберегающих технологий - Организация содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды - Создание в группе благоприятного психологического микроклимата - Совместная работа с родителями |
Воспитатели
Старший воспитатель
Старший воспитатель, воспитатели |
По мере поступления детей в ДОУ Август, сентябрь
До поступления ребенка в ДОУ
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Постоянно
В течение адаптационного периода |
Направления работы в период адаптации к условиям ДОУ.
I. Работа с детьми в период адаптации.
1. Проведение мероприятий, направленных на поддержание и повышение иммунитета ребенка.
2. Индивидуальный режим ребенка.
- Приход ребенка вместе с родителями во время прогулки.
- Посещение вместе с мамой групповой комнаты во второй половине дня, экскурсия по группе.
- Пребывание ребенка в группе в первые три дня по два-три часа.
3. Организация развивающей предметно — пространственной среды: наличие уголков настроения и уединения, наличие ярких, интересных игрушек, сенсорной юбки, средств ТСО, аудиотека с записями классической музыки для детей, звуками природы, колыбельных песен и пр.
4. Создание благоприятного психологического климата в группе: называние детей по имени, которым его называют дома, использование тактильного контакта.
5. Организация детской деятельности: слушание музыкальных произведений, чтение потешек, чередование видов детской деятельности, создание у детей установок на предстоящие виды деятельности, спокойное проведение всех режимных моментов (нельзя заставлять детей что-то долго ждать), приучать детей активно участвовать в режимных моментах (все, что может ребенок выполнять сам, он выполняет самостоятельно), организовать совместную деятельность детей, особенно рисование, хороводные игры.
См. приложение № 1
II. Работа с родителями.
1. Создание доверительных отношений с родителями.
2. Выработка единых требований к ребенку (со стороны родителей и педагогов).
3. Анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.
4. Индивидуальные беседы и консультации.
5. Оформление стендовой информации, памяток, буклетов.
6. Совместные досуги.
См. приложение № 2
III. Работа с педагогами.
1. Проведение мероприятий, направленных на поддержание/повышение иммунитета педагогов /прием витаминов, фито чаи/
2. Консультирование педагогов /групповое и индивидуальное/, оформление памяток, буклетов с рекомендациями.
3. Проведение релаксационных упражнений у педагогов: «Успокаивающее дыхание»: сделать глубокий вдох, направляя воздушный поток вниз живота, задержать дыхание на пару секунд, потом медленно выпустить.
См. приложение № 3
Заключение
Как мы видим, человеческий фактор преобладает над всеми остальными. Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги запаслись терпением и душевной теплотой. Именно от поддержки, внимания взрослых зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и дальше будет сторониться людей.
Приложение № 1
Организация детской деятельности. С добрым утром! (малоподвижная игра)
Слова |
Действия |
С добрым утром, глазки! |
Поглаживаем веки глаз. |
Вы проснулись? |
Смотрим в бинокль |
С добрым утром, ушки! |
Поглаживаем ушки. |
Вы проснулись? |
Прикладываем ладонь к ушам. |
С добрым утром, ручки! |
Поглаживаем кисти рук |
Вы проснулись? |
Хлопаем в ладоши. |
С добрым утром, ножки! |
Поглаживаем ноги. |
Вы проснулись? |
Притопываем. |
С добрым утром, солнце! |
Руки раскрываются навстречу солнышку. |
Мы проснулись! |
Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться. |
Игра «Ладушки»
Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.
Слова |
Действия |
- Ладушки, ладушки. Где были? |
Показывают ладошки |
- У бабушки! |
Вращают кистями |
Испекла нам бабушка |
Хлопают в ладоши |
Сладкие оладушки, Маслом поливала, Деток угощала. Коле два, Оле два, |
Воспитатель «раздает оладушки» детям |
Ване два, Тане два. Всем дала! |
Показывают в руках «оладушки» |
Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.
«Матрешки». Под музыку с детьми водим хоровод:
Слова |
Действия |
Ходим, ходим хороводом Перед всем честным народом. |
Идут по кругу друг за другом |
Сели, |
Присаживаются |
Встали, |
Встают |
Себя показали. |
Девочки за юбочки, мальчики руки на пояс, повороты из стороны в сторону |
Попрыгали, |
Прыгают |
Потопали |
Топают |
В ладошки мы похлопали. |
Хлопают |
Игры — релаксации.
