Основные направления социальной работы с несовершеннолетними наркоманами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гильманшина, А. И. Основные направления социальной работы с несовершеннолетними наркоманами / А. И. Гильманшина, В. В. Шурыгина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7005/ (дата обращения: 15.11.2024).

В современном обществе употребление психоактивных веществ к сожалению является самой масштабной и глобальной проблемой нашего молодого поколения, которая требует кардинально новых способов решения.

По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан за декабрь 2014 года было возбуждено 39 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более одного килограмма марихуаны, а также гашиш и другие психоактивные вещества. От граждан республики на «телефон доверия» поступило 43 сообщения о фактах незаконного оборота и потребления наркотиков. В городе Стерлитамак Республики Башкортостан сотрудниками наркоконтроля был задержан 21-летний местный житель, подозреваемый в поставке и сбыте синтетических наркотиков.

Угрожающие масштабы приобретают распространение наркомании среди несовершеннолетних. Одними из важных аспектов проблемы является количество лиц больных гепатитом, также ВИЧ инфицированные наркоманы. Но кроме всего прочего самым опасным явлением становятся синтитечиские наркотики, которые полностью разрушают клетки мозга и человек перестает осознавать свои действия и поступки и попросту сходит с ума даже после разового употребления, также известно немало случаев летального исхода из за этого вещества.

Наркомания конечно же сложное социальное явление, обусловлен множеством факторов объективных и субъективных, социальных и индивидуально — личностных.

Особую опасность наркомания представляет для подрастающего поколения, что неизбежно ведет к деградации всего общества.

Существует множество определений понятия «наркомания».

Так, Гаранский А. Н. рассматривает наркоманию как самую страшную болезнь цивилизации, которая развивается в процессе употребления одурманивающих веществ [4; С. 6].

Буянов М. И. говорит о наркомании как о самом дурном и преступном явлении, которое есть в обществе [2; С. 3].

Колесов Д. В. рассматривает наркоманию как социально заразное заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп [11; С. 6].

Наркомания — это хроническое заболевание, которое возникает в результате длинного употребления психоактивного вещества, влияющего на эмоциональное состояние индивида, причем последний не может самостоятельно прекратить его применение, несмотря на возникающие в связи с этим серьезные проблемы [19; С. 10].

С расширением научных исследований, с накоплением практического опыта работы с подростками — наркоманами в медицинском, педагогическом и правовом плане становится все более очевидным, что наркомания — это не болезнь в обычном смысле этого слова. И вред, наносимый организму человека наркотиками, нас интересует не с физической точки зрения, а как предпочтение деформации личности и искажения ее социального поведения, превращения поведения человека в девиантное, отклоняющегося от нравственных и правовых норм, бытующих в обществе.

В борьбе с наркотизацией населения существуют меры профилактики. Первичная социальная профилактика предполагает работу не только с самими подростками но и с их родителями. Потому что семья является одной из важных социальных институтов. В семье передаются от поколения к поколению трудовые навыки, привычки, взгляды, формируется будущая личность, но также семья может выступать как фактор: провокации употребления наркотиков, так и эффективности реабилитационной и профилактической работы. [11; С. 145]

Если кто — то один из членов семьи зависимый, необходимо вести работу с остальными ее членами, так как не зависимые будут лучше понимать употребляющего, будут поддерживать вы процессе реабилитации и вести правильную модель поведения чтобы не спровоцировать срыв.

Профилактика наркомании — процесс активного формирования личности ребенка. Главное средство уважение его самостоятельности, право выбора и умение тактично руководить этими процессами. Главная цель научить жить без наркотиков.

Основные направления социальной работы в области профилактики наркомании: содействие в проведении широкой информационно-просветительной работы по предоставлению наркомании как болезни, имеющей физические, психологические и социальные причины, проявления и следствия.

В области реабилитации: координация реабилитации подростка наркомана в семье по месту учебы; проведение консультаций. Содействие восстановлению социального функционирования путем сотрудничества с существующими государственными, общественными и частными организациями.

Комплексная форма построения социальной работы в сфере подростковой наркомании позволяет определить основные функции социальных работников: ранее выявление лиц с наркотическими проблемами; работы с такими подростками, их семьями, социальным окружением; участие в специальной тренинговой работе, способствующей ранее реабилитации; восполнение ролевых функций адвоката от имени клиента. Роль специалиста по социальной работе, является координирующей в решении всего комплекса проблем подростка — наркомана, требующего помощи различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, юристов и т. д.

В основе социальной работы лежит принцип сочетания и взаимодействия государственных учреждений, и учреждений, входящих в структуры общественных организаций — «принцип солидарности» [18; С. 54]

Усилия школы будут недостаточными бесполезными, если в борьбе с наркоманией в подростковой среде не примут участие государственные учреждения и все общество в целом.

Заключение:

И в заключении хотелось бы отметить, что наркомания — страшная болезнь цивилизации общества. Она обуславливает духовную и физическую деградацию России, губит интеллект нации и угрожает генофонду.

Проблема распространения и употребления наркотиков в России, является общенациональной проблемой, и это зафиксировано в законе Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» [4; С. 123]

Там подчеркнуто, что по своим последствиям эта проблема представляет прямую угрозу национальной безопасности России. Необходимо на всех уровнях общественного бытия осознать уникальное положение, в котором находится Россия, — она принадлежит к тому числу государства, которое является одновременно и потребителем, и производителем, и транзитным полем отправления наркотиков из соседних стран в другие.

В XXI веке наркомания переходит в разряд социальных проблем.

Подростковая наркомания — это одно из наиболее распространенных явлений нашей современности.

Наркомания — это болезнь, а любая болезнь требует лечения.

Наркомания в среде несовершеннолетних является, несомненно, общегосударственной проблемой, решение которой должно быть комплексным, с использованием современных научно-медицинских, правовых, педагогических и социальных технологий. Все меры должны быть скоординированы на общенациональном и региональном уровнях.

 

Литература:

 

1.      Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркомании. М.: Издат-во МЕДИС, 2008–160 с.

2.      Буянов М. И. Размышления о наркомании. Кн. для учителя. М.: Просвящение, 2010–80 с.

3.      Горбатенко Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные проблемы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Серия «Библиотека школьника». Ростов н/Д: Феникс, 2003–352 с.

4.      Гаранский А. Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Пособие ля педагогов и родителей. М.: Издательство Владос — пресс, 2009–352 с.

5.      Данилин А. Г., Данилина И. В. как спасти детей от наркотиков: Пособие для родителей, М.: Центрполиграф, 2009–352 с.

6.      Исмуков Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и предотвращения наркотической и алкогольной зависимости. М. ФАИР — ПРЕСС, 2010–384 с.

7.      Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание. Учебное пособие. 3-е изд. доп. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО, «МОДЭК», 2011 -192 с.

8.      Социальная работа в сфере профилактики наркомании к несовершеннолетних. Учебная программа для студентов обучающихся по специальностям группы «Социальная работа» в системе среднего профессионального образования / Под. ред. Л. М. Шипициной, Л. С. Шрилени. — СПб: Издательство «Образование — Культура», 2007 -108 с.

9.      Сердюкова Н. Б. Наркотики и наркомания. «Серия Панацея» — Ростов н/Д: Феникс, 2000 -256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): наркомания, социальная работа, вещество, наркотик, незаконный оборот, подростковая наркомания, Россия, семья.

Похожие статьи

Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей

Основные направления уголовно-правовой защиты общественных отношений в сфере кредитования

Основные направления модернизации образования с решением проблемы преемственности

Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития

Актуальные проблемы противодействия преступлениям, совершенным против несовершеннолетних

Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра

Особенности воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ

Применение арт-терапии в работе с трудными детьми

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Похожие статьи

Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей

Основные направления уголовно-правовой защиты общественных отношений в сфере кредитования

Основные направления модернизации образования с решением проблемы преемственности

Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития

Актуальные проблемы противодействия преступлениям, совершенным против несовершеннолетних

Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра

Особенности воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ

Применение арт-терапии в работе с трудными детьми

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками