Oбучение английскому языку методом управляемых открытий
Автор: Блик Екатерина Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 20.01.2015
Статья просмотрена: 864 раза
Библиографическое описание:
Блик, Е. С. Oбучение английскому языку методом управляемых открытий / Е. С. Блик. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7134/ (дата обращения: 15.11.2024).
Обучение путем управляемых открытий, согласно Ричардс и Шмидту, заключается в том, что студенты постигают такие процессы, как открытие и исследование, путем наблюдения, узнавая информацию, формулируя гипотезы, делая предсказания и общаясь друг с другом. Однако, в отличие от простой, «чистой» индукции, обучение методом управляемых открытий предполагает определенную степень вмешательства со стороны, как правило, преподавателя, в виде постепенного предоставления информации и умело поставленных вопросов, направленных на оценку текущей степени понимания студентом изучаемого материала [4, с.162].
Такой метод имеет много общего с традиционными методами преподавания — это очень структурированный процесс, осуществляемый при помощи преподавателя, но при этом последовательность действий различна.
В то время как традиционное обучение переходит от теории к практике, от общего к частному, метод управляемых открытий начинается с конкретных примеров, и движется к общим правилам. Это индуктивный процесс — он «подводит» студента к формулированию идей и обобщениям, а не дает их в готовом виде. Поскольку этот процесс гораздо менее четко определен и предсказуем, такой метод редко имеет конкретные цели обучения — каждый студент усвоит из процесса что-то уникальное и важное только для него. То, что поймут для себя студенты, будет зависеть не только от наблюдений, полученных во время обучения, но и от уже имеющихся знаний и жизненного опыта [3, с.131].
Метод управляемых открытий может принимать различные формы на уроке — деловые игры, разработка сценария и работа по нему, тематические исследования, командные игры. В каждом из этих случаев, студентам необходимо, в одиночку или в группе, выполнить определенную задачу. После ее завершения, студенту рекомендуется оценить процесс — что прошло хорошо, что менее хорошо? Как можно повторить успех и избежать неудач? Выводы можно будет использовать для выполнения дальнейших упражнений.
Метод управляемых открытий обычно используется для изучения определенных аспектов языка. И тогда степень руководства преподавателя в процессе может сильно варьироваться. Оно может принимать форму таких привлекающих внимание приемов, как повторение изучаемой единицы в тексте, или использование конструктивных особенностей, таких как увеличенный шрифт — для выделения данной единицы. Данный процесс, как правило, сопровождается некоторыми инструкциями для поиска, понимания и формулирования модели употребления [2, с.802].
Итак, какие аспекты языка можно исследовать при помощи метода управляемых открытий? Прежде всего это грамматические правила, но также он будет полезен и для изучения произношения, правил правописания и лексики. Однако, необходимо убедиться, что правила, представленные для рассмотрения на уроке, соответствуют следующим принципам, определенным Маклом Своном [5, с. 32].
1. Правила должны быть верными;
2. Правила должны быть четко сформулированными;
3. Правила должны быть простыми;
4. Правила должны использовать концепты уже знакомые студентам;
5. Правила должны быть актуальными.
Процесс обучения методом управляемых открытий может быть легко реализован с любой группой студентов, на любом уровне изучения языка, выполнив следующие четыре шага.
Шаг1: Знакомство с языком посредством (на основе) примеров или иллюстраций
Преподаватель знакомит студентов с изучаемыми аспектами языка при помощи иллюстраций, примеров или их комбинации. Это могут быть отдельные предложения, хотя всегда более эффективно давать нужные формы в контексте. Контекстуализация языка делает грамматику актуальной и «живой». Это можно осуществить читая или слушая текст, показывая иллюстрации или фотографии, обсуждая реальные жизненные ситуации или темы. Контекст также способствует пониманию. Этот первый шаг позволяет студентам активировать их личные стратегии обучения.
