Воображение правит миром, или развитие образно-ассоциативного мышления вашего ребёнка
Автор: Халецкая Елена Викторовна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 31.12.2014
Статья просмотрена: 171 раз
Библиографическое описание:
Халецкая, Е. В. Воображение правит миром, или развитие образно-ассоциативного мышления вашего ребёнка / Е. В. Халецкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7019/ (дата обращения: 15.11.2024).
Все мы с детства наделены творческими способностями, просто у одних людей они выражены ярко, а кто-то лишь подозревает о талантах, которыми наделён. Творческие занятия и раскрытие своих творческих способностей могут быть не только интересны, но и полезны для собственного психологического здоровья. Огромную, первостепенную роль в развитии способностей ребёнка играет семья, близкие люди.
К сожалению, сегодняшняя семья в большинстве своём не в состоянии дать ребёнку системное понимание искусства. Это не вина молодых мам и пап, а беда: жизнь сейчас напряжена и стремительна, всем катастрофически не хватает времени, но всё же очень важно суметь выбрать часок-другой времени на игру, творческое общение с ребёнком, посещение выставок и музеев. Ваш эмоциональный отклик на то, что пытается своими руками нарисовать или вылепить малыш, совместное с ним любование красоты цветущей поляны или красками заката оставит в душе ребёнка добрый след. А сосредоточенное, пристальное рассматривание картин в музее поможет постепенно понять и постигнуть истину, что искусство — это труд души.
Как же в семье развивать у ребёнка художественный тип восприятия? Начнём со знакомой всем ситуации: вы гуляете с ребёнком в лесу или в парке. Обратите его внимание на группу деревьев и предложите угадать, какое из них — самое грустное. А когда он угадает — спросите, почему он так решил, по каким видимым чертам дерева это заметно. Можно предположить, что грустное дерево будет засохшим или поникшим. Возможно, ребёнок обратит внимание на какие-то другие признаки, менее убедительные и даже не вполне очевидные с вашей точки зрения. Не спешите опровергать его мнение, не будьте категоричны; главное сейчас — чтобы ребёнок привык искать в видимых формах явлений и предметов выражение какого-то настроения и характера.
Подберите с земли опавшие листья и постарайтесь узнать, который из них — “лист-путешественник”. Наверное, этот: самый потёртый, запылённый… Или вот этот: он так отличается от остальных цветом и формой, настоящий иноземец! А может, тот, чья заострённая форма наводит на мысль о стремительном движении?
Материал для подобных бесед-заданий всегда под рукой. Спросите: какой из двух мячиков, которыми играет малыш, бодрый, весёлый по “характеру”, а какой — ленивый, сонный? Один мячик блестящий, упругий, от пола отлетает со звоном. А другой — не очень-то тугой, не совсем круглый, почти не подскакивает… Вот девочка рассадила кукол на диване. Пусть расскажет, какая из них лучше всех сможет развеселить своих подруг. Почему именно эта? Что забавного и интересного в выражении лица этой куклы, в положении рук и ног, в платьице и бантике? Что показывает её неунывающий, весёлый характер? И какую из кукол труднее всего будет заставить улыбнуться? Почему?
Обращайте внимание ребёнка на тесную связь между внутренним состоянием живых существ и внешним его выражением. Предложите понаблюдать (а потом описать словами, нарисовать, изобразить пластически), как кошка нежится, а как готовится к прыжку. Как петух в момент опасности угрожающе вздымает перья и настороженно косит глазом. Какие движения, какая поза характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это. Так будет постепенно развиваться способность к новому восприятию, даже новое отношение ребёнка ко всему вокруг. Это отношение, необходимое не только в художественно-изобразительном творчестве, но и в театральном, в литературном, да и в других видах искусства, хотя там необходимость эта, может быть, не столь очевидна.
Что же касается навыков и способностей ребёнка, которые связаны с овладением конкретными видами искусства, то они испытывают подобную трансформацию, приобретают творческий характер. Так, умение смешивать краски, предвидеть и получать новые оттенки цвета представляется качеством сугубо техническим лишь до тех пор, пока мы рассматриваем его изолированно от творческих задач. Как наблюдательность художника — не безграничная фиксация всего во внешнем мире, так и искусство смешивания красок — не бесцельный навык перебирать на палитре возможные сочетания тех или иных цветов. Наоборот: оно позволяет художнику получить единственно верный оттенок, колористическое решение картины, сочетание цветов. Однако возникает вопрос: что представляет собой “нужный оттенок “? Для чего нужен именно такой цвет? Что представляет собой критерий этой необходимости? Может, в наибольшем сходстве с цветом изображаемого предмета? Нет, это не должно быть критерием, ведь целью художника не является слепое копирование объекта. Она состоит в том, чтобы выразить при помощи изображения определённый идейно-эмоциональный смысл, содержание. “Рисуют красками, а пишут — чувствами” — сказал Ж.-Б. Шарден. Все средства и способы изображения, как и цветовое решение, служат для достижения этой цели. Получается, что художнику нужен именно такой оттенок цвета, цветовой строй картины в целом, которые с наибольшей полнотой и силой выражали чувства художника, суть художественного замысла, создавали бы необходимый эмоциональный фон, атмосферу произведения. Как же нам научить ребёнка пользоваться цветом подобным образом?
