Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 01.01.2015

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Мартьянов, Е. Ю. Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы / Е. Ю. Мартьянов, С. О. Лерер. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7064/ (дата обращения: 15.11.2024).

Статья представляет собой опыт анализа внедрения информационных комплексов свободного программного обеспечения в образовательную среду мужшкольного учебного комбината г. Тулы. Авторы предпринимают попытку показать не только особенности использования СПО в определенном образовательном учреждении, но и сформировать экскурс об истории внедрения СПО в образовательную систему России. Исследование содержит описание ключевых проблем, с которыми сталкиваются школы при выборе информационного обеспечения в современных геополитических условиях. В статье затронуты актуальные проблемы выбора коммерческого и свободного программного обеспечения не только для уроков информатики, но и для других предметов.

Ключевые слова:свободное программное обеспечение, СПО, информатика, линукс, информика, дистрибутив, учебный комбинат.

 

Современная геополитическая ситуация оказывает влияние не только на политическую, экономическую и социальную жизнь России, определенные изменения касаются и образовательной системы. Нельзя не отметить определенные зависимости между санкциями Запада и изменениями на информационно-образовательном поле нашей страны. Можно привести примеры ситуаций, когда санкции оказывали прямое влияние на систему образования. К примеру, проект открытой образовательной системы, начатый в 2013 году IT-гигантом Microsoft и издательством «Просвещение», был закрыт осенью 2014 года. Представители «Microsoft», отказываясь от сотрудничества, мотивировали это последствием санкций по отношению к России. «Microsoft подписала юридически не обязывающее соглашение о намерениях с целью безвозмездного предоставления издательству «Просвещение» технической поддержки… работа по соглашению отложена в связи с проведением дополнительных проверок» [1]

Столкновения геополитических интересов в IT-сфере можно называть системными. Подобные конфликты сейчас активно обсуждаются в средствах массовой информации. Хорошим примером иллюстраций являются статьи «Планшеты подождут» Российской Газеты [1], «Киберсанкции» — РБКdaily [2], «Microsoft приостановила сотрудничество с «Просвещением»» — газеты «Век». Общей мыслью данных публикаций является тезис о том, что существует потребность в отечественных разработках, которые могли бы быстро заменить программное обеспечение в случае возникновения проблем с лицензированием. «Российских разработок, которые могли бы оперативно и на 100 % заменить американский софт, пока нет…». [4] «…В случае применения западными IT-компаниями карательных мер законодателям предстоит рассматривать альтернативные варианты…. Непонятна судьба зарубежных готовых программных продуктов, которые нечем заменить…». [4]

Подобные потрясения и разногласия в IT-сфере влияют как на всю систему в целом, так и непосредственно на образовательный процесс в конкретных учреждениях. Мы можем говорить и о приостановке административно-хозяйственных процессов в образовательном учреждении, например, в случаях с отказом Microsoft от лицензирования. В подобной ситуации желательно обращение к альтернативному программному обеспечению, место которого уже, по праву, занимает семейство Linux.

Необходимо отметить, что как бы сильно не критиковали внедрение дистрибутивов Linux, в основном, критика эта происходит скорее из корпоративных соображений, и, при пристальном рассмотрении, врятли, может претендовать на объективность. Затраты на приобретение продуктов Microsoft, а также целого ряда прикладного программного обеспечения под Windows несоизмеримы с затратами на свободное программное обеспечение семейства Linux. Вступая в полемику с точкой зрения о том, что идея введения Linux в российской образовательной среде мертва, возразим, что существует ряд весьма удачных отечественных разработок, которые могут претендовать на замещение Windows в образовательном и административно-хозяйственном пространствах школ. Реализация идеи о разработке среды свободного программного обеспечения ведется уже давно. Здесь можно наблюдать одинаково равные условия как для компании-разработчика, которая получает выгоду от консультирования, так и для школы, которая оплачивает лишь техническую поддержку продуктов. Однако единой точки зрения на проблему Linux в Российском образовательном пространстве не существует, ибо чистота эксперимента по введению всегда нарушалась контрактными обстоятельствами или недостаточно качественной реализацией. Стараясь выработать объективную точку зрения об отечественных дистрибутивах, отметим цели нашей работы как представление истории попыток введения свободного программного обеспечения в отечественном образовании, а также анализ введения СПО «Линукс-Информика» в образовательном пространстве Межшкольного учебного комбината г. Тулы.

