Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 23.01.2015

Статья просмотрена: 3442 раза

Библиографическое описание:

Желтухина, С. З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников / С. З. Желтухина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7138/ (дата обращения: 15.11.2024).

Психологи подчёркивают, что ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.

Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение на занятиях по развитию речи метода моделирования.

Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.

Модель — это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1.         Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2.         Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов — заместителей и графических знаков.

3.         Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

-          чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

-          быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

-          ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

-          облегчать познание

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

-          моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

-          целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее — с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

-          следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

-          начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

-          обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

-          процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план.

Приведённые факты направляют внимание педагога на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т. е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т. д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания. На значимость этого факта указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

-          в самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

-          в установлении последовательности изложения выявленных признаков;

-          в удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

Во избежание этих затруднений целесообразно использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т. д.

Таким образом, наглядное моделирование облегчает детям среднего возраста овладение связной речью; использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Схемы и модели в этом плане служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественного произведения; при отгадывании и составлении загадок; при заучивании стихов.

Так, например, при знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» педагог показывает детям большой фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком: «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирают заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикрепляется бумажная рукавичка, в угол — семь полосок разной длины. Дети подбирают заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор, например, так: маленькая полоска — это мышка, полоска побольше — зайчик, самая большая — медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для её пересказа.

Значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

 

Литература:

 

1.         Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М..: Академия, 1997. — 219 с.

2.         Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. — М.: Новое знание, 1999. — 134 с.

3.         Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. М. Бородич. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 252 с.

4.         Венгер Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М., Просвещение, 1975. — 313 с.

5.         Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 340 с.

6.         Зак, А. З. Различия в мышлении и речи детей / А. З. Зек. — М.: Просвещение, 1999. — 121 с.

7.         Короткова, Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э. П. Короткова. — М.: Педагогика, 1978. — 212 с.

8.         Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — С. 123–168.

9.         Нищеева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева.– М.: «Детство–Пресс», 2009. — 288 с.

10.     Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1985. — 326 с.

11.     Поддъяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков, Ф. А. Сохин. — М.: Академия, 1998. — 289 с.

12.     Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 454 с.

13.     Сидорчук, Т. А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова. — Ульяновск: ИЦ, 1997. — 74с.

14.     Сидорчук, Т.А.. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова. — Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2000. — 44 с.

15.     Сохин, Ф. А. Осознание речи дошкольниками / Ф. А. Сохин. — М.: Педагогика, 1978. — 256 с.

16.     Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1981. — 325 с.

17.     Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 299 с.

18.     Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д. Б. Эльконин. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 116 с.

Основные термины (генерируются автоматически): моделирование, модель, ребенок, понимание фактов, явление, формирование знаний, схема, связная речь, развивающая направленность обучения, предметно-схематическая модель, предмет, дошкольный возраст, отношение, обучение детей, образ, непосредственное восприятие свойства, значение моделирования, заместитель.

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада