Почта: социально-психологическая игра для детей 8–12 лет девиантного поведения
Авторы: Азарова Наталья Кирилловна, Горшкова Ольга Александровна, Боровикова Наталья Николаевна, Трофимова Елена Павловна, Чабан Марина Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 26.12.2014
Статья просмотрена: 1335 раз
Библиографическое описание:
Почта: социально-психологическая игра для детей 8–12 лет девиантного поведения / Н. К. Азарова, О. А. Горшкова, Н. Н. Боровикова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6970/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная игра направлена на детей с девиантным поведением (физическая, вербальная, агрессия, нежелание подчиняться правилам поведения). Игра адресована педагогам и психологам, работающим с трудными детьми и с детьми от 8 до 12 лет.
Педагогу часто приходится решать проблемы детей, которые значительно отличаются от других детей своим поведением. Как воздействовать на трудного ребенка? Этот вопрос возникает не только у родителей, но и у педагогов. В категорию «трудных», попадают разные дети. Это и конфликтные дети, и дети которые, не умеют общаться со сверстниками, взрослыми или трудновоспитуемые и т. д. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, то есть дети активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.
Работа с трудными детьми на сегодняшний день является актуальной темой так как, современное «цивилизованное» общество систематически страдает от накалённого уровня криминогенной обстановки, особенно в подростковой среде. В погоне за материальными благами, взрослые упускают тот момент, когда у подростка, начинается переход к девиантному типу поведения (физическая, вербальная, агрессия, нежелание подчиняться правилам поведения). Отсутствие внимания, общения со стороны родителей создают предпосылки для благоприятных условий формирования у подростков отклоняющие от нормы поведения.
Затрудняют общение ребенка и взрослого многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье и различных приставок к ним, компьютеров, других бытовых новшеств, интернета и т. д.
Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Формирование и развитие у обучающихся основ знаний, умений, навыков эффективного взаимодействия с окружающими, самим собой.
Название игры: Социально-психологическая игра «Почта» (для детей девиантного поведения).
Длительность игры: рассчитана на длительный период, пока не исчезнут письма из города зла.
Цель. Формирование коммуникативных навыков и собственных ценностей, принятие себя и других, как личность, развивать умение договариваться, приходить к единому решению, помогать другому, учитывать мнения партнера, распределять обязанности с учетом интересов каждого.
Задачи:
1. Создать условия для свободного выражения эмоциональных состояний, чувств.
2. Создать условия для разрешения психотравмирующей ситуации, связанной с детскими переживаниями.
3. Осознать собственной ценности, уметь принимать себя таким, какой есть.
4. Формировать сплоченность в коллективе.
5. Развивать навыки эффективного общения.
6. Формирование навыков управления эмоционально-волевой сферы.
7. Формирование толерантного отношения друг к другу.
8. Формирование жизненной позиции.
9. Развитие письменной речи
Оборудование: стулья, лист бумаги А 4, или тетрадный лист бумаги, ручка или карандаш (на каждого ребенка), один ящика из картона размером 50 на 50 см (ставится в цент круга) и два ящика из картона 30 см на 60 см (город зла и город добра, можно использовать коробки из под обуви).
В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.
Примечание для ведущего:
1. 1.Учитывать возраст детей. Если обучающие 8 лет, то письма читать лучше педагогу или психологу.
2. Минимизировать количество запретов и ограничений, кроме обязательных: не бить друг друга, и не выражаться нецензурно.
3. Не оценивать деятельность детей.
4. Демонстрировать положительное отношение к детям.
5. Проводить игру в сформированном классе, группе.
Данная игра имеет два направления:
1. Развивающее направление направленно на создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность высказывать свое отношение к негативному поведению.
2. Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции у школьников неадекватной самооценки, асоциального поведения, отклонений эмоционально-волевой сферы, конфликтности и агрессивности в общении, сплочение коллектива.
3. Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения, способов травмобезопасного поведения, и, формирование у детей активной жизненной позиции. Эти задачи решаются в процессе игры.
