Компетентностный подход в обучении и воспитании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 19.01.2015

Статья просмотрена: 5048 раз

Библиографическое описание:

Жалилова, В. А. Компетентностный подход в обучении и воспитании / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7139/ (дата обращения: 16.10.2024).

Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Проблемы:

-          недостаточная подготовленность отдельных обучающихся;

-          этапность проведения любого учебного занятия предполагает в конечном итоге выполнение заданий повышенного уровня сложности, с которыми справляются не более 10 % обучающихся;

-          высокий уровень программного содержания образования;

-          результаты среза знаний, итоги олимпиад различного уровня и выпускные экзамены в формате ЕГЭ, показывают, что объём базовых знаний достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий;

-          противоречия между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности.

Задачи:

-          сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию;

-          сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, самостоятельность обучающихся.

Основная цель: такого обучения — формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся, компетентностного отношения личности к жизни.

Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.

Ключевые образовательные компетенции:

-        ценностно-смысловые

-        общекультурные

-        учебно-познавательные

-        коммуникативные

-        социально-трудовые

-        информационные

-        личностного самосовершенствования

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

-        Технология проблемного обучения;

-        Технология проектного обучения;

-        Технология развития критического мышления;

-        Технология когнитивного обучения;

-        Технология обучения в глобальном информационном сообществе;

-        Технология решения изобретательских задач;

-        Технология КСО.

Направления реализации компетентностного подхода:

-          Формирование ключевых компетентностей надпредметного характера (формирования умений понимания научных текстов, обработки информации разного рода, действия в группе);

-          Формирование обобщенных умений предметного характера (умение решать задачи, умение интерпретировать таблицы и диаграммы);

-          Усиление прикладного, практического направления на уроках (необходимо овладевать способами, умениями решать задачи с применением формул и пр.).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения требований:

-          соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;

-          создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;

-          диагностика успешности учащихся;

-          создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;

-          оперативность и объективность контроля знаний;

-          создание ситуации успеха; обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;

-          взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования.

Развитие компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий:

-          умение решать проблемы, использовать собственный опыт;

-          заниматься самообразованием;

-          работать с различными базами данных, документацией;

-          добывать информацию;

-          иметь собственное мнение;

-          понимать позицию других людей;

-          оценивать жизненную ситуацию;

-          определять рациональное потребление;

-          оценивать поступки, вредные привычки

-          сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;

-          принимать решения;

-          уметь прийти к общему мнению;

-          работать в группах;

-          уметь организовать свою работу;

-          нести ответственность за поступки;

-          устоять перед трудностями и т. д.

Компетентностный подход требует от учителя:

-          переосмысления целей и задач обучения;

-          пересмотра образовательных технологий;

-          предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе.

Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т. д.

В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:

-          ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля),

-          блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника),

-          практические занятия с материалом курса (для естественных наук — лабораторные занятия, для гуманитарных — дискуссии или игровое моделирование),

-          модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью. Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.

Меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах.

Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Интегрированный урок является примером компетентностного подхода в обучении.

В отечественной и мировой педагогической практике доказан тот факт, что интеграция поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.

Творческие проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования ключевых компетентностей ребенка.

Цель интегрированный уроков — направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:

1.         Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

2.         Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3.         Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.

Основные этапы построения интегрированных уроков.

1.         Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2.         Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы по смежным предметам, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей.

3.         Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4.         Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5.         Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации.

6.         Оценочно-рефлексивныйэтап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Применение компетентностно-ориентированного подхода способствует развитию одарённых детей. Это можно судить по результатам работы учеников.

ВЫВОД:

1.                  Компетентностный подход к обучению дает возможность каждому учителю построить свой урок так, чтобы учащиеся, усваивая предложенный педагогом материал, могли самостоятельно конструировать новый опыт, порождающий новые знания и способы действий.

2.                  Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и рефлексии учителя.

 

Литература:

 

1.                  Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 32 с.

2.                  В. В. Маскин, Т. К. Меркулова, А. А. Петренко Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие / под ред. В. В. Маскина. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с.

3.                  И. А. Зимняя. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М., 2004.

4.                  Н. Л. Галеева Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006.

5.                  И. С. Сергеев, В. И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. — 132 с.

6.                  А. В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): компетентностно-ориентированный подход, обучение, подход, проблемная ситуация, умение, высокий уровень, задача, практическая деятельность, ребенок, урок, учебный процесс, формулирование проблемы.