Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баркова, Л. П. Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7147/ (дата обращения: 16.10.2024).

Родина — это страна, где человек родился и живёт. Земля, моря, реки, поля, леса и озёра — всё это тоже Родина. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме, как общечеловеческой ценности. Дети должны понимать, что иметь свой дом — это большое благо. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребёнка к родному слову, формированию у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны их купать в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения проявляют неустанную заботу о том, чтобы молодое поколение вступало в жизнь всесторонне образованным и духовно-богатым.

В нашем проекте представлен цикл бесед-рассказов, посвящённых событиям, в которых в полной мере проявился героизм и патриотизм русских людей в Великой Отечественной войне.

Этот проект является итогом годовой работы в системе дошкольного образования детского сада.

Проект «Родной свой край люби и знай!"

Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.

Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели групп.

Актуальность темы.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Поскольку у детей невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а, следовательно, и полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых: воспитателей и родителей. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым, эстетическим воспитанием и осуществляться, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины. Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к «малой» Родине. Чувство патриотизма всегда должно жить в сердцах наших детей. Это не просто сведения, которые получают дошкольники. Это истины, которые должны затрагивать чувства детей. Работа, о которой идёт речь, требует творческих усилий и поисков.

Работу по воспитанию патриотических чувств у детей мы начали со знакомства с родным городом. Организовали экскурсии по улицам города, знакомили ребят с достопримечательностями и памятными местами.

Цель.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи.

1.         Формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.

2.         Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

3.         Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.

Темы:

I. По ступеням истории нашего города.

1.         Занятие: «Город чудный — город древний» (символика города, местоположение на карте);

2.         Занятие: «История возникновения родного города» (название, древние постройки, храмы);

3.         Занятие: «Архитектура города Старый Оскол»;

4.         Занятие: «Люди, прославившие оскольский край» (Д. И. Крутиков — писатель, драматург; Василий Ерошенко — писатель, поэт; Ф. И. Наседкин — писатель; Федор Емельяненко — спортсмен);

5.         Занятие: «Памятники родного города» (монумент Советско-болгарской дружбы; памятник «Основателям города Старый Оскол»; памятник «А. С. Пушкину»);

6.         Занятия:

-          «Знакомство с мастерами нашего города»;

-          Экскурсия в комнату «Русская изба — Белогорья» детского сада (знакомство с местным бытом);

-          Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с глиняной Старооскольской игрушкой, посудой, одеждой);

-          Беседа на тему: «Золотые руки — не знают скуки»;

-          Посещение выставки «Оскольская народная игрушка» в центре детско-юношеского творчества № 1;

7.                  Занятия:

-          Лепка на тему: «Оскольская игрушка»;

-          Рисование на тему: «Роспись поделок» (2 занятия).

8.                  Занятие: «Знай и люби родную природу».

II. Славные подвиги защитников родной земли.

1.         Познавательное сообщение «Памятные места родного города»;

2.         Экскурсия к мемориальному комплексу: «Никто не забыт, ничто не забыто»;

3.         Музыкально-тематическое занятие, посвященное 67 годовщине освобождения города Старый Оскол «Мы помним эту дату»; «Недаром помнит вся Россия».

4.         Экскурсия в музей детского сада «Этих дней не смолкнет слава»;

5.         Праздничный утренник «Достойны памяти героев» (к 65-летию со Дня победы). Встреча с ветеранами — «Отчизны верные сыны».

6.         Изготовление модели мемориала ««Боевая слава нашего народа»;

7.         Выставка рисунков «Мой праздничный город» (сотворчество детей и родителей);

8.         Оформление «Книги памяти», содержащей фотографии почетных людей города, участников войны;

9.         Спортивное развлечение «День защитника Отечества»;

10.     Занятие на тему: «Герои — земляки» (П. Е. Рябушкин, В. И. Кукушкин, К. Трофимов) по фотографиям.

Рисование на тему: «Война глазами детей».

Лепка на тему: «Военная техника».

III. Трудовые будни наших земляков.

1.         Беседа на тему: «Природные богатства нашего края: Старый Оскол — кладовая железной руды»;

2.         Занятие: «Знакомство с коллекцией полезных ископаемых»;

3.         Занятие: «Знакомство с ведущими предприятиями города» СГОК, ЛГОК,ОЭМК.

