К вопросу о профессиоведческой компетентности учащегося
Автор: Широбокова Наталья Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 05.01.2015
Статья просмотрена: 333 раза
Библиографическое описание:
Широбокова, Н. С. К вопросу о профессиоведческой компетентности учащегося / Н. С. Широбокова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7071/ (дата обращения: 15.11.2024).
В отечественной педагогике сложился традиционный взгляд на профессиональную ориентацию учащихся. Сегодня предметом профориентации выступает профессиональное самоопределение, которое включает: формирование профессиональных намерений учащегося, сам выбор профессии, соотнесение психофизиологических возможностей и требований будущей профессиональной деятельности.
Организация профессиональной ориентации состоит из четырех последовательных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. Результатом деятельности по профориентации является самоопределяющаяся личность.
Переход к новым стандартам и появление компетентностного подхода в педагогике требует создания новых технологий обучения и профессиональной ориентации, оценки рисков и эффективности использования этих технологий [3]. Основным результатом обучения становятся не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Школа должна формировать жизненный (практический) опыт, ведь в будущем у выпускников школы будет оцениваться не накопленный багаж знаний, а способность применить эти знания в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Именно в этом и состоит главный плюс компетентностного подхода.
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личного самосовершенствования.
Социально-трудовая компетенция включает в себя необходимость довольно большого объема знаний и опыта (гражданско-общественная деятельность, социально-трудовая сфера, семейные отношения, вопросы экономики и права, профессиональное самоопределение). В новых стандартах отмечена необходимость формирования личности, которая на основе полученных знаний, профессиональных навыков сможет свободно ориентироваться, саморазвиваться и самостоятельно принимать нравственно-ответственные решения в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка. Поэтому формирование социально-трудовой компетенции является одной из приоритетных задач системы современного образования.
Возникают противоречия на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-практическом уровнях [4]. Основная проблема в том, что необходимо сформировать социально-трудовую компетенцию, но отсутствует образовательные механизмы ее формирования. Именно поэтому, сегодня школа должна направить свое особое внимание на профориентационную работу, но несколько в ином ракурсе. Анализ профориентационной работы в образовательных учреждениях показал, что профориентированию уделяется недостаточно внимания, а если уделяется, то используются традиционные, неинтересные учащимся методы, отсутствует комплексная профориентация [6,7].
Зеер Э. Ф. упоминает о необходимости формирования профессиоведческой компетентности и входящих в нее компетенций: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии, развитие коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др. [1]. Формирование данной компетентности поможет человеку в неопределенных ситуациях, когда человек вынужден менять свою профессию или место работы, когда ему необходимо изменить регион проживания.
Изучение литературы по профессиоведению и профессиоведческой компетентности показало, что ее можно разделить на три компонента: информационный, диагностический, практический [2]. Однако анализ показал, что данному понятию не уделяется достаточно внимания современными исследователями. Хотелось бы также отметить, что при обозначении профессиоведческой компетентности не отмечается важность ценностно-мотивационного компонента. Недостаточное внимание уделяется соотнесению личностных ценностей, убеждений и представлений о вхождении в будущую профессиональную деятельность. Эти представления и убеждения влияют на организацию будущей профессиональной деятельности учащегося, определение его жизненной позиции и стратегии его поведения в различных ситуациях. Именно от данного компонента зависит осознание принятия профессионального решения и его последствий не только на ближайшее окружение, но и на дальнее окружению и на будущую действительность.
В связи с этим примем за основу следующее определение понятия «профессиоведческая компетентность учащегося» — потенциальная готовность учащегося к выбору профессии и умение нести ответственность за этот выбор, построенная на основе информационного (знания о профессиональном мире), диагностического (оценка профессиональных склонностей и способностей), ценностно-мотивационного (мотивация к труду и место труда в жизни человека), практического (опыт собственной деятельности) компонентов. Профессиоведческая компетентность предполагает знание существа профессиональной деятельности, постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. Основным признаком сформированной профессиоведческой компетентности выступает самостоятельное мышление. Еще Сухомлинский говорил о том, что если в школьном возрасте упустить момент проявления самостоятельного мышления, ничто не сможет возместить это — ни школьный учитель, ни мастерская. Поэтому очень важно учащегося научить самостоятельно мыслить, делать выводы, принимать решения и брать ответственность за свои действия. Согласно определению итогом формирования профессиоведческой компетентности является личность учащегося с установкой на развитие и саморазвитие с целью реализации своего профессионального потенциала в собственных интересах и интересах общества.
