Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Авторы: Баркова Лариса Павловна, Волкова Наталья Георгиевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 04.02.2015
Статья просмотрена: 2032 раза
Библиографическое описание:
Баркова, Л. П. Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7147/ (дата обращения: 15.11.2024).
Родина — это страна, где человек родился и живёт. Земля, моря, реки, поля, леса и озёра — всё это тоже Родина. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме, как общечеловеческой ценности. Дети должны понимать, что иметь свой дом — это большое благо. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребёнка к родному слову, формированию у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны их купать в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения проявляют неустанную заботу о том, чтобы молодое поколение вступало в жизнь всесторонне образованным и духовно-богатым.
В нашем проекте представлен цикл бесед-рассказов, посвящённых событиям, в которых в полной мере проявился героизм и патриотизм русских людей в Великой Отечественной войне.
Этот проект является итогом годовой работы в системе дошкольного образования детского сада.
Проект «Родной свой край люби и знай!"
Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.
Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели групп.
Актуальность темы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Поскольку у детей невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а, следовательно, и полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых: воспитателей и родителей. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым, эстетическим воспитанием и осуществляться, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины. Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к «малой» Родине. Чувство патриотизма всегда должно жить в сердцах наших детей. Это не просто сведения, которые получают дошкольники. Это истины, которые должны затрагивать чувства детей. Работа, о которой идёт речь, требует творческих усилий и поисков.
Работу по воспитанию патриотических чувств у детей мы начали со знакомства с родным городом. Организовали экскурсии по улицам города, знакомили ребят с достопримечательностями и памятными местами.
Цель.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи.
1. Формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
2. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
3. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
Темы:
I. По ступеням истории нашего города.
1. Занятие: «Город чудный — город древний» (символика города, местоположение на карте);
2. Занятие: «История возникновения родного города» (название, древние постройки, храмы);
3. Занятие: «Архитектура города Старый Оскол»;
4. Занятие: «Люди, прославившие оскольский край» (Д. И. Крутиков — писатель, драматург; Василий Ерошенко — писатель, поэт; Ф. И. Наседкин — писатель; Федор Емельяненко — спортсмен);
5. Занятие: «Памятники родного города» (монумент Советско-болгарской дружбы; памятник «Основателям города Старый Оскол»; памятник «А. С. Пушкину»);
6. Занятия:
- «Знакомство с мастерами нашего города»;
- Экскурсия в комнату «Русская изба — Белогорья» детского сада (знакомство с местным бытом);
- Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с глиняной Старооскольской игрушкой, посудой, одеждой);
- Беседа на тему: «Золотые руки — не знают скуки»;
- Посещение выставки «Оскольская народная игрушка» в центре детско-юношеского творчества № 1;
7. Занятия:
- Лепка на тему: «Оскольская игрушка»;
- Рисование на тему: «Роспись поделок» (2 занятия).
8. Занятие: «Знай и люби родную природу».
II. Славные подвиги защитников родной земли.
1. Познавательное сообщение «Памятные места родного города»;
2. Экскурсия к мемориальному комплексу: «Никто не забыт, ничто не забыто»;
3. Музыкально-тематическое занятие, посвященное 67 годовщине освобождения города Старый Оскол «Мы помним эту дату»; «Недаром помнит вся Россия».
4. Экскурсия в музей детского сада «Этих дней не смолкнет слава»;
5. Праздничный утренник «Достойны памяти героев» (к 65-летию со Дня победы). Встреча с ветеранами — «Отчизны верные сыны».
6. Изготовление модели мемориала ««Боевая слава нашего народа»;
7. Выставка рисунков «Мой праздничный город» (сотворчество детей и родителей);
8. Оформление «Книги памяти», содержащей фотографии почетных людей города, участников войны;
9. Спортивное развлечение «День защитника Отечества»;
10. Занятие на тему: «Герои — земляки» (П. Е. Рябушкин, В. И. Кукушкин, К. Трофимов) по фотографиям.
Рисование на тему: «Война глазами детей».
Лепка на тему: «Военная техника».
