Система комплексно-ориентированных заданий на уроках литературы
Автор: Калугина Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 28.01.2015
Статья просмотрена: 145 раз
Библиографическое описание:
Калугина, Н. В. Система комплексно-ориентированных заданий на уроках литературы / Н. В. Калугина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7190/ (дата обращения: 15.11.2024).
Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся. Время требует от современного учителя изменения подхода к организации учебного процесса.
Перед учителем литературы встает множество проблем. Дети перестают читать книги, не понимают, что хотел сказать автор в своём произведении. Большую часть дня они проводят у компьютера, который за них ищет необходимую информацию, выбирает главное и даже исправляет ошибки.
Урок... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем — не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?
Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это очень необходимо, поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие — грань общего личностного развития человека.
Значение урока литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле; узнают о мире и людях, о современных литературных произведениях; сочувствуют героям, смеются, плачут, овладевают тайнами художественного слова.
Но как сохранить интерес к урокам литературы? Как сделать чтение потребностью, радостью, необходимостью для учащихся? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным?
Этого можно добиться многообразными методами и приёмами работы с текстом. Они всегда избираются с учетом специфики произведения, служат средством проникновения в текст, обогащены выдумкой, творчеством, отсутствием шаблона, только применять их нужно, обдумав заранее, какой из приемов работы более приемлем. Нельзя каждое произведение изучать с одинаковой степенью подробности. Можно вести работу над целым, можно над частью; в одном случае уместно внимание сосредоточить на сюжете, в другом — на персонажах. Но важно сознавать связь всех сцен и героев, понимать целостность произведения, вникать в замысел автора. Нецелесообразно использовать при изучении каждого произведения все виды работы.
Каждое художественное произведение всегда оригинально, своеобразно. Это своеобразие и нужно раскрыть на уроках литературы Искусство учителя заключается в том, чтобы умело подобрать ключ к произведению. Однако основное, главное назначение приемов анализа — понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начал.
Одним из важных этапов работы над произведением является анализ композиции. Изучение композиции произведения помогает ученикам более глубоко, многогранно, отчетливо увидеть авторскую позицию.
Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста — таковы основные приемы изучения композиции.
К осмыслению композиции произведения в школе подводят следующие виды работ над текстом: сжатый пересказ, составление плана по памяти. Пропущенные звенья текста восстанавливаются в коллективном контроле класса, и ученики поставлены перед необходимостью оправдать их присутствие в произведении.
В работе над композицией литературных произведений большую помощь учителю оказывают произведения живописи. Картина не редкий гость на уроках литературы, но используется она далеко не всегда целенаправленно — чаще всего только как иллюстрация к литературному произведению. А ведь картина помогает понять и замысел писателя, и образно представить ученикам главного героя. Используя несколько репродукций разных художников, можно ещё и сравнить образы действующих лиц, и увидеть разные точки зрения, высказать своё мнение.
В работе над произведением на уроках литературы немаловажную роль играет изучение его творческой истории. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде — героя с прототипом, всегда обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал. Анекдот, который Гоголь положил в основу «Шинели», не заключал в себе столь громадного типического обобщения, которым наполнена повесть. Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию. Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство — отражение жизни. Вместе с тем этот прием работы позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к нему.
Полноценное восприятие художественной литературы немыслимо без вдумчивого чтения. Навыки медленного чтения и развивают такие приемы анализа, как устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование текста.
Школьной практикой накоплен значительный опыт анализа художественных произведений, на что же ориентироваться словеснику сегодня, какую методику выбрать? В наши дни, когда в обществе усиливается влияние видеокультуры и дети читают мало или вовсе не читают, проводя время у телевизора или за компьютером, перед учителем встает задача создавать мотивацию чтения, то есть использовать различные приемы пробуждения интереса к книге.
Литература учит чувствовать читателя и переживать за героев, размышлять о том, как поступил бы сам в определенной ситуации; раскрывать природу взаимоотношений людей, помогает нам избежать своих ошибок, рассказывая о чужих.
Именно подготовка к жизни — основная задача преподавания литературы. Развитие наблюдательности учащихся, умение видеть жизненные явления, природу, человека в его труде, в отношениях к другим, умение размышлять над увиденным миром среди строк и передавать это в живых, ясных и точных словах органически входит в систему литературного образования. Она учит учащихся идти от жизненных впечатлений к книге, к художественному образу и потом, будучи обогащенным образами, мыслями и чувствами писателя, снова обращаться к жизни, видеть её полнее, глубже, красочнее.
Литература:
1. Альбеткова Р. Активные формы преподавания литературы. – М.:Просвещение, 1991.
2. Богданова А. Ю. и др. Методика преподавания литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой. — М.: Изд.центр «Академия», 1999.
3. Векслер С. И. Современные требования к уроку. — М., 1982
4. ДревсУ., Фурманн Э. Организация урока (в вопросах и ответах). - М., 1984.
5. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — М., 1984.