Например, на уроке для начинающих при изучении неопределенных артиклей «А« и «AN» на первом этапе можно дать студентам список профессий:
a nurse
an artist
a dentist
an engineer
a teacher
an architect
an assistant
an electrician
a student
a journalist
a lawyer
И попросить соотнести названия профессий с их фотографиями. При этом можно лишь обратить внимание студентов на тот факт, что существует 2 вида артиклей (a и an), употребляемых перед названиями профессий.
Шаг 2: Наблюдение и анализ языка посредством направленных вопросов
Преподаватель «направляет» внимание студентов, делая акцент на значимые моменты в тексте. Это можно сделать с помощью вопросов, в процессе заполнения пробелов в предложениях или правилах, или путем сопоставления примеров и правил. Познавательный потенциал студентов задействуется в игре, в то время, как они анализируют, предполагают, сравнивают, выстраивают и обобщают полученные знания. Тот факт, что студенты принимают участие в процессе обучения, вдохновляет их. Этот шаг необходим для того, чтобы избежать неправильных выводов или формулировки новых правил студентами.
В примере, приведенном выше, преподаватель может спросить студентов, чем отличаются названия профессий, перед которыми стоит артикль «an» от профессий, перед которыми стоит артикль «а«. Студентов можно попросить распределить все слова по двум колонкам — в одну профессии с артиклем «а«, а в другую — с артиклем «an». Следующим шагом можно попросить студентов подчеркнуть первую букву каждой профессии и подумать, что общего между словами в каждой колонке.
Шаг 3: Формулировка правила
Преподаватель использует информацию, полученную на 2-м этапе для формулировки нового правила, или просит студентов сформулировать данное правило — с целью убедиться, что все студенты его поняли. Студенты выстраивают новые знания основываясь на данных своих наблюдений из второго этапа.
Например, после того, как они проанализировали профессии на предмет артиклей «а« и «an», можно попросить студентов заполнить пропуски в правилах употребления данных артиклей:
Посмотрите на профессии из упражнения 1. Дополните правила артиклями «а« или «an»:
1. Мы используем артикль ________ перед гласными, как например /a/,/e/ и /i/.
Например: She`s _____ artist.
2. Мы употребляем артикль ________ перед согласными, как например /b/,/d/, и /f/.
Например: She`s _____ lawyer.
Шаг 4: Задания на применение нового правила на практике
Данный этап направлен на языковую практику. Преподаватель дает задания, начиная с более контролируемых (как например, соотнесение слов, заполнение пропусков, закрытые вопросы) и переходя к более коммуникативным (открытые вопросы для обсуждения, ролевые игры, задания на письмо, и т. д.). Сложность и комплексность задания обычно увеличивается от рецептивных к продуктивным навыкам, т. е. от понимания к продуцированию.
Например, студенты, которые только сформулировали правила употребления артиклей «а« и «an», могут применить новое правило в следующем упражнении на контролируемую практику:
Вставьте артикль «a« или «an»:
1. ___ aunt
2. ___ uncle
3. ___ number
4. ____ country
5. ____ answer
6.____family
Для применения нового правила в свободной практике, студентам можно дать коммуникативное задание, как например:
Работа в группах: Отгадайте профессию других студентов. Для выполнения данного упражнения можно пользоваться словарем.
Are you a taxi driver? — No, I`m not a taxi driver.
Метод управляемых открытий прекрасно подойдет для студентов, начинающих изучать английский язык, поскольку процесс достаточно структурирован, легок и студентам будет сложно допустить какие-либо ошибки. Однако, важно понимать, что студент должен иметь достаточно знаний и опыта по данному вопросу или ситуации, которая лежит в основе выполняемого задания, чтобы иметь возможность успешно решить задачу. Невозможно полагаться на первоначальные знания, если таковых не имеется.
Однако данный метод может использоваться и на достаточно высоком уровне преподавания языка — с его помощью активируются различные стили обучения: от подписей к картинкам до чтения текстов или заданий на аудирование. По мере того, как студенты будут повышать свой уровень знания языка, они будут наблюдать за языком в более сложных контекстах. Например, на уровне «Intermediate» урок, направленный на изучение различных способов выражения будущего времени в английском языке может построен на следующем задании на аудирование.