1. «Льдинка Маринака»
Слова |
Действия |
Льдинка Маринка На крыше висела. |
Дети стоят вытянувшись, руки вверх |
Солнышко вышло, пригрело ее. Таяла, таяла льдинка И все!!! |
Постепенно опускают руки вниз и приседают или ложатся на пол. |
2. «Чудо»
Слова |
Действия |
Маленькая гусеница В домике сидит. Там темно и тесно, Но она молчит. |
Сидя на корточках, обняв колени руками, голова опущена. |
Пролетело времечко, Лопнула стена. Бабочка вспорхнула, Что за красота! |
Постепенно встают, руки разводят в стороны
Изображают полет бабочки. |
Приложение № 2
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания вашего ребенка и создать благоприятные условия для его развития.
1. Ф. И. О. ребенка _________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________
Домашний адрес, телефон ________________________________________________
2. Ф. И. О. матери, год рождения _____________________________________________
Образование, специальность, место работы __________________________________
3. Ф. И. О. отца, год рождения _____________________________________________
Образование, специальность, место работы __________________________________
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) _________________________
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними ________
6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ____________________________
7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес ___________
8. Какие игрушки любит, кто их убирает ______________________________________
9. Основные виды игр и занятий дома _________________________________________
10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- С детьми своего возраста — да/нет |
- С детьми старшего возраста — да/нет |
- С незнакомыми взрослыми — да/нет |
- С родными — да/нет |
11. Каким вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным, мало эмоциональным, очень эмоциональным.
12. Что умеет делать ребенок самостоятельно __________________________________
13. Выполнение каких режимных моментов доставляет вам больше всего трудностей (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите) ____________________________________________________________
14. Какой аппетит у вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; ест плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
15. Как вы кормите ребенка дома (нужное подчеркнуть):
- Он ест сам, а потом подкармливаем/ чаще его кормим с ложки
- Ест аккуратно/ не очень аккуратно
- Мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают/ мы разрешаем, не есть то, чего не хочет
- Пусть ест столько, сколько хочет/ тарелка должна быть чистой
16. Как ребенок засыпает дома (нужное подчеркнуть):
- Быстро/ медленно
- Сам/ с ним сидит кто-то из взрослых
- Иногда мочится во сне
- Раздевается и одевается сам/ его раздевают и одевают взрослые
Благодарим за сотрудничество!
Дата заполнения:
Памятка для родителей
«Ребёнок поступает в детский сад»
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей долгое время, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые заболевания, психическая регрессия и пр.
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в развитии; фаза длится в среднем 1 месяц.
2. Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. регресс уменьшается и регистрируется лишь по отдельным параметрам; фаза длится 3–5 месяца.
3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают регресс, у них появляется прогресс в развитии.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тесного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ, способствующего адаптации ребенка к условиям детского сада. И чтобы ребенок вступил в новую жизнь радостным, мы хотим предложить следующие рекомендации:
- создайте в семье спокойную дружескую атмосферу;
- установите четкие, единые требования к ребенку со стороны взрослых, будьте последовательны в их предъявлении;
- будьте терпеливыми, т. к. дети в этот период наиболее впечатлительны, и им свойственно заражаться, как позитивными, так и негативными эмоциями окружающих;
- формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены;
- поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;
- когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;
- говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, короткие пояснения;
- спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»;
- заботьтесь о том, чтобы у малыша были новые впечатления, но не перегружайте его психику. Достаточно одного яркого события за выходные. Более частые яркие события могут привести к перевозбуждению ребенка;
- вместе с малышом занимайтесь творческой деятельностью: рисуйте, лепите, играйте и т. д.
- поощряйте любопытство;
- будьте щедрым на похвалу;
- каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи);
- с гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и ходит в детский сад;
- напоминайте ребенку, как обращаться к воспитателю, другим детям, как правильно заявлять о своих потребностях;
- напоминайте малышу, что в детском саду деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
- чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки;
- обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече придерживайтесь их в будущем;
- поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско — родительских взаимоотношений;
- помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с мамой, а детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому уделяйте больше внимания ребенку дома;
- важно дома придерживаться режима дня ДОУ;
- содействуйте повышению иммунитета ребенка;
- планируйте время так, чтобы первые 2–4 недели посещения ребенком ДОУ у вас была возможность забирать его пораньше;
- при каждом удобном случае демонстрируйте позитивное отношение к детскому саду;
- будьте вежливы с сотрудниками ДОУ и другими родителями. Помните — Вы пример для подражания детей;
- детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Обращайтесь за помощью к специалистам: старшему воспитателю, воспитателям.
Помните! Ваше спокойное состояние поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада.
«Семейные посиделки».
Сценарий развлечения в группе раннего возраста с участием родителей
Цель: укрепление детско — родительских отношений.
Задачи:
1. Познакомить детей и родителей с новым игровым и фольклорным материалом.
2. Развивать способы взаимодействия родителей и детей, творческий потенциал семьи.
Материалы и оборудование:
1. Сенсорная юбка.
2. Игрушка Петрушка.
3. Клубок.
4. Музыкальный центр, танцевальная музыка для детей раннего возраста.
5. Цветная бумага 3 цветов (красного, синего цвета, желтого цвета), ножницы, клей — карандаш, цветной картон для фона.
Ход: Родители заходят с детьми на руках, садятся на стульчики, которые стоят полукругом.
Воспитатель в сенсорной юбке: Здравствуйте взрослые и дети! Я рада приветствовать Вас на наших семейных посиделках. Ой, кто это здесь? (Достает из кармана юбки Петрушку)
Петрушка: А вот и я! Ой, сколько здесь ребят и родителей. Вы тоже пришли поиграть? А давайте играть вместе! У кого в руке клубок свое имя назовет. Меня зовут Петрушка. А Вас? Воспитатель достает клубок из кармана юбки и передает его по кругу, родители называют свое имя и имя ребенка.
Петрушка: посмотрите, что у меня есть. Воспитатель достает из юбки мыльные пузыри, надувает их. Игра «Поймай пузырь». А сейчас я приглашаю всех поиграть в игру «Раздувайся пузырь».
Петрушка: Поиграли, поиграли и немножечко устали. Ребятки! Забирайтесь к маме на коленочки!
Летний дождик (игровой массаж)
Слова |
Действия родителей |
Дождик бегает по крыше – Бом! Бом! Бом! |
Похлопывают ладонями по спинкам детей |
По веселой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом! |
Постукивают пальчиками |
Дома, дома посидите. Бом! Бом! Бом! |
Поколачивают кулачками |
Никуда не выходите. Бом! Бом! Бом! |
Растирают ребрами ладоней |
Посчитайте, поиграйте. Бом! Бом! Бом! |
Растирают плечи круговыми движениями |
А уйду — тогда гуляйте. Бом! Бом! Бом! |
Поглаживают спинку руками |
Петрушка: А я очень люблю делать поделки. А вы ребята? А вы уважаемые родители? А давайте мы с вами сделаем картину «Наши сердца», но для начала мы с Вами подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Слова |
Действия родителей |
Этот пальчик — дедушка |
Загибают по очереди пальчики: большой |
Этот пальчик — бабушка |
Указательный |
Этот пальчик — папочка |
Средний |
Этот пальчик — мамочка |
Безымянный |
Ну, а это — я. |
Мизинец. |
Вот и вся моя семья |
Показываю крепко сжатый кулачок. |
Изготовление аппликации «Наши сердца»: вырезаем из красной бумаги большое сердце — это сердце папы, наклеиваем на лист картона, из синего цвета вырезаем среднее сердце — мамино сердце, а из желтого цвета — маленькое сердечко /сердечко ребенка/. Приклеивают в произвольном порядке.
Петрушка: какие красивые картины получились, а теперь я приглашаю всех на танец.
Танец «веселая пляска»
Петрушка: Спасибо вам ребята, спасибо и вам уважаемые родители, но мне уже пора отдыхать. До свидания! До новых встреч!
Приложение № 3
Памятка для воспитателей по организации педагогического процесса в период адаптации
- В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего ребенка, с учетом рекомендаций врача, старшего воспитателя. Со временем все дети переходят на общий режим.
- Во время адаптационного периода необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
- Необходимо подготовить «полочку любимых игрушек», где будут располагаться вещи, принесенные из дома детьми.
- Педагогу следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на дневной сон: гладить ему руки, ноги, спину, голову (если ему это нравится).
- Познакомить ребенка с группой, провести экскурсию.
- В психологически напряженной, стрессовой ситуации переключить внимание ребенка на древнюю пищевую реакцию, а именно чаще предлагать ребенку попить воды, пожевать кусочек хлеба.
- Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием кистей, поэтому ребенку чаще предлагать пальчиковые игры.
- Проводить игры для налаживания доверительных отношений с детьми. Инициатором является взрослый. Игры должны быть фронтальными, кратковременными и проводятся несколько раз в день.
- Периодически включать не громкую спокойную музыку, при этом соблюдать дозировку звучания.
- Лучшее лекарство от стресса смех, следовательно, необходимо создавать как можно больше ситуаций, в которых бы ребенок смеялся.
- Проводить тематические дни.
- Ежедневно беседовать с родителями, вселяя в них уверенность, рассеивая беспокойство и тревогу за своего ребенка.