Развивая тему истории внедрения программных систем семейства Linux в образовательном пространстве Российских школ, необходимо отметить, что такие попытки предпринимались неоднократно, однако каждый раз вызывали критику со стороны интернет сообщества. Рассматривая подобные попытки, мы можем отметить, что их главная цель была все же организация корпоративных контрактов с Microsoft и прочими компаниями-монополистами рынка. Linux же использовался как «огнетушитель», когда образовательные учреждения выразили возмущение относительно базового пакета и его стоимости. Разберем этот случай более подробно. По государственному контракту 2008 году базовый пакет программного обеспечения «Первая помощь» был запущен в трех пилотных регионах: Татарстан, Томская область и Пермский край. Базовый пакет программного обеспечения по условиям Microsoft обязан был включать в себя версию Windows Vista. Данный факт может быть объяснен корпоративными интересами компании, которая за счет столь масштабного контракта существенно подняла продажи Windows Vista на территории России. Не совсем понятно и включение в стандартный пакет версий Windows XP и Windows 2000. Перечисленное разнообразие версий операционных систем не совсем понятно, ведь, как показало время, не только операционные системы, но и дорогостоящие прикладные программы базового пакета остались просто неиспользованными. Столкнувшись с серьезными проблемами и недовольством образовательных учреждений по внедрению базового пакета СПО, оперативно было выпущено дополнение «СПО» (свободное программное обеспечение), куда был внедрен дистрибутив на основе отечественных разработок — Alt Linux.

По нашему мнению, выбор базовой основы операционной системы уже вызывает большой вопрос, так как в реальной образовательной среде ученику и учителю важны, прежде всего, комфорт и адаптивность операционной системы к задачам пользователя. Интересным опытом было бы внедрение дистрибутива Edubuntu от компании Canonical, но в данный момент развитие в российском образовательном пространстве дистрибутивов семейства debian врятли представляется возможным.

Вернемся к показательному примеру проекта «Первая помощь». Так называемый, «Linux-школьный» был внедрен уже во второй волне, и получил значительное количество неодобрительных отзывов. Система практически не функционировала без ряда важных настроек и доработок, не обладала хоть сколько бы внятной системой подключения устройств периферии, не имела необходимого набора библиотек для комфортного взаимодействия с пользователем. К тому же совсем грамотно были организованы рабочие среды, к примеру «Linux-Легкий» c облегченной графической средой, напоминал состояние операционных систем пятнадцатилетней давности, а технически совершенный, «Linux Юниор», имел значительные проблемы с совместимостью аппаратной части ПК. Одной из главных проблем «Linux-Школьный» была некорректная работа загрузчика, написанного, вероятно, в спешке при подготовке к запуску проекта. Специалист без уровня подготовки, знания технических особенностей сборки операционной системы, испытывал значительные трудности при ее установке.

В общем, подводя итоги опыта глобального использования Linux в образовательной и административно-хозяйственной среде школ, можно определить их как провальные. Вместо поддержки и развития свободного программного обеспечения пользователям показали худшие стороны свободного программного обеспечения, привили нежелание работать с ним. С ростом контрактных обязательств угасал и энтузиазм введения проекта «Первая Помощь». К 2010 году государство сняло с себя обязательство по поддержке контракта и предложило образовательным учреждениям осуществлять закупки собственными силами. Развитие комплексных образовательных систем под управлением Linux, однако, продолжилось. К нашему сожалению, можно констатировать, что продолжилось в семействе Alt Linux со всеми достоинствами и недостатками данного направления.

«Информика-школьный» — следующая попытка применения комплекса свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях. Разработка велась Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций совместно с Alt Linux. [5] Система была представлена как комплексное решение для образовательного учреждения и включала в себя версии для учеников, учителей, школьного сервера. По сравнению с «Линукс школьный», «Информика» приобрела несколько значительных преимуществ: это и интуитивно-понятный установщик операционной системы, адекватная и понятная пользователю графическая среда, совместимость с аппаратной частью.

Специфика межшкольного учебного комбината г. Тулы а также отличие от обычных школ заключается в том, что на базе образовательного учреждения изучаются такие предметы как «информатика и ИКТ» и «технология». [6, c. 20] Это ограничивает использование потенциальных пакетов ПО только этими предметами, в то время как в соответствии со стандартами нового поколения — информационные технологии внедряются в изучение практически большинства предметов, и как следствие, школы вынуждены применять различные программные комплексы для других общеобразовательных предметов. Для учебного комбината подобные комплекты ПО были бы громоздкими и содержали компоненты, которые никогда не пришлось использовать. Контингент учащихся комбината состоит из 5–11 классов, причем 10–11 классы изучают информатику как на базовом, так и на профильном уровне.

В межшкольном учебном комбинате г. Тулы «Информика» используется с 2011 года. За это время педагогический коллектив успешно осваивал операционную систему, с учетом введения «Информики» разрабатывались учебные программы, методические материалы и поурочные планы. Руководитель методического объединения учителей информатики, Лерер С. О. последовательно развивал идею перевода парка учебной компьютерной техники на свободное программное обеспечения, мотивируя перевод стремлением обеспечить единое образовательное пространство и стандартизацию деятельности между учителями информатики комбината.

В качестве одного из вариантов использования открытого ПО в образовательном процессе, применительно к обучению информатике и ИКТ в учебном комбинате рассматривался также дистрибутив Edubuntu, базирующийся на мощной ветке Ubuntu, разрабатываемой и поддерживаемой южноафриканской компанией Canonical. Вариант был отвергнут по нескольким причинам. Во-первых, на момент его апробирования русификация интерфейса и многого, включаемого в дистрибутив ПО, была лишь частичной, что существенно ограничивало его применение в работе с учащимися, знания английского языка которых оставляют желать лучшего и на сегодняшний день. Во-вторых, так называемая «пакетная установка», или установка готового пакета операционной системы со всеми программными компонентами, которая ориентирована именно на широкий круг школ, с уклоном в применение ИКТ на общеобразовательные предметы. Другими словами, предлагаемый дистрибутив содержал много «лишнего» ПО, не требуемого для изучения информатики. В-третьих, при установке системного комплекса дистрибутива оказывалось, что его предустановленного ПО недостаточно для реализации образовательных стандартов. Подобная ситуация влекла за собой неизбежную установку дополнительных решений, тем самым делая использование дистрибутива нецелесообразным.

По сравнению с рассматриваемыми ранее вариантами «Информика» имеет ряд преимуществ, которые были уже описаны нами выше. В дистрибутиве отсутствуют неразрешенные зависимости, то есть, ссылки на неустановленные в системе дополнительные пакеты и библиотеки, которые были серьезным недостатком «AltLinux Школьный». Большая часть используемых свободно распространяемых пакетов имеют версию под ОС Windows (LibreOffice.org, Scribus, The GIMP, Inkscape, Blender, FreePascal, Кумир и т. д.), что делает возможной установку их учащимися на домашние компьютеры, и, как следствие, школьники могут выполнять как домашние, так и дополнительные задания, реализовывать возникший к осваиваемым технологиям интерес. Таким образом, включаемого в состав дистрибутива ПО достаточно для освоения стандартов образования по информатике и ИКТ. Особая гордость дистрибутива — наличие компонентов для развития алгоритмического мышления, и дальнейшего изучения программирования. Разнообразие интерпретаторов и компиляторов различных языков программирования способно удовлетворить требования любого учителя информатики. При установке дистрибутива требуются базовые навыки работы с ПК, установку может выполнить любой учитель, ранее не имевший опыта работы с ОС Linux.