Прежде всего, мы должны помочь ему сделать важное открытие: цвет способен выражать и вызывать чувство. Вернее, помогите ребёнку обратить сознательное внимание на эту связь цвета и чувства, ведь острый и тонкий эмоциональный отклик на цветовые впечатления свойственен большинству детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это исключительно важное качество для художественного развития надо закрепить и развить с помощью специальных заданий.
Разложите перед ребёнком листы цветной бумаги — яркие, пастельно-нежные, тёмные. Предложите угадать, какое “настроение“, какой “характер“ у этих цветов? Какие из них весёлые? Какие — печальные? Какие — сердитые? Затем приготовьте набор гуаши и лист белой бумаги. С одного края пусть стоят яркие цвета, с другого — глухие и тёмные. Отдельно от них поставьте белую и черную краски. Смешивая цвета в разных вариантах и сочетаниях, наблюдайте и обсуждайте с ребёнком, как изменяется при этом их “настроение”, их “характер”. Вот яркие, радостные цвета: синий, красный — при добавлении белил становятся более… печальными? А может, — ласковыми? Или — мирными, тихими? А вот золотисто-желтый цвет, вливаясь в спокойный зелёный, всё больше наполняет его весельем. Соединение с черным делает цвет… мрачнее? А может, строже? Таинственнее?
Какой цвет надо добавить к синему, чтобы усилить тревожность? Как “успокоить” слишком бурное веселье красного, оранжевого, желтого? Но не забудьте, что в эмоциональной оценке цвета многое зависит от индивидуальности воспринимающего, поэтому жесткое навязывание “правильных” (с вашей точки зрения) решений тут совсем недопустимо. Добиваться нужно лишь того, чтобы ребёнок понял и принял, осознал сам принцип связи цвета и настроения, чувства, характера. Чтобы изменения цвета он рассматривал не только в оптическом плане, но и в плане эмоциональном. Важно, чтобы мир цвета слился и отражал мир его чувств. Тогда ребёнок сможет ощутить и понять, что при помощи цвета можно выразить настроение, переживание, свою оценку и видение изображаемого.
Это особенно важно: ведь в реальной творческой деятельности ребёнок имеет дело не с цветами самими по себе, а с событиями, предметами, явлениями жизни, — и в их изображение он должен вносить цветовую выразительность. Поэтому стоит предложить такое задание. Предоставьте ребёнку для работы ограниченный цветовой набор. Например, три ярких краски и белила. В другой раз — три тёмных и белила, в следующий — три-четыре мягких, смешанных тона, полученных путём добавления белой краски к другим цветам. Предложите внимательно всмотреться в эти цвета и, предвидя их сочетание, определить, что можно изобразить с их помощью: радостный праздник или город, разрушенный войной. Грозу или унылый дождливый день. Событие из страшной или весёлой сказки, фею, богатыря, чудовище и т. д.
Пусть ребёнок объяснит, почему он считает ту или другую тему подходящей (или нет), для данного набора цветов.
Потом пускай осуществит свой замысел, а вы сможете обсудить с ним выполненную работу с точки зрения соответствия цвета настроению, цветовой выразительности. Благодаря таким заданиям цветовой образ станет для ребёнка художественным выражением чувства. Конечно, так относиться надо не только к цвету, но и ко всем изобразительным средствам. Пусть ребёнок возьмёт цветной мелок, мягкий карандаш, перо или тонкую кисть и поучится проводить “энергичные” и “ленивые”, “ласковые” и “ колючие” линии. А потом, когда будет рисовать людей и животных, праздники и битвы, космонавтов и волшебников, пусть следит, чтобы линия соответствовала характеру персонажа, выражала отношение автора к изображаемому событию. Подобные задания при желании могут сочинять сами родители не только в области изобразительного искусства, но и в области музыки, литературы. Другие виды искусства располагают другими средствами, другим языком со своими выразительными возможностями.
Подведём итог. Далеко не все родители в силах с пользой для ребёнка направлять его творческое развитие. Но есть другое, не менее важное условие для того, чтобы раскрылись его способности. Это — благожелательный интерес и уважение к его творчеству. И это условие может и должно быть обеспечено ребёнку в каждой семье. Наблюдая, подмечая неповторимый облик деревьев и облаков, людей и животных, осваиваясь в море красок, вникая в эмоциональную окраску и смысловые оттенки, ребёнок в то же время прислушивается к самому себе, становится внимательнее к тому, какие чувства вызывает и может выразить сам. И тогда впечатления окружающего мира, как и язык, техника того или иного вида искусств, станут для него неисчерпаемым источником художественных средств для воплощения собственных творческих замыслов.