Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 09.01.2015

Статья просмотрена: 724 раза

Библиографическое описание:

Ермоленко, С. Л. Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма / С. Л. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7063/ (дата обращения: 17.10.2024).

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья обучающихся. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели. С этой целью в образовательном учреждении обучение и воспитание как формы профилактики ДДТТ должны постоянно совершенствоваться. В своей педагогической деятельности, в рамках деятельности по профилактике ДДТТ, учитель просто обязан использовать современные инновации, методы и подходы, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности.

Ключевые слова:технологии проектной деятельности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, межпредметный проект.

 

Технологии проектной деятельности предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной и внеурочной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, школы; стимулирование детей к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий; создание педагогических ситуаций общения в разновозрастных группах, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения. Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, соревнования и другие формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо объединить в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. Требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Для решения этих задач в ГБОУ СОШ № 358 был создан межпредметный проект по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем!»

Реализация проекта «Дороги, которые мы выбираем!» предполагает снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма и нацелена воспитать поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Таким образом проект является одной из важных составляющих частей образовательного и воспитательного процесса в школе.

Цель проекта

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи проекта

-          активизировать познавательную активность и творческую деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время;

-          создать условия для развития личностных качеств, способствующих формированию активной гражданской позиции;

-          создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров;

-          сформировать у учащихся убежденность в необходимости выполнять ПДД;

-          совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения;

-          создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;

-          обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков;

-          содействовать сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Место проекта в плане развития школы

Проект «Дороги, которые мы выбираем!» следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

Проектный коллектив: обучающиеся 11 класса, члены отряда ЮИД ГБОУ СОШ № 358.

Целевая группа проекта: Проект предназначен для обучающихся 1–11 классов ГБОУ СОШ № 358.

При этом ученики 5–9 классов выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а ученики 10–11 классов действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей.

Партнёры по проекту

Учителя начальных классов, учитель ИЗО, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель литературы, педагог-организатор, классные руководители 1–11 классов, учитель информатики и ИКТ, учитель технологии, социальный педагог, психолог, учитель ОБЖ, обучающиеся победители и призёры школьных, районных и городских соревнований, конкурсов по профилактики ДДТТ.

Механизм реализации проекта

Проект «Дороги, которые мы выбираем!» создан на основе использования межпредметных связей: физкультуры, литературы, информатики и ИКТ, ИЗО, музыки, технологии, окружающего мира и ОБЖ, с опорой на знания модуля «Дорожная безопасность» для 1–9 классов. Мероприятия проекта проводятся по принципу «равных возможностей», то есть их проводят ребята, имеющие опыт и достижения в активной пропаганде ПДД совместно с отрядом ЮИД «ШИ — ШИ — ШИШКИ». Все мероприятия носят позитивный оптимистичный характер и проводятся в рамках образовательной и воспитательной деятельности ГБОУ СОШ № 358.

Этапы реализации проекта

1.         Подготовительный — сентябрь 2014 г.

2.         Практический — февраль — апрель 2015 г.

3.         Аналитический — май 2015 г.

Описание проекта

Мы определили основные проблемы ДДТТ у обучающихся:

1.        Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

2.        Оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах.

3.        Среди подростков лишь 55 % выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена также особенностями психофизиологического развития, такими как:

-          неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

-          неспособность адекватно оценивать обстановку;

-          быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

-          преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

-          преобладание потребности в движении над осторожностью;

-          стремление подражать взрослым;

-          недостаток знаний об источниках опасности;

-          отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

-          переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

-          неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Исходя из всех этих проблем, мы решили основать свой проект на следующих принципах:

-          позитивный характер всех дел и их названий;

-          оптимизм и вера детей в себя, свои способности;

-          разнообразие форм и направлений деятельности;

-          ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов;

-          обмен позитивным опытом среди сверстников (принцип «равных возможностей»).

Соблюдение всех этих принципов мы считаем преимуществами нашего проекта.

Основные направления реализации проекта

Разработка комплекса мероприятий проекта проводится по пяти направлениям:

Информационное — пропаганда и обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Воспитательное — формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое — методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

Контрольное — система мероприятий по оценки эффективности внедрения проекта.

Содержание проекта

Данный проект стал связующим звеном всех внеклассных и внешкольных мероприятий школы в рамках профилактической работы по предотвращению ДТП. Он объединил и систематизировал работу классных руководителей и педагогов — партнёров по проекту. Основное содержание нашего проекта состоит в проведении комплекса мероприятий:

1.                  Творческих — «Добрая дорога!». Здесь смогут проявить себя ребята, увлекающиеся разнообразными жанрами изобразительного и литературного творчества. Тема работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Красный, жёлтый, зелёный!», «Дорога не терпит шалостей».

2.                  Познавательно-массовых — «Знаю! Умею! Действую!». Это практические мероприятия для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах. Школьная игра «Азбука дороги» для 1–4 классов и «Дорожный патруль» для 5–11 классов будет проводиться в два этапа и в ней примут участие все желающие 1–11 классов. Они покажут свои знания в области ПДД, узнают что-то новое, смогут проявить и усилить сплоченность своих классных коллективов, испытают радость и удовольствие от общения и успехов.

3.                  Исследовательских — «Академия ПДД». Представление и обоснование результатов индивидуальной исследовательской деятельности по проблемам ДДТТ. Оценка эффективности проекта и отношения к нему нашей целевой аудитории в рамках социологического опроса «Мое участие в проекте».

