Современные экологоориентированные ценности в образовательно-культурном пространстве будущего педагога
Автор: Саенко Юлия Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 05.01.2015
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Саенко, Ю. А. Современные экологоориентированные ценности в образовательно-культурном пространстве будущего педагога / Ю. А. Саенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7059/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье авторы анализируют формирования экологоориентированной ценности в современном образовательно-культурном пространстве будущих педагогов и о действующей студенческой лаборатории «Экологическое образование для устойчивого развития» при Мелитопольском государственном педагогическом университете имени Богдана Хмельницкого.
Ключевые слова: экологоориентированная ценность, студенческая лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития».
In the article the authors analyze the formation of the environmentally oriented values in modern educational-cultural space of the future teachers and about a current student of the laboratory «Environmental education for sustainable development» at the Melitopol state pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky.
Key words: environmentally oriented value, student of the laboratory of «Environmental education for sustainable development».
Живя в третьем тысячелетии, мы все больше убеждаемся, что окружающей мир полон явлений, процессов, закономерностей еще не познанных современной наукой и не учитываемых нынешней цивилизацией.
Провозгласив в качестве идеологии ХХІ века концепцию устойчивого развития мировая наука еще до конца не определилась, а что же это такое, а главное, как этого устойчивого развития достичь? В связи с этим и в системе образования существует проблема «чему учить?» и «как учить?»
Необходимо помнить, что концепция устойчивого развития включает в себя не только проблемы окружающей среды, но и вопросы, связанные с уровнем жизни населения, его здоровьем, правами, экономикой, а так же вопросы, связанные и с проблемами мира и безопасности.
Образование для устойчивого развития предстало новой экологоориентированной ценностью в современном образовательном пространстве.
Идея устойчивого развития в образовательном контексте ориентирует учебно-воспитательный процесс на осмысления перспективности развития парадигмы образования для устойчивого развития, соединяющий воедино: экологическую, экономическую, социальную, культурологическую, составляющие этого сложного многоаспектного, полифункционального феномена.
В настоящее время образование для устойчивого развития это новый смысл и цель современного образовательного процесса, поскольку переход цивилизации на путь устойчивого развития, кардинально изменит образовательную систему XXI века, превратит ее в ноосферно-экологическую систему образования.
Среди перспективных направлений становления образовательной среды концепции устойчивого развития можно выделить следующие: усиление прочности связей между компонентами образовательной среды (учителя, ученики, родители; преподаватели, студенты, общественность) в целях образования для устойчивого развития (проведение современных мероприятий, экскурсий, акций); объединение усилий всех составляющих образовательной среды в деятельности по реализации идеологии устойчивого развития (современные социально-экологические образовательные проекты и программы); подготовка педагогических кадров для работы в области образования для устойчивого развития; дидактико-методическое и технологическое обеспечение образования для устойчивого развития (учебные и методические пособия, раздаточные материалы информационно-образовательные ресурсы и др.); усиление роли неформального образования в популяризации идеи устойчивого развития (общественные организации, клубы, движения и др.).
По вопросам подготовки педагогов для осуществления образования для устойчивого развития, в нашем университете ведется систематическая, преемственная работа.
Еще в 1995 году была предложена и последовательно внедряется педтехнология непрерывного экологического образования (в системе д/сад — школа — ВУЗ. Автор доцент Мелаш В. Д.). Ее цель: формирование экологической культуры в образовательной системе (ДЗН — ЗНК — ВУЗ) на основе преемственности и непрерывности, организация методического центра на базе Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого; методическая подготовка студентов — будущих учителей экологии, подготовка студентов к просветительской деятельности, подготовка будущих педагогов к работе во внешкольных учреждениях. В ходе исследований были разработаны экологические программы для школ и внешкольных учреждений, а также для методической подготовки будущих учителей экологии, педагогов внешкольных учреждений.
По результатом отдельных модулей было издано два учебных пособия [1, 2].
Все эти пособия рекомендованы Министерством образования Украины, как учебные пособия для высших учебных заведений.
Отдельные результаты по реализации педтехнологии были презентованы и на Выставке — Презентации «Инновации в образовании» организованные Министерством образования и Академией Педагогических Наук Украины в городе Киеве, где мы получили «Диплом за особый вклад а развитие образовательных технологий».
