Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего возраста к условиям детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Серебрякова, Н. А. Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего возраста к условиям детского сада / Н. А. Серебрякова, О. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6968/ (дата обращения: 15.11.2024).

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. В привычной, сложившейся жизни ребенка происходят важные изменения: чёткий режим дня, постоянное присутствие большого количества сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, сокращается время контакта и общения с родными. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка и большинства родителей детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Адаптационный процесс проходит три фазы:

1.      Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).

2.      Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3–5 месяцев).

3.      Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей, у них повышается уровень тревожности. В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми, так и с родителями.

Также нельзя забывать и о том, что сам воспитатель, работая с новыми детьми и родителями, проживает процесс адаптации и ему необходима психологическая поддержка, забота о собственном здоровье и формирование умения саморегуляции.

Таким образом, мы поставили перед собой задачу осуществлять работу по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада по трем направлениям:

1.                  Работа с детьми.

2.                  Работа с родителями.

3.                  Работа с педагогами.

Нами был составлен план работы, который мы хотим представить вашему вниманию.

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Срок выполнения

1

Организационная работа:

- Беседа с родителями

- Комплектование групп и составление графика приема детей в детский сад

Заведующая

Перед поступлением ребенка в ДОУ

По мере поступления детей в ДОУ

2

Медико-оздоровительная работа:

- Сбор анамнеза, просветительская работа с родителями

- Проведение общеукрепляющих мероприятий в группах раннего возраста

- Индивидуальная помощь детям «группы риска»

- Наблюдение за физиологическим состоянием детей, с регистрацией в адаптационном листе

- Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима

Врач, старшая медсестра

 

Перед поступлением ребенка в ДОУ

Сентябрь

 

 

По мере необходимости

В течение 5 дней с момента поступления ребенка в ДОУ

Постоянно

3

Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации:

- Анкетирование родителей

 

- Разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода

- Работа с семьями воспитанников /беседы, составление индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка/

- Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных возможностей и потребностей, уровня развития

- Использование психосберегающих технологий

- Организация содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды

- Создание в группе благоприятного психологического микроклимата

- Совместная работа с родителями

 

 

Воспитатели

 

Старший воспитатель

 

Старший воспитатель, воспитатели

 

 

По мере поступления детей в ДОУ

Август, сентябрь

 

 

До поступления ребенка в ДОУ

 

 

 

Постоянно

 

 

 

Постоянно

 

Постоянно

 

 

 

 

 

 

Постоянно

 

В течение адаптационного периода

 

Направления работы в период адаптации к условиям ДОУ.

I.                  Работа с детьми в период адаптации.

1.             Проведение мероприятий, направленных на поддержание и повышение иммунитета ребенка.

2.             Индивидуальный режим ребенка.

-        Приход ребенка вместе с родителями во время прогулки.

-        Посещение вместе с мамой групповой комнаты во второй половине дня, экскурсия по группе.

-        Пребывание ребенка в группе в первые три дня по два-три часа.

3.             Организация развивающей предметно — пространственной среды: наличие уголков настроения и уединения, наличие ярких, интересных игрушек, сенсорной юбки, средств ТСО, аудиотека с записями классической музыки для детей, звуками природы, колыбельных песен и пр.

4.             Создание благоприятного психологического климата в группе: называние детей по имени, которым его называют дома, использование тактильного контакта.

5.             Организация детской деятельности: слушание музыкальных произведений, чтение потешек, чередование видов детской деятельности, создание у детей установок на предстоящие виды деятельности, спокойное проведение всех режимных моментов (нельзя заставлять детей что-то долго ждать), приучать детей активно участвовать в режимных моментах (все, что может ребенок выполнять сам, он выполняет самостоятельно), организовать совместную деятельность детей, особенно рисование, хороводные игры.

См. приложение № 1

II.               Работа с родителями.

1.                  Создание доверительных отношений с родителями.

2.                  Выработка единых требований к ребенку (со стороны родителей и педагогов).

3.                  Анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.

4.                  Индивидуальные беседы и консультации.