Предполагаемый психологический результат:
В результате игры в городе зла становится все меньше писем, со временем исчезают совсем. Дети перестают проявлять девиантное поведение (физическая и вербальная агрессия, негативное поведение и т.д) налаживает взаимоотношение между одноклассниками и педагогами. Коллектив становится сплоченным. Появляется взаимопомощь. Улучшается успеваемость.
Ход игры:
Дети садятся в круг на стулья. В центр круга ставится почтовый ящик размером 50 на 50 см. Детям выдает карандаш или ручки с листком бумаги. Дети пишут друг, другу письма, излагая негативное отношение, друг к другу или негативную ситуацию, которая произошла с детьми. Письма листочки складываются пополам, подписывают адресанта(кому адресовано это письмо) и отправляются в почтовый ящик. Письма могут подписываться отправителем, а могут оставаться анонимными. Кто не получил писем, тот становится почтальоном. Если почтальона не оказалось среди детей, то педагог должен взять на себя роль почтальона. Почтальон вынимает письма из почтового ящика и раздает детям. Письма могут отправить психологу или педагогу(тому кто ведет эту игру), для разрешение конфликтной ситуации. Как правило, письма к ведущему приходят от детей с низкой самооценкой или от застенчивых, тревожных детей. Дети читают письма и начинают вести переписку.
В процессе игры дети могут проявлять вербальную агрессию, негативное высказывание разного рода. Необходимо детей возвращать к высказыванию через написание письма. Переписка ведется 1 час. Следующий час направлен на обсуждение ситуаций и нахождение вместе с классом выхода из конфликтной ситуации.
Ведущий просит детей прочитать свои письма по желанию. Не называя фамилии, имени, ведущий обсуждает только ситуацию и пытается найти решение вместе с классом.
Вопросы для поиска решений из конфликтной ситуации.
Как бы ты решил эту ситуацию?
Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?
Исходя из ситуации, вопросы могут быть разные.
В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться договариваться, потому что рейтинг положительных отзывов об обучающихся и об хороших поступках растет и дети стремятся быть в числе положительного рейтинга, так как ребенку хочется слышать о себе не критику, а что то приятное. Более того дети на подсознательном уровне имеют возможность избавится от психотравмирующих ситуаций связанных с детскими переживаниями, переживших ранние(критика родителей и конфликтные ситуации). Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть. Более того, у каждого ребенка есть возможность узнать о себе, от других, как положительные качества, так и отрицательные. Точнее получить оценку со стороны, что дает возможность ребенку изменить свои худшие стороны. По окончании игры педагог или психолог просит детей написать письмо своим обидчикам, но написать для них что-нибудь положительное. Например:
—Ты Петров драчун и эгоист, но у тебя есть и хорошее качество. Ты Петров можешь помочь в трудную минуту.
Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты в любой ситуации. Ведущий должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке есть положительные качества.
Педагог или психолог предлагает продолжить переписку в течение недели.
— Ребята, у вас есть возможность продолжить переписку в течение недели. Но письма будете отправлять в два города. Первый город — город добра, второй город — город зла. В письмах вы будете писать о человеке, который совершил зло по отношению к вам или описывать ситуацию, свидетелем которой вы стали. Отправлять эти письма нужно в город зла. В город зла можно отправлять и пожелание определенному человеку, который совершил зло. Во второй город вы отправляете письма определенному человеку, который совершил хороший поступок, а также пожелание этому человеку, можете даже похвалить человека.
В течение месяца можно достать письма из ящика и прочитать. Срок, когда письма можно достать и прочитать, устанавливают дети. Ситуации и поступки, обсуждаются детьми и каждый, делает вывод для себя. В конце каждого месяца, подсчитываются хорошие поступки и дают похвальную грамоту тетям, которые получили высокий рейтинг положительных отзывов. Эту грамоту дети могут придумать сами или выдает администрация.
Литература:
- Людмила Анн « Психологические тренинги с подростками».
- Из опыта работы по профилактике девиантного поведения среди подростков. Ольга Барашок.
- [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121076.html, свободный.
Похожие статьи
Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.
Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot
Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...
Комплексная методика (игра) «Умные лапки»
В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...
Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ
Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...
Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью
В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...
Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)
В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...
Похожие статьи
Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.
Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot
Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...
Комплексная методика (игра) «Умные лапки»
В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...
Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ
Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...
Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью
В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...
Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)
В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...