Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гученко, О. Г. Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью / О. Г. Гученко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7165/ (дата обращения: 16.10.2024).

Умственная отсталость является самым распространенным из всех нарушений состояния здоровья человека. Физическая культура для детей с умственной отсталостью — это одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптация в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния обучающихся, поэтому для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории детей.

Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Плешаков А. Н., 1985; Юровский С. Ю., 1985; Самыличев А. С., 1991; Ванюшкин В. А., 1999; Горская И. Ю., Синельникова Т. В., 1999; и др.). У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90–100 % случаев (Шипицына Л.М, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. У данной категории детей выявляются нарушения в развитии двигательных способностей: 1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; равновесия. Такие специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции, и вызывает затруднения при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

Из — за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации), а сенситивные периоды наступают позднее на 2–3 года в сравнении с «детьми нормой». Большинство лиц с ограниченными возможностями имеют самые разнообразные нарушения осанки. Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформации стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника.

Основной целью организации работы в начальных классах на уроках физической культуры считаю: сохранение и восстановление физического, психического здоровья обучающихся средствами физической культуры.

Основные задачи:

-          укрепление здоровья, закаливание организма;

-          развитие физических способностей;

-          формирование необходимых знаний, гигиенических навыков

-          повышать мотивацию обучающихся к урокам физической культуры.

Специальные задачи:

1.                  Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:

-          согласовывать движения отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);

-          согласовывать выполнение симметричных и асимметричных движений;

-          формировать движения за счет сохранных функций.

2.                  Коррекция и развитие координационных способностей:

-          ориентировки в пространстве;

-          расслабления;

-          быстроты реагирования на изменяющиеся условия;

-          статического и динамического равновесия;

-          ритмичности движений;

-          точности мелких движений кисти и пальцев.

3.                  Коррекция и профилактика соматических нарушений:

-          формирование и коррекция осанки и плоскостопия;

-          коррекция массы тела;

-          укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ввиду психологических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения используются следующие принципы коррекционной работы:

-          Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идёт о принципе доступности обучения.

-          Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

-          Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т. е. к разному действию (если у «детей — норма» перешагнуть через препятствие не составляет проблем, а ребенка с умеренной умственной отсталостью необходимо научить видеть препятствие и перешагивать через него).

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

-          укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-          формирование навыков по выполнению упражнений, поддерживающих здоровье

-          совершенствование навыков по выполнению упражнений, направленных на формирование правильной осанки, координации движений, плоскостопия.

Организационные условия и формы занятий

Программный материал по физической культуре включаю следующие разделы: элементы гимнастики, легкая атлетика, лыжная подготовка, элементы спортивных и подвижные игры. Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий и включают большое количество игровых и занимательных моментов.

На мой взгляд, наиболее удачной формой проведения урока физической культуры по воспитанию двигательных качеств с учетом морфо-конституциональных особенностей является круговая тренировка с применение игровых упражнений.

Метод круговой тренировки представляет собой организационно-методическую форму, охватывающую ряд частных методов использования физических упражнений.

В соответствии с применяемым методом нагрузки используются элементарные, технически простые упражнения, из которых составляются тренировочные комплексы. При этом сохраняется принцип прогрессирующей нагрузки.

Нагрузки умеренной интенсивности и большого объема приводят к усиленному развитию выносливости, а с относительно малым объемом и большой интенсивностью способствуют развитию силы и скоростно-силовых качеств. На начальной стадии тренировочного процесса при постепенном нарастании нагрузок я увеличиваю их объем, а уже потом интенсивность. Постоянное разнообразие и увеличение интенсивности тренировок вырабатывает у занимающихся способность преодолевать более высокие нагрузки и тем самым улучшать свои физические кондиции.

Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее и эффективнее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается.

В конце урока включаю подвижные игры. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев). Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. И положительно сказывается на развитие координационных способностей обучающихся.

Для успешной реализации программ применяю различные виды деятельности: уроки по традиционной схеме; круговую тренировку, урок, состоящие из набора подвижных игр разной интенсивности; урок — тренировки в основных видах движений (элементов спортивных игр); урок — соревнование. А также ввожу в урок элементы фитнес — аэробики (упражнения на фитболах), элементы йоги для позвоночника, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Данные уроки способствуют успешному развитию физических качеств.

В целях отслеживания эффективности и качества образовательного процесса

Требования к уровню подготовки обучающихся на примере 1 класса.

К концу учебного года обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знания:

1.      Название частей тела (рука, нога, голова, туловище).

2.      Правила поведения в спортивном зале.

Умения:

1.                  Строиться по начерченной линии.

2.                  Ходить в колонне по одному.

3.                  Прыгать на двух ногах на месте.

4.                  Ползать на четвереньках по полу в медленном темпе.

5.                  Выполнять простейшие ОРУ и корригирующие упражнения с помощью и по показу учителя.

6.                  Выполнять игровые задания индивидуально.

Заключение:

Описанное выше является лишь частным примером того, как можно организовать уроки физической культуры на основе учета типологических особенностей конституции школьников с помощью круговой тренировки в сочетании с играми. Главным остается учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, что позволяет сделать уроки физкультуры не просто полезными, но и понятными для детей. А это — залог их активности, высокой успеваемости, привычки к регулярным физическим упражнениям и в конечном итоге — здоровья на долгие годы, высокой умственной и физической работоспособности. Результаты нашей работы видны на лицо.

 

Литература:

 

1.         Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1–4 классов / Сост. Г. И. ‘Гербова. — СПб.: Образование, 1994.

2.         Астафьев Н. В., Самыличев А. С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск: СибГАФК, 1997.

3.         Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 5–7 лет. –М., ТЦ Сфера, 2009.

4.         Горская И. Ю., Синельникова Т. В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — Омск, СибГАФК, 1999.

5.         Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

6.         Икова В. В. Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. — Л., 1963

7.         Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, круговая тренировка, категория детей, ребенок, умеренная умственная отсталость, упражнение, урок, двигательная сфера, коррекционная работа, умственная отсталость.

Похожие статьи

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности организации воспитательного процесса в спортивных секциях

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи младших школьников

Похожие статьи

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности организации воспитательного процесса в спортивных секциях

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Особенности коррекции нарушений письменной и устной речи младших школьников