5.                  Оформление стендовой информации, памяток, буклетов.

6.                  Совместные досуги.

См. приложение № 2

III.            Работа с педагогами.

1.                  Проведение мероприятий, направленных на поддержание/повышение иммунитета педагогов /прием витаминов, фито чаи/

2.                  Консультирование педагогов /групповое и индивидуальное/, оформление памяток, буклетов с рекомендациями.

3.                  Проведение релаксационных упражнений у педагогов: «Успокаивающее дыхание»: сделать глубокий вдох, направляя воздушный поток вниз живота, задержать дыхание на пару секунд, потом медленно выпустить.

См. приложение № 3

Заключение

Как мы видим, человеческий фактор преобладает над всеми остальными. Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги запаслись терпением и душевной теплотой. Именно от поддержки, внимания взрослых зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и дальше будет сторониться людей.

Приложение № 1

Организация детской деятельности. С добрым утром! (малоподвижная игра)

Слова

Действия

С добрым утром, глазки!

Поглаживаем веки глаз.

Вы проснулись?

Смотрим в бинокль

С добрым утром, ушки!

Поглаживаем ушки.

Вы проснулись?

Прикладываем ладонь к ушам.

С добрым утром, ручки!

Поглаживаем кисти рук

Вы проснулись?

Хлопаем в ладоши.

С добрым утром, ножки!

Поглаживаем ноги.

Вы проснулись?

Притопываем.

С добрым утром, солнце!

Руки раскрываются навстречу солнышку.

Мы проснулись!

Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.

 

Игра «Ладушки»

Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

Слова

Действия

- Ладушки, ладушки.

Где были?

Показывают ладошки

- У бабушки!

Вращают кистями

Испекла нам бабушка

Хлопают в ладоши

Сладкие оладушки,

Маслом поливала,

Деток угощала.

Коле два, Оле два,

Воспитатель «раздает оладушки» детям

Ване два, Тане два.

Всем дала!

Показывают в руках «оладушки»

 

Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.

«Матрешки». Под музыку с детьми водим хоровод:

Слова

Действия

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Идут по кругу друг за другом

Сели,

Присаживаются

Встали,

Встают

Себя показали.

Девочки за юбочки, мальчики руки на пояс, повороты из стороны в сторону

Попрыгали,

Прыгают

Потопали

Топают

В ладошки мы похлопали.

Хлопают

 

Игры — релаксации.

1.                 «Льдинка Маринака»

Слова

Действия

Льдинка Маринка

На крыше висела.

Дети стоят вытянувшись, руки вверх

Солнышко вышло, пригрело ее.

Таяла, таяла льдинка

И все!!!

Постепенно опускают руки вниз и приседают или ложатся на пол.

 

2.                 «Чудо»

Слова

Действия

Маленькая гусеница

В домике сидит.

Там темно и тесно,

Но она молчит.

Сидя на корточках, обняв колени руками, голова опущена.

Пролетело времечко,

Лопнула стена.

Бабочка вспорхнула,

Что за красота!

Постепенно встают, руки разводят в стороны

 

Изображают полет бабочки.

 

Приложение № 2

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания вашего ребенка и создать благоприятные условия для его развития.

1.                  Ф. И. О. ребенка _________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________

Домашний адрес, телефон ________________________________________________

2.                  Ф. И. О. матери, год рождения _____________________________________________

Образование, специальность, место работы __________________________________

3.                  Ф. И. О. отца, год рождения _____________________________________________

Образование, специальность, место работы __________________________________

4.                  Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) _________________________

5.                  Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними ________

6.                  К кому из членов семьи ребенок больше привязан ____________________________

7.                  Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес ___________

8.                  Какие игрушки любит, кто их убирает ______________________________________

9.                  Основные виды игр и занятий дома _________________________________________

10.              Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- С детьми своего возраста — да/нет

- С детьми старшего возраста — да/нет

- С незнакомыми взрослыми — да/нет

- С родными — да/нет

11.              Каким вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным, мало эмоциональным, очень эмоциональным.