Для активизации научной деятельности студентов в области экологического образования была создана студенческая научная лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития». Координатором является Молодыченко Валентин Викторович — профессор, доктор философских наук. Руководителем — Мелаш Валентина Дмитриевна — доцент, кандидат педагогических наук. Научный куратор студенческой лаборатории (направление «Педагогические исследования в области начальная школа») — Саенко (Шишкина) Юлия Александровна.
Научные приоритеты лаборатории: непрерывное экологическое образование в системе детский сад — школа — ВУЗ — просвещение; развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на экологическом материале; экологическое образование в контексте толерантности; морально-духовное развитие ребенка в современном мире; формирование экологической культуры, как современной парадигмы развития социального и образовательного пространства; экологическая этика, как антропологический ориентир для человека ХХІ века; дидактический сервис для осуществления образования для устойчивого развития; практическое использование экологической этики. Права животных; народные экологические традиции и региональные взгляды на экоэтику; экотуризм. Технология экоэкскурсий; педтехнологии формирования экоетических понятий. Социальные акции; педтехнологии формирования экологоориентированных ценностей у современной молодежи. Экотренинги.
Прикладные исследования, которые ведутся в лаборатории:
- народные обычаи и традиции как средство экологического воспитания дошкольников. Организация и проведение утренников;
- формирование экологической культуры родителей через экологическое просвещение. Социальные проекты.
- методика осуществление экологических проектов в детском саду;
- методика организации экологических троп в детском саду;
- организация и проведения воспитательных мероприятий в школах «Открой свое сердце бездомному животному»;
- организация и проведения экологических тренингов «Думай по-зеленому»;
- технологии проведения экоекскурсий «Сохрани природу родного края», «Как я могу решить экологические проблемы своего города»;
- подготовка дидактического сервиса по осуществлению экологического образования для устойчивого развития (экоигры, эковикторины, экопрограммы в системе д/сад — школа — ВУЗ);
- организация и выступления агитбригад лаборатории (экосказки, экостихи);
- участие в международных акциях по направлению «Образование для устойчивого развития» (региональных уровней);
- организация и проведения экологических бесед в студенческих общежитиях «Мы в ответе за тех, кого приручили» (проблема бездомных животных);
За время работы студенческой научной лаборатории молодые ученые разработали и уже провели воспитательные мероприятия для младших школьников:
- Толерантное отношение к природе, 2010 г. (УВК № 4, г. Мелитополь);
- Права животные 2010 г. (экспериментальный класс при кафедре начального обучения);
- Смогу ли я решить проблемы родного города 2011 г. (УВК № 4, г. Мелитополь);
- Дай лапу, Друг! 2011 г. (экспериментальный класс при кафедре начального обучения), а так же воспитательно-просветительские мероприятия в студенческих общежитиях;
- За здоровый образ жизни 2010 г.;
- Мы в ответе за тех кого приручили 2012 г.;
Для гармонизации учебно-воспитательного процесса студенческой молодежи очень продуктивны экологические экскурсии.
В сентябре 2011 году руководителями лаборатории была организована и проведена экологическая экскурсия «Экологические проблемы Алтагирского леса и Молочного лимана». Цель экскурсии — расширить знания студентов разных факультетов об экологических проблемах Мелитопольского региона и развить умения анализировать, сравнивать, оценивать и находить пути решения сложных экопроблем.
Для социализации личности педагогов, расширение их образовательно-культурного пространства очень важны и социальные акции.
Руководители студенческой лаборатории организовали и провели несколько акций разных уровней: Международную акцию «Час Земли» (2011, 2012, 2013, 2014 гг.); Всеукраинскую акцию «Вместе за чистый город» (2011, 2013 гг.); Общегородскую акцию «Открой свое сердце бездомному животному» (2011,2014 гг.).
Большой гражданский резонанс вызвала акция «Открой свое сердце бездомному животному».
В ней приняли участие студенты-волонтеры социально-гуманитарного факультета, Приазовский национальный природный парк, общественная организация Мелитопольского городского общества защиты животных, Мелитопольский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, лаборатория социологических исследований. Участники акции призвали жителей города к гуманному отношения к бездомным животным, к соблюдению норм поведения с домашними животными. Организаторы провели Маркер общественного мнения «Каждое животное имеет право на дом», «Как решить проблему бездомных животных?» И Флеш-моб «Лучше малая помощь, чем большое сочувствие».
