Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования
Авторы: Величко Александр Васильевич, Митин Олег Викторович
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 20.01.2015
Статья просмотрена: 572 раза
Библиографическое описание:
Величко, А. В. Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования / А. В. Величко, О. В. Митин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7035/ (дата обращения: 19.12.2024).
За последние годы система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики.
Человек, оказавшийся перед необходимостью учиться на протяжении всей жизни, чтобы реализовать идею непрерывного образования, нуждается в новых навыках и качествах. Наиболее важное среди них — умение познавать — качество, которое влияет на способность восприятия информации, ее оценки и позволяет правильно реагировать на происходящее.
На современном этапе обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Достижение этих важных социально-образовательных и культурно-нравственных задач общества возможно при модернизации содержания и технологий профессионального образования путем построения и реализации системы опережающего образования, являющейся необходимым условием развития человека и общества.
В современных социально-экономических условиях особую важность для работников образования, как в прочем и для работников других сфер деятельности, приобретают такие профессиональные и личностные характеристики, как мобильность, гибкость, готовность к успешному решению задач в динамично меняющимся мире, адаптироваться к социальным переменам и быть конкурентоспособным. Но для учителя сельской или провинциальной школы приобретение и актуализация современных профессиональных и личностных характеристик, повышение своей квалификации даже в городах, где есть институты либо центры повышения квалификации, весьма проблематично.
Все это предъявляет новые требования к деятельности системы повышения квалификации. Традиционные ее модели на данном этапе зачастую малоэффективны. С данными проблемами столкнулись и авторы этой статьи, обучая и обучаясь по программе профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии» в МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка.
Традиционным формам обучения в развитых странах все большую конкуренцию составляют заочные учебные заведения, которые оказались гораздо более восприимчивыми к новым технологиям. Заочное образование, в котором общение преподавателей и обучаемых в основном происходило по почте, стало рассматриваться как первая модель дистанционного образования. На основе современных телекоммуникационных технологий интенсивно развиваются новые модели, действуют университеты дистанционного образования (ДО), открытые и телеуниверситеты.
Развитие новых образовательных технологий не сводится к решению чисто технических задач, связанных с размещением в аудиториях компьютеров и другого оборудования. Это — сложнейшая управленческая задача по формированию принципиально новой образовательной практики. Постепенно становится все более очевидным, что использование новых технологий влечет за собой и значительные перемены в организации труда преподавателя. Например, все чаще появляются преподаватели, преимущественно занятые проектированием и разработкой учебных курсов, консультанты по методам обучения, тьюторы, т. е. те, кто непосредственно общается с обучаемыми, предоставляя учебный материал. Все они, объединяясь в команды со специалистами по информационным технологиям, совместно разрабатывают и предоставляют учебные курсы [1].
Необходимость больших организационных перемен в образовательной системе, ориентированных на повышение ее эффективности за счет использования современных технологий, приводит к формированию новых организационных форм высшего и послевузовского образования. Простейшая из них — создание подразделения дистанционного образования в традиционном образовательном учреждении. Более развитые новые формы образования — это дистанционный и открытый университеты.
Очень перспективной для России формой образования представляется консорциум образовательных учреждений. Еще одна новая институциональная форма дистанционного образования — телеуниверситет — основана на объединении ресурсов традиционных форм обучения, причем это объединение гораздо более высокого уровня, чем в случае образовательного консорциума. Телеуниверситет предполагает совместную работу ряда независимых образовательных учреждений по интегрированным учебным планам на базе современных телекоммуникационных технологий [2].
С точки зрения технической реализации элементов ДО для профессиональной подготовки, наиболее привлекательным является использование в качестве модулей тренажно-моделирующего типа. В силу названных причин курсы ДО для профессиональной подготовки должны включать в свой состав программные компоненты, реализующие моделирование реальных ситуаций в профессиональной деятельности, а также позволяющие эффективно контролировать деятельность обучаемого по применению профессиональных навыков. Особенно это важно и эффективно в случае отработки навыков по управлению или обслуживанию сложных технических объектов.
Дополнительное образование или повышение квалификации менее требовательны по своим свойствам к контролю качества усвоения материала в процессе обучения. Большая доля ответственности возлагается на обучаемого, поэтому спектр структурных вариантов ДО в этом случае значительно шире.
Принцип построения учебного материала ДО в дополнительном образовании должен обеспечивать обучаемому большую свободу самостоятельно определять темп и траекторию изучения материала. В случае реализации ДО для дополнительного образования, целесообразно использовать комплексные варианты доступа к информации, а в качестве контролирующих (итоговых) заданий использовать проектные (проблемные) работы, требующие использования всего набора знаний, полученных за курс переподготовки.
Достаточно высокая эффективность, прибыльность выгодно отличают дистанционные образовательные услуги от традиционных. При этом эффективность дистанционного образования имеет тенденцию к росту, в частности, из-за эффекта масштаба.
Таким образом, рынок образовательных услуг в XXI веке будет развиваться главным образом на базе компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые обеспечивают широкий доступ к образованию, равенство этого доступа, высокое качество обучения при гораздо меньших затратах по сравнению с затратами на основе традиционных технологий. Новые технологии позволяют повысить производительность труда в сфере образования, резко увеличив эффективность затрат. На их базе формируется образовательная система постиндустриального, информационно го общества — глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания непрерывного образования и самообучения в течение всей жизни человека.
Литература:
1. Егорова Г. И., Величко А. В., Половников В. В. Организационно-педагогические особенности непрерывного образования. — Тюмень: ТюмГНГУ. 2006.-92 с.
2. Э. К. Аллаярова, А. В. Величко, В. В. Половников / Проблемы и перспективы развития дистанционного образования. // Экономика, социология, политика. № 3 2010.- С. 15–18