12.              Что умеет делать ребенок самостоятельно __________________________________

13.              Выполнение каких режимных моментов доставляет вам больше всего трудностей (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите) ____________________________________________________________

14.              Какой аппетит у вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; ест плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

15.              Как вы кормите ребенка дома (нужное подчеркнуть):

-          Он ест сам, а потом подкармливаем/ чаще его кормим с ложки

-          Ест аккуратно/ не очень аккуратно

-          Мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают/ мы разрешаем, не есть то, чего не хочет

-          Пусть ест столько, сколько хочет/ тарелка должна быть чистой

16.              Как ребенок засыпает дома (нужное подчеркнуть):

-          Быстро/ медленно

-          Сам/ с ним сидит кто-то из взрослых

-          Иногда мочится во сне

-          Раздевается и одевается сам/ его раздевают и одевают взрослые

Благодарим за сотрудничество!

Дата заполнения:

Памятка для родителей

«Ребёнок поступает в детский сад»

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей долгое время, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые заболевания, психическая регрессия и пр.

Выделяют три фазы адаптационного процесса:

1.                  Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в развитии; фаза длится в среднем 1 месяц.

2.                  Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. регресс уменьшается и регистрируется лишь по отдельным параметрам; фаза длится 3–5 месяца.

3.                  Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают регресс, у них появляется прогресс в развитии.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тесного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ, способствующего адаптации ребенка к условиям детского сада. И чтобы ребенок вступил в новую жизнь радостным, мы хотим предложить следующие рекомендации:

-        создайте в семье спокойную дружескую атмосферу;

-        установите четкие, единые требования к ребенку со стороны взрослых, будьте последовательны в их предъявлении;

-        будьте терпеливыми, т. к. дети в этот период наиболее впечатлительны, и им свойственно заражаться, как позитивными, так и негативными эмоциями окружающих;

-        формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены;

-        поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;

-        когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;

-        говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, короткие пояснения;

-        спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»;

-        заботьтесь о том, чтобы у малыша были новые впечатления, но не перегружайте его психику. Достаточно одного яркого события за выходные. Более частые яркие события могут привести к перевозбуждению ребенка;

-        вместе с малышом занимайтесь творческой деятельностью: рисуйте, лепите, играйте и т. д.

-        поощряйте любопытство;

-        будьте щедрым на похвалу;

-        каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи);

-        с гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и ходит в детский сад;

-        напоминайте ребенку, как обращаться к воспитателю, другим детям, как правильно заявлять о своих потребностях;

-        напоминайте малышу, что в детском саду деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

-        чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки;

-        обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече придерживайтесь их в будущем;

-        поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско — родительских взаимоотношений;

-        помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с мамой, а детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому уделяйте больше внимания ребенку дома;

-        важно дома придерживаться режима дня ДОУ;

-        содействуйте повышению иммунитета ребенка;

-        планируйте время так, чтобы первые 2–4 недели посещения ребенком ДОУ у вас была возможность забирать его пораньше;

-        при каждом удобном случае демонстрируйте позитивное отношение к детскому саду;

-        будьте вежливы с сотрудниками ДОУ и другими родителями. Помните — Вы пример для подражания детей;

-        детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Обращайтесь за помощью к специалистам: старшему воспитателю, воспитателям.

Помните! Ваше спокойное состояние поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада.

«Семейные посиделки».

Сценарий развлечения в группе раннего возраста с участием родителей

Цель: укрепление детско — родительских отношений.

Задачи:

1.      Познакомить детей и родителей с новым игровым и фольклорным материалом.

2.      Развивать способы взаимодействия родителей и детей, творческий потенциал семьи.

Материалы и оборудование:

1.             Сенсорная юбка.

2.             Игрушка Петрушка.

3.             Клубок.

4.             Музыкальный центр, танцевальная музыка для детей раннего возраста.

5.             Цветная бумага 3 цветов (красного, синего цвета, желтого цвета), ножницы, клей — карандаш, цветной картон для фона.

Ход: Родители заходят с детьми на руках, садятся на стульчики, которые стоят полукругом.

Воспитатель в сенсорной юбке: Здравствуйте взрослые и дети! Я рада приветствовать Вас на наших семейных посиделках. Ой, кто это здесь? (Достает из кармана юбки Петрушку)

Петрушка: А вот и я! Ой, сколько здесь ребят и родителей. Вы тоже пришли поиграть? А давайте играть вместе! У кого в руке клубок свое имя назовет. Меня зовут Петрушка. А Вас? Воспитатель достает клубок из кармана юбки и передает его по кругу, родители называют свое имя и имя ребенка.

Петрушка: посмотрите, что у меня есть. Воспитатель достает из юбки мыльные пузыри, надувает их. Игра «Поймай пузырь». А сейчас я приглашаю всех поиграть в игру «Раздувайся пузырь».

Петрушка: Поиграли, поиграли и немножечко устали. Ребятки! Забирайтесь к маме на коленочки!

Летний дождик (игровой массаж)

Слова

Действия родителей

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

Похлопывают ладонями по спинкам детей

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальчиками

Дома, дома посидите.

Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулачками

Никуда не выходите.

Бом! Бом! Бом!

Растирают ребрами ладоней

Посчитайте, поиграйте.

Бом! Бом! Бом!

Растирают плечи круговыми движениями

А уйду — тогда гуляйте.

Бом! Бом! Бом!

Поглаживают спинку руками

 

Петрушка: А я очень люблю делать поделки. А вы ребята? А вы уважаемые родители? А давайте мы с вами сделаем картину «Наши сердца», но для начала мы с Вами подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Слова

Действия родителей

Этот пальчик — дедушка

Загибают по очереди пальчики: большой

Этот пальчик — бабушка

Указательный

Этот пальчик — папочка

Средний

Этот пальчик — мамочка

Безымянный

Ну, а это — я.

Мизинец.

Вот и вся моя семья

Показываю крепко сжатый кулачок.

 

Изготовление аппликации «Наши сердца»: вырезаем из красной бумаги большое сердце — это сердце папы, наклеиваем на лист картона, из синего цвета вырезаем среднее сердце — мамино сердце, а из желтого цвета — маленькое сердечко /сердечко ребенка/. Приклеивают в произвольном порядке.

Петрушка: какие красивые картины получились, а теперь я приглашаю всех на танец.

Танец «веселая пляска»

Петрушка: Спасибо вам ребята, спасибо и вам уважаемые родители, но мне уже пора отдыхать. До свидания! До новых встреч!

Приложение № 3

Памятка для воспитателей по организации педагогического процесса в период адаптации

-        В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего ребенка, с учетом рекомендаций врача, старшего воспитателя. Со временем все дети переходят на общий режим.

-        Во время адаптационного периода необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

-        Необходимо подготовить «полочку любимых игрушек», где будут располагаться вещи, принесенные из дома детьми.

-        Педагогу следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на дневной сон: гладить ему руки, ноги, спину, голову (если ему это нравится).

-        Познакомить ребенка с группой, провести экскурсию.

-        В психологически напряженной, стрессовой ситуации переключить внимание ребенка на древнюю пищевую реакцию, а именно чаще предлагать ребенку попить воды, пожевать кусочек хлеба.

-        Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием кистей, поэтому ребенку чаще предлагать пальчиковые игры.

-        Проводить игры для налаживания доверительных отношений с детьми. Инициатором является взрослый. Игры должны быть фронтальными, кратковременными и проводятся несколько раз в день.

-        Периодически включать не громкую спокойную музыку, при этом соблюдать дозировку звучания.

-        Лучшее лекарство от стресса смех, следовательно, необходимо создавать как можно больше ситуаций, в которых бы ребенок смеялся.

-        Проводить тематические дни.

-        Ежедневно беседовать с родителями, вселяя в них уверенность, рассеивая беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, период адаптации, родитель, воспитатель, поступление ребенка, старший воспитатель, Петрушка, ранний возраст, сенсорная юбка.

Похожие статьи

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Похожие статьи

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни