Мониторинг качества иноязычного образования в школе
Автор: Рязанова Екатерина Ильинична
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 08.01.2015
Статья просмотрена: 1705 раз
Библиографическое описание:
Рязанова, Е. И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе / Е. И. Рязанова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7087/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье говорится о том, что организация проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе, способствует контролю и повышению качества обучения иностранным языкам в образовательной организации.
Ключевые слова:качество обучения, контроль обучения, иностранные языки.
В каждой образовательной организации на сегодняшний день значимое место необходимости проведения диагностического исследования качества образования и поиск путей перехода к новому качеству образования, основывающемуся на компетентностном подходе.
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании под качеством образования выпускников понимается «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания». [11, c. 20]
В. А. Болотов дает следующее определение: «качество образование — характеристики системы образования, отражающие степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов учащимися и условий обеспечения образовательного процесса образовательными учреждениями и их системами нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». [2, c. 9]
Говоря о термине «качество образования» следует принимать во внимание то, что представления о качестве образования не являются константой и меняются в соответствии с изменениями фиксируемыми в государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Вступивший в силу закон № 293-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» от 08 ноября 2010 года) расширил не только сферу компетенции ОО, но также и ответственности, которые определены Законом РФ «Об образовании». Ввиду принятого закона каждая школа на сегодняшний день несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, благодаря чему вопрос систематического контроля качества иноязычного образования с целью его повышения стал крайне актуальным. Для получения информации о действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих, возникает необходимость в построении целостной системы мониторинга качества образования в каждой образовательной организации.
Мониторинг образовательного процесса по иностранным языкам осуществляется в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках образовательной организации. Проведение мониторинга регламентировано Законом Российской Федерации «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами Министерства образования и науки РФ и Федеральными государственными образовательными стандартами.
Под мониторингом образования в Законе «Об образовании» в ст. 97 п.3 понимается «систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Исследованию общих проблем определения качества образования в школе и его мониторинга посвящены работы B. C. Аванесова, В. А. Кальней, М. М. Поташника, А. И. Субетто, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбург и др.
Качество школьного образования выступает предметом педагогического мониторинга. Данный предмет рассматривается в работах В. И. Зверева, В. А. Кальней, Н. В. Немовой и др.
Особое внимание проблеме педагогического мониторинга качества иноязычного образования уделяется в исследованиях И. Л. Бим, Е. И. Пассова, Н. Д. Гальсковой, Е. Н. Солововой, Е. С. Поллат, и др.
В большинстве исследований педагогический мониторинг рассматривается как средство управления качеством образования, как форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, способная обеспечивать непрерывное слежение за их состоянием, позволяющая прогнозировать развитие педагогических систем.
А. С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.
По мнению А. М. Майорова «основная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности». [11, c. 6]
Целью проведения мониторинга качества иноязычного образования в школе является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии качества иноязычного образования в школе и основных показателях, для осуществления оценки и прогнозирования стратегий развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению высокого качества образования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- систематическое и всестороннее изучение состояния качества образовательного процесса по иностранному языку;
- получение объективной и достоверной информации об организации, содержании, условиях и результатах образовательного процесса по иностранному языку;
- создание механизма мониторинговых исследований;
- координация деятельности всех субъектов мониторинга организации;
- своевременное выявление изменений в процессе иноязычного образования и вызвавших их факторов.
Объектом мониторинга выступает образовательный процесс. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать руководителя или учителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания и управления.
Объектами мониторинга являются:
- индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
- профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
- участие педагогов в работе экспериментальных площадок;
- качество организации образовательного процесса;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- инновационная деятельность;
- комфортность обучения;
- доступность образования;
- система дополнительных образовательных услуг.
Оценка качества иноязычного образования подразделена на оценки качества со стороны внешней среды — т. е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренней оценки качества в самой системе образования.
Внешний мониторинг — предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса иноязычного образования независимыми комиссиями.
Внешний мониторинг качества образования включает проведение государственной итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы; плановых проверок качества; а для Москвы еще диагностики учебных достижений обучающихся в соответствии с ежегодными Распоряжениями Департамента образования города Москвы, проводимых Московским центром качества образования.
Внутренний мониторинг — нацелен на образовательный процесс.
Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
Система внутреннего мониторинга качества образования в школе должна формироваться на основе локальных актов организации, обеспечивающих нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации и города Москвы в сфере образования.
Внутренний мониторинг качества иноязычного образования следует рассматривать как совокупность основных технологических процессов, к числу которых относятся:
- систематический сбор первичных данных о состоянии преподования иностранного языка в школе;
- статистическая и аналитическая обработка собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;
- предоставление информации о результатах обработки ее администрации организации, для принятия необходимых решений в сфере их компетенции;
- хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и/или электронном носителе в течение установленных сроков, обеспечение доступности указанной информации для лиц, которым предоставлено право доступа к ней.
Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, требованию, норме.
А. Н. Майоров выделяет следующие виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий.
Базовый мониторинг выявляет проблемы и риски. Базовый мониторинг — мониторинг состояния системы, позволяющий собирать информацию для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида.
Информационный мониторинг предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. На первый план в информационном мониторинге выходит функция слежения.
Проблемный мониторинг позволяет изучить закономерности процессов, типологию проблем.
Управленческий мониторинг имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений.
Можно предположить, что мониторинг качества иноязычного образования может быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят школьные администраторы перед этой процедурой.
В заключении хотелось бы отметить, что качество получаемых знаний, умений и навыков обучающихся с достаточной достоверностью можно выявить только путем длительного мониторинга, накопления и анализа результатов. Мониторинг качества школьного иноязычного образования может стать важным инструментом и стимулом его развития, ценным источником информации, для творчески работающих учителей иностранного языка в целях осуществления самооценки профессиональной деятельности и достижений ученика, определения ее соответствия социальным ожиданиям учеников и их родителей. Мониторинг необходим администрации школы для анализа процесса и результата иноязычного образования в образовательной организации и их соответствия образовательным потребностям учащихся, а также корректировки управленческих решений.
Литература:
1. Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием.//Мир образования — 1996 — № 2 — с. 31–36.
2. Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой — 2012 — № 5 — с. 9–11.
3. Боченков С. А. Анализ и интерпретация результатов ЕГЭ // Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика» — 2012 — № 3 — с.9–34.
4. Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе//Вопросы образования — 2010 — № 3 — с. 102–114.
5. Днепров Э. Д. Образовательные стандарты: их истоки, смысл, значение. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ. — М., 2002.
6. Иванов С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. — М.: АПК и ППРО, 2007.
7. Каспржак А. Г., Логинова О. Б., Поливанова К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги //Вопросы образования — 2004 — № 3 — с. 24–43.
8. Кукуев А. М. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом// Завуч — 2000 — № 8 — с.10–22.
9. Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. — М.: «Университетская книга», 2004. С. 67.
10. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: Образование — культура, 1998.
11. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-центр, 2000.
12. Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. — М.: МИРОС, 1995.
13. Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании — 2000 — № 2 — с. 30–33.
14. Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен//Педагогическое образование и наука — 2009 — № 1 — с.4–11.
15. Субетто А. И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. — М., 2001.
16. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие- Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
17. ФГОС основного общего образования // www.standart.edu.ru
18. Федеральный закон «Об образовании в РФ»// www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681
19. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. М.: Министерство образования РФ, 2004. — 266 с.
20. Чепелев Т. Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия// Стандарты и мониторинг в образовании — 2000 — № 5 — с.47–51.
21. Шишов Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
Похожие статьи
Упражнения и технологии, направленные на развитие языковых компетенций
Преподавание иностранных языков, особенно испанского, в учебных заведениях связано с созданием инновационной педагогической теории. Это является причиной формирования отношения к студенту в процессе воспитания, впитывания достижений зарубежного образ...
Технология проектирования качества организации обучения в вузе
В статье представлена технология проектирования качества организации обуче-ния в вузе, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования.
Специфика разработки критериев качества информационных систем в сфере управления общим образованием
В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISO в образовате...
Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка
Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам
В статье раскрывается место современных образовательных технологий, в том числе инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, и их значение в повышении и эффективности учебно-воспитательного процесс...
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
Педагогический аспект внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе Республики Казахстан
В статье освещена проблема массового внедрения дистанционных образовательных технологий в систему высшего образования Республики Казахстан с позиции ее психолого-педагогической эффективности.
Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества
В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования
Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...
Похожие статьи
Упражнения и технологии, направленные на развитие языковых компетенций
Преподавание иностранных языков, особенно испанского, в учебных заведениях связано с созданием инновационной педагогической теории. Это является причиной формирования отношения к студенту в процессе воспитания, впитывания достижений зарубежного образ...
Технология проектирования качества организации обучения в вузе
В статье представлена технология проектирования качества организации обуче-ния в вузе, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования.
Специфика разработки критериев качества информационных систем в сфере управления общим образованием
В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISO в образовате...
Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка
Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам
В статье раскрывается место современных образовательных технологий, в том числе инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, и их значение в повышении и эффективности учебно-воспитательного процесс...
Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования
В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.
Педагогический аспект внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе Республики Казахстан
В статье освещена проблема массового внедрения дистанционных образовательных технологий в систему высшего образования Республики Казахстан с позиции ее психолого-педагогической эффективности.
Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества
В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования
Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений. Статья посвяще...