Сегодня эти идеи как никогда актуальны. Невозможно подсказать ребенку в школьном возрасте оптимальный выбор профессии, но можно, подготовить его к жизни в современных социально-экономических условиях. При формировании профессиоведческой компетентности появляется возможность вовлекать учащихся в разнообразные развивающие виды деятельности, стимулирующие самоактуализацию учащихся, способствующие использованию в деятельности своих знаний и умений.
Формирование профессиоведческой компетентности в самом общем смысле можно представить как процесс воспитания и формирования у учащихся интереса к труду и профессиональной деятельности, к пониманию личностной значимости и общественного смысла труда, сознательного и творческого отношения к своей будущей профессиональной деятельности, какой бы она не была, личностной, и как следствие, профессиональной ответственности.
Современный развивающийся мир дает много возможностей и решений, которые можно использовать при формировании данной компетентности. Одним из примеров может послужить проектная деятельность, которая дает возможность учащимся раскрыть свои способности и определить интерес к той или иной деятельности [5]. Другим примером становится использование современных ИКТ, которые позволяют работать с учащимися в дистанционном режиме и разрабатывать индивидуальный план работы.
Поэтому возникает вопрос о создании качественной и эффективной технологии формирования профессиоведческой компетентности учащегося. Необходимо разработать систему форм и методов организации и построения деятельности по формированию профессиоведческой компетентности, определить основные ее принципы и организационно-педагогические условия.
Примерные критерии определения готовности учащихся к выбору профиля обучения или профессионального учебного заведения могут быть представлены в следующем общем виде:
- систему профессиональных ценностей и убеждений, положительную мотивацию, уважение к труду; четкое понимание собственных интересов, склонностей и способностей;
- наличие знаний о профессиональном мире, о современных тенденциях в профессиях; о том, что такое труд, заработная плата; о различных профессиях, о необходимых способностях и требованиях к ним;
- умение применять полученные знания в реальной действительности для решения поставленных в рамках различных видов деятельности задач, умение принимать решения, прогнозировать риски принятия решений и рационально организовать свою деятельность;
- умение анализировать и делать выводы, осознавать последствия собственной деятельности и планировать дальнейшую деятельность на основе полученных результатов;
Сегодня с уверенностью можно сказать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, которые требуют мобильного и оперативного решения: определение своего отношения к профессии, анализ и рефлексия собственных трудовых или профессиональных решений, уточнение и корректирование карьерного продвижения или застоя и много другое. Весь этот комплекс проблем определяет необходимость формирования профессиоведческой компетентности уже в школьном возрасте.
Литература:
1. Дорожкин Е. М. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика/Е. М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер // Сибирский психологический журнал, 2014,N № 52.-С.67–78
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 192 с
3. Причинин А. Е. Организационно-методические условия эффективности управления рисками образовательного проекта. Вестник Удмуртского университета. 2014. № 3–1. С. 78–84.
4. Причинин А. Е., Широбокова Н. С. С чего начинать профессиональную ориентацию? — В сборнике: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: В 3-х томах. Горохов А. А. (отв. редактор). Курск, 2014. С. 251–254.
5. Овечкин В. П., Причинин А. Е. Основы проектной деятельности. Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 32–33.
6. Широбокова Н. С. Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере Управления образования г.Ижевска). — Молодой ученый. 2014. № 15. С. 311–314.
7. Широбокова Н. С. Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской и городской школе в современных условиях. В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы Международной научной конференции. Казань, 2014. С. 218–221.