К ежегодной акции «Час Земли» было подготовлено научное заседание студенческой научной лаборатории 2Экологическое образование для устойчивого развития», которое проводилось 26–27 марта 2014 года. 26.03.2014 в 12.45 была проведена кураторский час «Зеленый образ жизни. Думай по-зеленому». Ответственная и модератор Саенко (Шишкина) Ю. А. После вступительного слова координатора студенческой лаборатории к.пед.н., доцент кафедры начального образования Мелаш В. Д. заслушали доклады: Кучерявка Екатерины и Антиповой Анастасии Научный руководитель ассистент Саенко (Шишкина) Ю.А.). Тема доклада: Презентация «Международная организация по защите природы WWF. Направления работы: акция «Час Земли». Студенты Коцило Яна и Папина Карина Научный руководитель ассистент Саенко (Шишкина) Ю.А.) подготовили доклад на тему: Презентация воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы. Формирование биотических понятий в современном обществе.
В рамках проведения Всеукраинского Фестиваля Науки было проведено открытое заседание студенческой научной лаборатории, посвященного Дню экологического образования и просвещения 2Экологизация педагогической деятельности», которое состоялось 15 мая 2014 года. На заседании выступили Коцило Яна, Папиної Карины и Кучерявко Екатерина на тему: «Международная экологическая акция «Час Земли» в стенах Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого» (Научный руководитель ассистент Саэнко (Шишкина) Ю.А.).
Таким образом мы можем утверждать, что в Мелитопольском государственном педагогическом университете имени Богдана Хмельницкого существует и эффективно работает школа по непрерывному экологическому образованию для устойчивого развития, а так же ведется работа над воспитанием будущего учителя как личности экологически подготовленную, всесторонне развитую, умеющую привить любовь будущих воспитанников к окружающему миру. В подготовки будущих учителей начальных классов присутствует целостная система целенаправленного формирования экологической компетентности специалиста, акцентируется индивидуально-творческий характер овладения профессиональной эколого-педагогической деятельностью, развивается умение придать педагогическому процессу эколого-воспитательную направленность, вызванную владением технологиями эколого-педагогической деятельности.
Экологическая школа представлена как целостная система для которой характерны: интегративность, непрерывность, последовательность и направлена она на формирование экологического мышления, этики и экологической культуры. Все это необходимые составляющие образовательно-культурного пространства молодежи, будущих педагогов и являются экологоориентированными ценностями современного общества.
Великий украинский педагог, заслуженный учитель Украины В. А. Сухомлинский писал: «Само собой природа не развивает и не воспитывает. Только активное взаимодействие с природой способно воспитать лучшие человеческие качества. Необходимо обеспечить практическую природоохранную деятельность учащихся, направить ее на сохранение, приумножение, благоустройство окружающей среды» [3].
Литература:
1. Мелаш В. Д., Вельчева Л. Г., Молодиченко В. В. Формування екологічної культури школярів: навч. посіб./ В. Д. Мелаш, Л. Г. Вельчева, В. В. Молодиченко. — Мелітополь: Вид-во „Мелітополь”, 2008. — 148 с.
2. Мелаш В. Д. Безперервна екологічна освіта: теорія і практика: навч. посіб./ В. Д. Мелаш, В. В. Молодиченко, Т. Д. Олексенко. — Мелітополь: Видавничий будинок ММД. 2012. — 212 с. — (Серія: Екологічна освіта для сталого розвитку).
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. — К., 1979. — 305 с.
Ключевые слова
экологоориентированная ценность, студенческая лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития»., студенческая лаборатория «Экологическое образование для устойчивого развития»Похожие статьи
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников
Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...
Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов
Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...
Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа
Статья посвящена раскрытию сущности проблемы потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУ-За. Проведенное исследование доказало, что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом о...
Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях
Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...
Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях
В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности псих...
Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников
Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновываетс...
Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов
Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...
Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе
В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...
Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада
В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...
Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза
В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...
Похожие статьи
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников
Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...
Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов
Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...
Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа
Статья посвящена раскрытию сущности проблемы потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУ-За. Проведенное исследование доказало, что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом о...
Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях
Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...
Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях
В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности псих...
Реализация социально-педагогического подхода в процессе художественно-эстетического образования дошкольников
Представленная статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического образования в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое образование рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновываетс...
Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов
Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...
Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе
В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...
Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада
В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...
Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза
В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...