4.         Занятие: «Ярмарка предприятий города Старый Оскол» (знакомство с предприятиями пищевой промышленности и их продукцией):

-          Кондитерская фабрика «Славянка»;

-          Молокозавод «Авида»;

-          Мясокомбинат «Старооскольский»;

5.         Занятие: «Знакомство дошкольников с видами труда, распространенными в нашем крае»;

6.         Литературный вечер (знакомство с произведениями местных поэтов: Л. Пиченевская, В. Шершнев, Ф. Наседкин);

IV.«Город, в котором мы живем».

1.         Беседа: «Как и где мы отдыхаем» (знакомство с Дворцом спорта, домом культуры «Горняк», дворцом культуры «Комсомолец», кинотеатрами «Быль», «Октябрь», театром);

2.         Занятие: «Нам на улице не страшно» (беседа о поведении на дорогах города, встреча с сотрудником ГИБДД);

3.         Занятие: «Из окна наша улица видна»;

4.         Экскурсия к новостройкам города;

5.         Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю свой город»;

6.         Итоговое занятие: «Конкурс знатоков родного города».

Приложение:

По ступеням истории нашего города.

Альбомы: «Флора и фауна Белогорья»; «Всё прекрасное для детей» (храмы, памятники, архитектура); «История нашего города»; «Наша армия»; «Богатыри земли Русской»; «Здесь процветает искусство».

Папки: «История Оскольского края»; «Знакомство с работами Оскольских художников»; «Старинная посуда Старого Оскола».

Иллюстрации. «Русские традиционные костюмы».

Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы»; «Картинки»; «Где находится памятник?»; «Угадай профессию»; «Найди отличия»; «Пройдёмся по улицам города»; «Так бывает или нет?»; «Что? Где? Когда?».

Сюжетно-ролевая игра:

«Магазин сувениров»; «Все профессии важны».

Славные подвиги защитников родной земли.

Папка-передвижка «Страницы военного прошлого».

Альбом «Память о героях».

Фото-коллаж «На встречу ко Дню Победы».

Папка с материалами о герое Жукове Г. К.

Наглядно-дидактическое пособие «Защитники Отечества».

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки»; «Лётчики».

Подвижные игры:

«Стрелки»; «Эскадрилья»; «Самолёты»; «Парад».

Трудовые будни наших земляков.

Альбом: «Оскол — город металлургов». (Оскольский электрометаллургический комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Старооскольский завод автотракторного электрооборудования, кондитерская фабрика «Славянка», молокозавод «Авида»).

Город, в котором мы живём.

Фото-коллаж «Нам на улице не страшно».

Папка «Зелёная корона Старого Оскола».

Альбомы: «Культурная жизнь нашего города»; «Художественное слово о Родине».

Дидактические игры:

«Городской лабиринт»; «Вот моя улица, вот мой дом»; «Узнай, где я нахожусь?»; «Знаешь ли ты свой город?».

Сюжетно-ролевые игры:

«Город будущего»; «Я фотограф»; «Водители и инспектор».

Совместная работа с родителями.

1.         Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографии, письма) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых действиях.

2.         Сбор коллекций «Полезные ископаемые нашего края».

3.         Встречи с ветеранами, служившими в Российской армии, сотрудниками ГИБДД.

4.         Спортивное развлечение «Я б в защитники пошёл, пусть меня научат».

5.         Выставки рисунков: «Мой праздничный город»; «Город глазами детей».

6.         Фото-коллаж «Город, в котором я живу».

7.         Анкетирование «Знаете ли вы свой город?».

8.         Консультации: «Воспитывать патриотов с детства», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «О нашем городе ведём мы свой рассказ», «Наш город — часть большой страны».

9.         Папка-передвижка «Достопримечательности города Старый Оскол».

10.     Оформление стенда «Оскол — город металлургов».

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Старый Оскол, Занятие, город, детский сад, ребенок, Знакомство, патриотическое воспитание, горно-обогатительный комбинат, Оскольский край.