4.                  Информационных — «Вестник ЮИД» раздел школьной газеты «МИКС». Это освещение всех этапов и мероприятий, а также итогов проекта «Дороги, которые мы выбираем!»

С целью распространения педагогического опыта работы по профилактике ДДТТ и эффективности взаимодействия в рамках реализации проекта, проводится конкурс среди родителей и педагогов — партнёров «Моё участие в проекте». Также ведётся работа по привлечению родителей и сотрудников ГИБДД к участию в массовых мероприятиях и конкурсах проекта.

Мероприятия по реализации проекта

Название мероприятия

Сроки

Предполагаемый результат

1

Линейка — старт проекта «Дороги, которые мы выбираем!»

12 сентября

Активное участие в мероприятиях проекта обучающихся 1–11 классов, педагогов и родителей.

2

Конкурс газет и рисунков «Добрая дорога»

6–20 октября

Оформление школьного стенда «Азбука дорожного движения», классных уголков по БДД.

3

Школьный конкурс «Эрудиты ПДД»

13–17 октября

Победители примут участие в районной игре «Юный пешеход — друг дорог» (3 классы), в школьной и районной олимпиаде по ПДД.

4

Конкурс творческих работ школьного этапа конкурса «Дорога и мы»

10–28 ноября

Лучшие творческие работы будут представлены в школьной газете «Микс», примут участие в районном этапе конкурса «Дорога и мы»

5

Первый этап игры по станциям «Азбука дороги» для 1–4 классов.

19 декабря

Активное участие обучающихся 1–4 классов. Победители примут участие в районном конкурсе «Безопасное колесо» (3–4 классы)

6

Первый этап игры для 5–11 классов «Дорожный патруль»

12 декабря

Активное участие обучающихся 5–11 классов.

7

Конкурс исследовательских работ — презентаций «Академия ПДД»

2 марта

Лучшие работы будут участвовать в научно-практической конференции Московского района г. СПб для старшеклассников и педагогов «Здоровое поколение России».

8

Финал школьной игры «Азбука дороги» для 1–4 классов, «Дорожный патруль» для 5–11 классов.

17 апреля

Награждение победителей, выпуск газеты «Вестник ЮИД — 2015».

9

Подведение итогов школьного конкурса «Моё участие в проекте»

24 апреля

Создание новых методических материалов и разработок по профилактике ДДТТ. Лучшие работы примут участие в районном конкурсе методических материалов

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2015–2016 учебном году.

10

Итоговая линейка. Награждение участников проекта.

15 мая

Повышение активности и результативности участия в проекте у обучающих и педагогов по профилактики ДДТТ.

 

Планируемые результаты реализации проекта

-          создание единой педагогической системы профилактической работы по безопасности дорожного движения;

-          расширение содержания работы и методов обучения детей безопасному поведению на дороге;

-          сформированность у обучающихся и педагогов мотивов правопослушного поведения;

-          создание банка методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

И как результат — снижение количества учащихся — участников дорожно-транспортных происшествий.

Критерии оценки проекта

Оценку будет проводить проектный коллектив — обучающиеся 11 класса и члены отряда ЮИД. Предусматривается промежуточная оценка (после завершения каждого из мероприятий проекта) и итоговая оценка.

В качестве критериев оценки будут использованы следующие достижения цели проекта:

-          вовлечение всех обучающихся 1–11 классов в разнообразные виды активной деятельности в рамках реализации проекта;

-          заинтересованность и активность обучающихся, педагогов и родителей в мероприятиях проекта, массовое участие в предлагаемых на выбор делах;

-          динамика уровня знаний и умений по ПДД.

 

Литература:

 

1.         Дети и дорога. Младший школьник на улице. Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. (Российская академия образования Управление ГАИ ГУВД г. Москвы). М.: Информатик, 2011.

2.         Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2010.

3.         Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — М.: Издательский Дом Третий Рим.

4.         Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2011.

5.         Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6.         Модуль «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1–9 классов. Разработана Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и допущена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга (протокол от 01.03.2006 г.). Авторы: Мельникова Т. В., Данченко С. П., Форштат М. Л.

Основные термины (генерируются автоматически): детский дорожно-транспортный травматизм, дорожное движение, класс, безопасное поведение, дорога, проект, профилактика, Мое участие, проектная деятельность, профилактическая работа.

Ключевые слова

технологии проектной деятельности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, межпредметный проект., межпредметный проект

Похожие статьи

Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан

На основании проведенного статистического исследования детского травматизма в Республике Узбекистан, г. Ташкенте и Ташкентской области за период с 2010–2014 гг., выявлено, что отмечается подъем травматизма в динамике на 3,8 % у детей до 14 лет. Это т...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности ребенка. Значение трудовой деятельности многогранно и состоит не только в овладении необходимыми умениями и навыками, но в становлении личностных качеств дошкол...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Похожие статьи

Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан

На основании проведенного статистического исследования детского травматизма в Республике Узбекистан, г. Ташкенте и Ташкентской области за период с 2010–2014 гг., выявлено, что отмечается подъем травматизма в динамике на 3,8 % у детей до 14 лет. Это т...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности ребенка. Значение трудовой деятельности многогранно и состоит не только в овладении необходимыми умениями и навыками, но в становлении личностных качеств дошкол...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...