Межличностные отношения как отражение работы в группах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабкина, Т. Н. Межличностные отношения как отражение работы в группах / Т. Н. Бабкина, С. А. Радостева, А. В. Талюк. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7109/ (дата обращения: 16.10.2024).

Тот, кто думает, что может обойтись без других — сильно ошибается.

Тот кто думает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

(Ларошфуко)

Современная школа — это большой коллектив людей: учеников, учителей, родителей, объединённых важным государственным делом — образование детей, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. Она занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувства товарищества (солидарности), самокритичности, требовательности к себе и другим, благородства, взаимопонимания, уважения к старшим и т. д.

Успешная учёба очень важна для школьника, его родителей и общества в целом. Разносторонние знания помогают ему стать образованным человеком. Участие в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в науку.

Для развития индивида как личности только группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплочённый высокоразвитый коллектив, поэтому учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий — как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает подготовительные мероприятия и действия:

-        на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

-        каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

-        на протяжении урока состав группы может меняться, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

-        в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы (оценивает как учитель, так и члены группы).

Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи на уроке, но и работа группы.

Важно определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Но она не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы.

Положительное воздействие на ученика группы в том, что:

-        отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанавливающиеся личностью;

-        группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

-        от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

-        группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

-        ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Межличностное общение в учебном процессе — это обсуждение вопросов, которые так важны для решения поставленной проблемы на уроке, общение, которое сближает ребят, создаёт между ними доверительные отношения, что повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.

Ведь развитие ребёнка в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, которая наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях и т. д.

Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других — основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями в микро группе.

Виды групповых работ:

-        урок — конференция: подготовка состоит из следующих этапов:

1.                  Тема и план занятия даются ребятам за две — три недели;

2.                  Класс разбивается на творческие группы по 5–6 человек;

3.                  Каждая группа выбирает один из вопросов и подбирает литературу, знакомится с материалом;

4.                  Распределяются обязанности в группе;

5.                  За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация.

-        урок — дискуссия: формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

1.      Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

2.      В споре не допускать тона превосходства;

3.      Грамотно и четко ставить вопросы;

4.      Формулировать главные выводы.

В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре.

-        урок — соревнование: форма проведения таких уроков самая различная: КВН, «Брейн-ринг», «Звездный час» и др. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:

1.      Подготовительный: для участия в соревновании класс разбивается на команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчётом, чтобы число заданий было равно числу участников команд;

2.      Игровой: регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры;

3.      Подведение итогов: игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.

Условия применения группой работы:

-        внешние условия: число участников группы не должно быть слишком большим, в аудитории должно быть достаточно места для перемещения групп;

-        социальные и воспитательные условия: состав группы должен включать сильных и слабых учеников, а распределение обязанностей касалось всех участников группы;

-        условия, касающиеся содержания занятий: работа может применяться только для группового выполнения и последующего обсуждения;

-        групповая рефлексия: организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают: удалось ли им достичь поставленных целей, какие из действий групп и её участников были эффективны, т. к. цель групповой рефлексии — повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей.

Факторы, влияющие на эффективность работы групп:

-        групповые нормы — неформальные правила, которые устанавливают члены группы с целью регламентирования поведения каждого члена группы;

-        размер группы — от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем большие, но малые группы от 2–5 человек имеют больше возможностей достичь консенсуса в противоречивых вопросах;

-        состав группы — вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;

-        сплочённость — должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отношению к другим и желание быть членом данной группы;

-        конфликтность — разнообразие мнений способствует более эффективному решению проблем, но повышает риск вероятности конфликта;

-        статус членов группы — статус личности в группе может определяться рядом факторов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности и т. д.

Конечно, успех групповой работы зависит от того, как быстро каждый член группы приспособится к темпу работы других членов, насколько он правильно понимает их, ясно формулирует свои мысли и желания, соотнося их с заданиями.

Но и сам учитель может участвовать в работе группы, предлагая участникам разные варианты ответов, т. е. выступать в роли наставника, который хочет организовать эффективную групповую работу.

От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заинтересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им высказываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, т. к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме. Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся, вселять уверенность.

Типы групп:

-        разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «средних» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и мальчиков. Достоинства данного типа:

1.         Обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

2.         «Слабые» попадают под опеку «сильных» и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;

3.         В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

-        тематические группы: в состав входят ученики с разными точками зрения.

-        базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с некоторыми принципами:

1.         Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;

2.         Группа должна быть разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

-        произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т. п.). Преимущества типа:

1.        Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;

2.        Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

3.        Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры;

4.        При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.

Так чему жеучит групповая работа?

-        сотрудничать,

-        ставить вопросы,

-        решать проблемы,

-        договариваться,

-        слушать других,

-        убеждать других,

-        отвечать за себя.

Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве (ученик — субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка. Такая форма работы может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.

 

Литература:

 

1.      Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С.3–28.

2.      Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. — М., 1975.

3.      Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 101–114.

4.      Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М., 2001. — С. 154–178.

5.      Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников — М., 1977

Основные термины (генерируются автоматически): группа, член группы, групповая работа, состав группы, урок, ученик, групповая рефлексия, работа группы, участник группы, число заданий.