Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период учащихся первых классов к школьному обучению
Автор: Игнатьева Светлана Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 29.12.2014
Статья просмотрена: 445 раз
Библиографическое описание:
Игнатьева, С. А. Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период учащихся первых классов к школьному обучению / С. А. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7030/ (дата обращения: 15.11.2024).
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци
Необходимость нового подхода к обучению Задача школы сегодня — воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения — развитие коммуникативных навыков.
Школьный урок выстраивается как из детских кубиков, из разнообразных модулей или структур. Вот одна из них: по знаку учителя класс разбивается на пары или группы. Каждый участник должен найти ответ на вопрос учителя и постараться помочь соседу. Только при этом условии пара или группа получит хорошую оценку.
Актуальность темы Программа «Преобразование обучения для XXI века» формирует базовые компетентности: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную, рефлексивную. Структуры этой методики помогают раскрепостить детей, вовлечь в работу всех. Можно объяснение нового материала, т. е. середину урока, провести традиционно, а закрепление организовать, используя групповую и индивидуальную формы работы. Будут ли знания, полученные на таких уроках соответствовать федеральным стандартам? Я думаю, сингапурская методика позволяет полностью соблюсти ФГОС. Эта методика предлагает готовый алгоритм, как на конвейере: задача первая, вторая, третья... Здесь все раскладывается на модули и при каждом шаге учитель объясняет, что нужно делать. Наши учителя всегда отличались стремлением найти эффективные способы организации обучения и инструменты для выполнения заданий. Я видела подобную организацию урока у наших учителей. Учителя начальной школы и раньше использовали смену видов деятельности. На мой взгляд, мы используем разнообразный методический инструментарий, только вот забываем всевозможные аббревиатуры, типа УУД и т. д. Для учителей, желающих совершенствовать качество образования, сингапурская методика будет интересна уже тем, что не надо знать эти сокращения. Но, к сожалению, в наших школах отсутствуют такие составляющие учебного процесса, как жесткая дисциплина и ответственность родителей за своих детей, а не только ответственность педагогов за своих учеников. Таким образом, можно сказать, что в нашей школе применяются все педагогические нововведения, осталось только изменить ментальность родителей, что мы пытаемся делать на родительских собраниях. Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Основная цель групповой работы — развитие мышления учащихся, а развивать мышление — значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
- возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
- возрастает сплочённость класса;
- растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Работу в парах можно вводится уже с 1-го класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения:
1. При разговоре смотри на собеседника
2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.
Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идёт обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чём я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т. п.).
Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.
При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать.
Положительные тенденции в использовании системы в начальной школе.
Два внешне наблюдаемых критерия:
- снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками;
- удовольствие партнеров от совместной работы.
Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока.
Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут. При групповой форме работы зажатые дети раскрепощаются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест.
Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.
Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
Формирование культуры общения
1 этап — учимся слушать друг друга и высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.
2 этап — учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию. 3 этап — учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы. 4 этап — учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.
Роли в группе
1. чтец читает вслух;
2. секретарь — записывает что-то от лица группы;
3. докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;
4. хронометрист следит за временем
Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы.
1. Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
3. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности.
4. Уметь защищать общее дело и свою работу в частности.
Роль учителя в методике работы.
1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.
2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.
3. Не отдавать предпочтение ни одной группе — всем уделять равное внимание.
Критерии оценивания.
1. Справились полностью или частично.
2. Справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки)
В заключение можно добавить: любой опыт — успешный или не очень — бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике. Опыт помогает нам остановиться и поразмышлять о том, почему у нас появился такой опыт. Опыт дает нам основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение современных тенденций в методике обучения позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет выполнить главную задачу учителя сегодня — найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
1. Методика приобщают к важным навыкам жизни;
2. улучшается успеваемость;
3. формируется мотивация учения и обучения;
4. научить можно каждого;
5. соблюдается дифференцированный подход;
6. методика помогает ребенку проявить себя,
7. укрепляется дружба,
8. улучшаются межличностные отношения;
9. устанавливается психологический комфорт в коллективе
10. появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
11. ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
12. порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;
13. реализуется принцип деятельности;
14. достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
15. учащиеся усваивают больший объем материала;
16. обеспечивается единство воспитания и обучения;
17. между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
18. минимальный объем домашнего задания;
19. упрощается процедура проверки работ
Несомненно, педагогическая практика нуждается в обновлении для достижения лучших результатов и повышения эффективности использования средств обучения. Применение новых методов, технологий обучения будет способствовать развитию таких качеств личности, которые являются востребованными современным поликультурным обществом. Поэтому проблема использования эффективных методик преподавания в школе, на мой взгляд, представляется значимой и актуальной, а учитель находится в постоянном творческом поиске новых средств обучения
Сингапурский метод считается передовым, тут каждый ученик проявляет себя, участвует в уроке. Это очень важно.
Литература:
1. Бухалко, Н. И. Групповая работа на уроках русского языка во 2м классе / Н. И. Бухалко // Начальная школа плюс До и После. –2008. — № 4.
2. Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т. Г. Кудряшова, О. В. Чиханова // Начальная школа плюс До и После. — 2007. – № 3.
3. Кузнецова, И. В. Почему нужно работать в группах? / И. В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. — 2002. — № 11.
4. Савушкина, Т. П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т. П. Савушкина // Завуч начальной школы. — 2008. — № 4.
5. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. — Рига, 1997.
6. Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? / Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение, 1985.