Таким образом, можно говорить о том, что на данный момент существуют достаточно удачные разработки системных комплексов свободного программного обеспечения для потребностей учащихся. Учитывая геополитическую обстановку, которая грозит задержками и разрывами контрактов с поставщиками коммерческого ПО, опыт методического объединения учителей информатики МКОУ МУК г. Тулы является более чем удачным. Комплектация трех кабинетов информатики СПО позволяет учителям совместно разрабатывать и апробировать методические идеи, применимые к использованию свободного программного обеспечения на уроках информатики и ИКТ.

 

Литература:

 

1.                  Ивойлова И. Планшеты подождут: получат ли школы электронные учебники [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты» [Сайт] — URL: http://www.rg.ru/2014/11/05/uchebniki.html (дата обращения: 27.12.2014)

2.                  Алёшкина Т., Юзбекова И. Киберсанкции: Oracle и Microsoft могут прекратить поддержку банков из санкционного списка [Электронный ресурс] // Интернет-портал RBCdaily [Сайт] — URL: http://rbcdaily.ru/finance/562949991381104

3.                  Microsoft приостановила сотрудничество с «Просвещением» [Электронный ресурс] // Электронная газета «Век» [Сайт] — URL: http://wek.ru/microsoft-priostanovila-sotrudnichestvo-s-prosveshheniem (дата обращения: 27.12.2014)

4.                  Рагимова С. Программная оборона [Электронный ресурс] // «Информационные технологии». Приложение № 220 интернет-портала kommersant.ru от 04.12.2014, стр. 17 [Сайт] — URL: http://www.kommersant.ru/doc/2624429 (дата обращения: 27.12.2014)

5.                  Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и коммуникаций «Информика» [Электронный ресурс] // [Сайт] — URL: http://informika.ru (дата обращения: 27.12.2014)

6.                  Мартьянов Е. Ю., Лерер С. О. Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность. Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 19–22.

Основные термины (генерируются автоматически): программное обеспечение, свободное программное обеспечение, операционная система, базовый пакет, тула, образовательное учреждение, учебный комбинат, межшкольный учебный комбинат, образовательное пространство, образовательный процесс.

Ключевые слова

информатика, СПО, учебный комбинат, свободное программное обеспечение, линукс, информика, дистрибутив, учебный комбинат.

Похожие статьи

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Применение учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки и применения различных видов учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социа...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе

Статья посвящена анализу возможностей индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом (техническом) вузе. Отмечается необходимость выявления и учета индивидуальных потребностей и способностей обучающихся, поиска технологий их творческого ра...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников

В статье рассматривается практика использования мультимедиа на уроках, в том числе и ОБЖ, в общеобразовательных школах (на примере МКОУ гимназии № 177 г. Санкт-Петербург), которые оказывают наиболее эффективное воздействие на учащегося, который стано...

Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками

Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...

Культурное наследие английского языка

Нельзя не учитывать роли ряда политических и культурных событий, определивших неизбежность процесса глобализации английского языка в современном мире. Наша задача — определить причины, которые позволили английскому языку стать универсальным средством...

Похожие статьи

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Применение учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки и применения различных видов учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социа...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Возможности индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом вузе

Статья посвящена анализу возможностей индивидуализации обучения иностранным языкам в неязыковом (техническом) вузе. Отмечается необходимость выявления и учета индивидуальных потребностей и способностей обучающихся, поиска технологий их творческого ра...

Математические пакеты как средство формирования профессиональной компетентности у бакалавров профиля «Математика, информатика»

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления «Педагогическое образование профиля «Математика и информатика» на основе математических пакетов. Авторы приходят к выводу,...

Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников

В статье рассматривается практика использования мультимедиа на уроках, в том числе и ОБЖ, в общеобразовательных школах (на примере МКОУ гимназии № 177 г. Санкт-Петербург), которые оказывают наиболее эффективное воздействие на учащегося, который стано...

Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...

Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками

Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...

Культурное наследие английского языка

Нельзя не учитывать роли ряда политических и культурных событий, определивших неизбежность процесса глобализации английского языка в современном мире. Наша задача — определить причины, которые позволили английскому языку стать универсальным средством...