Студенты сначала наблюдают за структурами в контексте, но фокусируют внимание на том, что они слушают.
Задание: Прослушайте диалог между семьей Миллер и Коста относительно планов проведения каникул. Выберите верный вариант.
1. We `ll / `re going to see the old churches and historic buildings.
2. David and I love Brazilian food, so we will / are going to try all the local dishes like churrasco and feijoada.
3. I really hope this `ll be / is being the vacation of a lifetime for us.
4. We will spend / are spending more than a month in Toronto. We`ve never been there before.
5. I`m sure you`ll love / `re loving it.
6. And I `m going to / `m doing do lots of shopping.
7. Oh, there are some wonderful shopping areas in Toronto. I`ll give / am giving you the address of one of the shopping centers.
На 2 и 3 этапах, студенты анализируют правильные ответы и пытаются сформулировать правила. Как, например, в следующем задании:
Сопоставьте предложения 1–7 из предыдущего задания с правилами a-d ниже. Используйте настоящее продолженное время, фразы " be going to» или will для выражения будущего времени.
a. Use be going to to talk about something you’ve decided to do. Plans can be general.
b. Use will for a decision made at the time of speaking, or an offer.
c. Use the present continuous to talk about arrangements (plans that you have already organized, and for which you have arranged the dates).
d. Use either will be or going to for predictions.
На последнем этапе студентам будет дана возможность применения новых правил на контролируемой или свободной практике.
У обучения методом управляемых открытий существует ряд преимуществ:
I. Когнитивные преимущества:
Он способствует аналитическому обучению.
Студенты применяют свои когнитивные навыки.
Он улучшает навыки критического мышления.
Студентам даются задания на решение проблемы.
Студенты активно участвуют в процессе обучения.
Студенты понимают и запоминают лучше то, в чем они разобрались самостоятельно.
II. Лингвистические преимущества
Процесс обучения, построенный на данном методе, похож на естественный процесс изучения языка.
Если процесс обучения проходит в группах, то это обеспечивает дополнительную языковую практику.
III. Социальные преимущества
Данный метод способствует большему вовлечению студентов в процесс обучения, а также сотрудничеству студентов друг с другом.
Он помогает студентам поверить в свои способности, и тем самым придает уверенности в себе и своих знаниях.
Он мотивирует тех студентов, которым нравится практический подход.
Обучение методом управляемых открытий решает некоторые недостатки, которые ассоциируются как с дедуктивным, так и с индуктивным подходами к обучению, так как он прежде всего личностно-ориентирован. Преподаватель становится лишь посредником, который направляет студентов в правильном направлении, чтобы избежать неправильного понимания правил. Это делает обучение запоминающимся, так как студенты активно участвуют в этом процессе. Кроме того, обучение по такому методу имеет смысл для студента, так как оно включает их собственные рассуждения и обоснования [1].
В целом, метод управляемых открытий относится к современным подходам к обучению языку, в которых поощряются участие студента в процессе обучения и развитие навыков критического мышления и самостоятельности. В нем поддерживаются аналитическое обучение и решение проблем. Он дает возможность студентам принимать участие в учебном процессе, данные студенты берут на себя ответственность за свое обучение и становятся более самостоятельными. Тем самым, данный метод обучения языку является эффективным и полезным на всех уровнях знания языка.
Литература:
1. Chan P. 2010. Empowering Students to Self-learn // ELT World Online: Voices from the Classroom. [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://blog.nus.edu.sg/eltwo/2010/03/07/empowering-students-to-self-learn/ (дата обращения 14.01.2015)
2. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition (2nd edition). Oxford: Oxford University Press. 2008. p. 1170.
3. Widodo H. P. Approaches and procedures for teaching grammar//English Teaching: Practice and Critique. № 5/1. 2006. p.122–141.
4. Richards J., Schmidt R. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics (3rd edn.) Harlow: Longman. 2002. p.656.
5. Scrivener J. Learning Teaching. Oxford: Macmillan. 2005. p. 416.