III. Трудовые будни наших земляков.
1. Беседа на тему: «Природные богатства нашего края: Старый Оскол — кладовая железной руды»;
2. Занятие: «Знакомство с коллекцией полезных ископаемых»;
3. Занятие: «Знакомство с ведущими предприятиями города» СГОК, ЛГОК,ОЭМК.
4. Занятие: «Ярмарка предприятий города Старый Оскол» (знакомство с предприятиями пищевой промышленности и их продукцией):
- Кондитерская фабрика «Славянка»;
- Молокозавод «Авида»;
- Мясокомбинат «Старооскольский»;
5. Занятие: «Знакомство дошкольников с видами труда, распространенными в нашем крае»;
6. Литературный вечер (знакомство с произведениями местных поэтов: Л. Пиченевская, В. Шершнев, Ф. Наседкин);
IV.«Город, в котором мы живем».
1. Беседа: «Как и где мы отдыхаем» (знакомство с Дворцом спорта, домом культуры «Горняк», дворцом культуры «Комсомолец», кинотеатрами «Быль», «Октябрь», театром);
2. Занятие: «Нам на улице не страшно» (беседа о поведении на дорогах города, встреча с сотрудником ГИБДД);
3. Занятие: «Из окна наша улица видна»;
4. Экскурсия к новостройкам города;
5. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю свой город»;
6. Итоговое занятие: «Конкурс знатоков родного города».
Приложение:
По ступеням истории нашего города.
Альбомы: «Флора и фауна Белогорья»; «Всё прекрасное для детей» (храмы, памятники, архитектура); «История нашего города»; «Наша армия»; «Богатыри земли Русской»; «Здесь процветает искусство».
Папки: «История Оскольского края»; «Знакомство с работами Оскольских художников»; «Старинная посуда Старого Оскола».
Иллюстрации. «Русские традиционные костюмы».
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы»; «Картинки»; «Где находится памятник?»; «Угадай профессию»; «Найди отличия»; «Пройдёмся по улицам города»; «Так бывает или нет?»; «Что? Где? Когда?».
Сюжетно-ролевая игра:
«Магазин сувениров»; «Все профессии важны».
Славные подвиги защитников родной земли.
Папка-передвижка «Страницы военного прошлого».
Альбом «Память о героях».
Фото-коллаж «На встречу ко Дню Победы».
Папка с материалами о герое Жукове Г. К.
Наглядно-дидактическое пособие «Защитники Отечества».
Сюжетно-ролевые игры:
«Моряки»; «Лётчики».
Подвижные игры:
«Стрелки»; «Эскадрилья»; «Самолёты»; «Парад».
Трудовые будни наших земляков.
Альбом: «Оскол — город металлургов». (Оскольский электрометаллургический комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Старооскольский завод автотракторного электрооборудования, кондитерская фабрика «Славянка», молокозавод «Авида»).
Город, в котором мы живём.
Фото-коллаж «Нам на улице не страшно».
Папка «Зелёная корона Старого Оскола».
Альбомы: «Культурная жизнь нашего города»; «Художественное слово о Родине».
Дидактические игры:
«Городской лабиринт»; «Вот моя улица, вот мой дом»; «Узнай, где я нахожусь?»; «Знаешь ли ты свой город?».
Сюжетно-ролевые игры:
«Город будущего»; «Я фотограф»; «Водители и инспектор».
Совместная работа с родителями.
1. Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографии, письма) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых действиях.
2. Сбор коллекций «Полезные ископаемые нашего края».
3. Встречи с ветеранами, служившими в Российской армии, сотрудниками ГИБДД.
4. Спортивное развлечение «Я б в защитники пошёл, пусть меня научат».
5. Выставки рисунков: «Мой праздничный город»; «Город глазами детей».
6. Фото-коллаж «Город, в котором я живу».
7. Анкетирование «Знаете ли вы свой город?».
8. Консультации: «Воспитывать патриотов с детства», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «О нашем городе ведём мы свой рассказ», «Наш город — часть большой страны».
9. Папка-передвижка «Достопримечательности города Старый Оскол».
10. Оформление стенда «Оскол — город металлургов».