Новое — не всегда хорошо забытое старое
Автор: Мадалиева Зинаида Анатольевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 12.01.2015
Статья просмотрена: 529 раз
Библиографическое описание:
Мадалиева, З. А. Новое — не всегда хорошо забытое старое / З. А. Мадалиева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7103/ (дата обращения: 15.11.2024).
Большая модернизация вместе со стандартами второго поколения пришли в школу. Вместе с этим пришло и самоопределение и самореализация педагога. Ведь сегодня приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала [1] школьников. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Жизнь требует этого и от наших учеников и от нас.
Ведь что греха таить, как порою было: успешный ученик, овладевающий школьной программой на пять и четыре, в жизни зачастую терялся. Думаю, что в памяти любого учителя есть такие факты. И наоборот, ученик посредственный, проще говоря «троечник» шел иногда впереди «отличника». От такого жизненного перекоса страдали все за исключением успешного троечника. Деформированное общество получало лидера с троечным аттестатом, но человека активно усвоившего «новый» социальный опыт, которому приходилось себя зачастую проявлять по-разному, чтобы не быть отвергнутым окончательно этим обществом. Ученик же, имеющий дневник и аттестат с пятерками, только учил, учил, учил и считал, что уже этим он заслуживает всеобщего одобрения и уважения. Так было. Отличники зачастую в связи с этим оставались со своей прекрасной теорией на обочине жизни. Троечники же рулили жизнью.
Государственные, социальные и личностные потребности и интересы в связи с переменами в современном обществе требуют как раз того саморазвития и активного присвоения социального опыта, которые обеспечивают развивающий потенциал школьника.
Функции универсальных учебных действий включают [2]:
- обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Удачно и уместно применяемые УУД действительно будут способствовать саморазвитию, самоопределению и самореализации как ученика, так и педагога.
Думается, что многие педагоги пересматривают, анализируют, синтезируют свою педагогическую деятельность в связи с приходом стандартов второго поколения. И находят в ней те элементы, которые как в инсерте- приеме технологии развития критического мышления, можно отметить знаками «V» — уже знал, «+» — новое, «-«- думал иначе, «?»- не понял- есть вопросы [3].
Хочу остановиться на изучении предметной области «Общественные науки». Уже известны нам требования к результатам освоения основной образовательной программы на базовом и углубленном уровне.
По истории (базовый уровень) к выпускникам и раньше предъявляли требования, отражающие сформированность представлений об истории России и человечества в целом, сформированность вести диалог, обосновывать свою точку зрения(V- уже известно). Новым для учителя является требование владение навыками проектной деятельности исторической реконструкцией с привлечением различных источников. Но непонятно, как проверить результат освоения базового курса истории в «сформированности умений применять исторические знания в профессиональной [4] и общественной деятельности, поликультурном общении».
В целевом разделе основной образовательной программы представлена система оценки достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Один из пунктов должен «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимодополняющих друг друга (таких, как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения). [5] Что также является не новым для многих учителей, творчески подходящих к своей деятельности. И включающих учеников в разнообразные виды деятельности, такие как тестовые (стандартизированные письменные) работы, дискуссии (устные работы), конкурсы (например: Всероссийский конкурс «Познание и творчество»), презентации, разработка кроссвордов по разделам, тестовых заданий по темам, разделам (творческие работы, учебные проекты). Педагоги, которые строят субъект-субъектные отношения на уроках, постоянно используют самооценку, самоанализ учеников во время устных ответов. Причем данная оценка является зачастую гораздо строже той, что дает педагог отвечающему ученику.
Достаточно известным для многих педагогов является стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Особенно это актуально для учителей истории, учитывая громадный объем учебного материала по предмету. Такими элементами данной стратегии являются:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
- работа с текстом: оценка информации [6]
При этом используются такие методы и технологии как частично-поисковый метод, проблемный, модульная технология, групповые, технология развития критического мышления, и т. д.
Совершенно новым в формальном плане является раздел «Регулятивные универсальные учебные действия», благодаря которым ученик должен научиться «самостоятельности». Фактически же многое из того, чему должен научиться выпускник, также у многих педагогов присутствовало на занятиях. В частности, саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью актуализировалась у учеников, желающих подкорректировать предстоящие отметки в аттестате. «Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ» [7] ученикам приходилась тогда, когда надо было письменно зафиксировать проработанный материал. И кто –то чертил таблицу, кто-то — схему. Кто-то составлял план, а кто-то писал тезисы.
Новым и интересным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения/Основная школа (Стандарты второго поколения) является раздел «Система условий реализации основной образовательной программы» и «Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы общего образования» [8]. Меняются требования к администрации образовательных учреждений. В частности руководитель образовательного учреждения, заместитель руководителя должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет [8, с. 289].
Инновацией является и «Модель для оценки базовых компетентностей педагога», где дана не только характеристика компетентностей, но и показатели оценки компетентности. В показателях есть то, что некоторые педагоги применяют в своей деятельности. Например, создание ситуации успеха для обучающихся. Не секрет, что некоторые педагоги троечнику могут поставить отметку 4 или 5 для дальнейшего стимулирования успешной деятельности ученика. Такие слова как «Молодец, Умничка, Отлично отвечаешь. Какая интересная мысль» и др. также являются существенными стимулами для учеников на уроке. А это один из показателей оценки компетентности педагога. Вот как звучит он в примерной программе «умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития».
Или другие показатели оценки компетентности:
- убежденность, что истина может быть не одна;
- интерес к мнениям и позициям другого;
- учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.
Педагог уважающий учеников, старающийся раскрыть их творческий потенциал всегда открыт к принятию других точек зрения, в случае, если они- аргументированы. Такой учитель гибко реагирует на высказывания обучающихся, включая изменение собственной позиции.
Важная базовая компетенция педагога эмоциональная устойчивость педагога. В педагогике, так же как в театре важно держать паузу. В трудных ситуациях сохранять спокойствие. Эмоциональный конфликт у хорошего педагога не должен влиять на объективность оценки. Педагог должен быть выше этого. Но и не надо избегать эмоционально-напряженных ситуаций, в том числе из соображений психологического и физического здоровья учителя. А также из учета того, что «высокий голос требует уважения».
К разработке образовательной программы теперь привлекаются и обучающиеся, и родители, и педагоги, и руководители. Интересным является и такое понятие, отсутствующее раньше. Как индивидуальный образовательный маршрут.
В программе указаны характеристики компетентностей, которые зачастую отсутствуют у молодых учителей:
- как установить дисциплину;
- как вызвать интерес у конкретного ученика;
- как обеспечить понимание;
- как мотивировать академическую активность и т. д.
Данные характеристики показывают развитость педагогического мышления. И очень важны в построении субъект-субъектных отношений.
Вся примерная основная образовательная программа образовательного учреждения помогает педагогу оценить свое педагогическое мышление.
Можно изучать документы по модернизации образования с карандашом в руке. И делать, как в инсерте, пометки на полях и дальше.
Можно отметить и то, что отдельные учителя, творчески относящиеся к своей педагогической деятельности, не раз «примеряли на себя» те или иные инновации, интуитивно используя на занятиях и в неурочное время тот или прием, подход, метод.
Но можно сделать и такой вывод: каждому педагогу предстоит пересмотреть свою систему обучения, образования, развития и саморазвития, строго структурировать, схематизировать ее, сделав наиболее эффективной. И в этом большую помощь окажут материалы стандартов второго поколения.
Литература:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Стандарты второго поколения/под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова, М., Просвещение, 2010, с.53
2. Там же.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение. 2011, с.31.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования /стандарты второго поколения М., Просвещение, 2014. С.15.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования /стандарты второго поколения М., Просвещение, 2014. С.39.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Стандарты второго поколения. М., Просвещение.2014. (с.32–33)
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Стандарты второго поколения. М., Просвещение.2014. (с.24)
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Стандарты второго поколения. М., Просвещение.2014. (с.288)