Специфика обучения английскому языку посредством Skype
Автор: Перекрестова Галина Германовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 30.01.2015
Статья просмотрена: 1013 раз
Библиографическое описание:
Перекрестова, Г. Г. Специфика обучения английскому языку посредством Skype / Г. Г. Перекрестова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7198/ (дата обращения: 15.11.2024).
Язык — это среда, в которой объединяются «Я» и мир.
Ханс Георг Гадамер
Английский язык уже практически стал языком универсальным и интернациональным. Изучение языка не просто занятие для общего развития и тренировки памяти, это фундамент, необходимый как детям, так и взрослым. Ни для кого не секрет, что знание английского расширяет горизонты и перспективы.
Не смотря на то, что огромное количество людей уже говорит на английском, не меньший процент хочет его изучать, таким образом, рынок предоставления услуг по изучению иностранного в настоящее время широк и разнообразен, как никогда. А это в свою очередь откладывает серьезный отпечаток на специфику, методику, темп и скорость, техническое и дидактическое обеспечение процесса преподавания.
Интернет и все ресурсы, которые он предоставляет, в прямом смысле перевернул мир и повлиял на многие жизненные процессы и явления, в том числе, безусловно, на процесс преподавания иностранного языка. В сети есть огромное количество ресурсов, помогающих освоить иностранный язык самостоятельно, но мы в данной статье поговорим о преподавании посредством Skype, которое в последнее время становится все более популярным, и рассмотрим особенности преподавания связанные с таким специфическим средством обучения.
В настоящее время знание представляет собой если не товар, то специфическую услугу. Все события и процессы в современном мире ускоряются, это же касается и процесса преподавания. Человек, желающий изучить английский язык, в настоящее время, как показывает практика имеет, определенную цель, например подготовка к собеседованию, подготовка к туристической поездке или переезду в другую страну, повышение в должности, подготовка к международному экзамену. Так же этот человек помимо цели еще четко видит сроки, в которые он должен овладеть необходимыми знаниями, при этом, зачастую не принимая во внимание свой уровень знаний, особенности восприятия и специфику. Учитывая все это, а так же обширный выбор школ и преподавателей, предлагающих обучение по Skype, выбор падает именно на этот способ обучения, в первую очередь исходя из очевидных удобств, таких как:
- Возможность заниматься в любое удобное время, в любом удобном месте;
- Наличие в непосредственном доступе любой справочной информации;
- Возможность записи урока и последующего повторения записи в учебных целях;
- Возможность составления личных электронных словарей и последующего отслеживания прогресса и т. д.
С технической и, скажем, бытовой точки зрения, такой способ обучения ни в чем не уступает традиционному face-to-face, а возможно и опережает, благодаря мобильности и доступу к любым необходимым ресурсам, что облегчает и ускоряет процесс обучения, делает его более гибким, что в принципе отвечает требованиям современного ученика.
Однако, у данного способа есть и недостатки, рассмотрим их.
1. Возможные проблемы технического характера. Прерывание связи, отставание аудио от видео, посторонние шумы и т. д.
Может показаться, что данные проблемы не существенны и могут быть решены в течение небольшого количества времени, однако, если мы примем во внимание вышеупомянутые факты о необходимости быстрого и качественного оказания услуги, какой нам представляется нам преподавание иностранных языков в современных условиях, то такие проблемы технического характера могут сказаться на процессе обучения, вызывать раздражение, негативную и нервную обстановку в целом, а также влиять на мотивацию.
2. Отсутствие должного контакта между учеником и преподавателем.
Данный пункт зависит непосредственно от конкретной личности как ученика, так и преподавателя, от степени самостоятельности студента и от его возможностей к самомотивации. Этот пункт непосредственно связан со следующим.
3. Отсутствие возможности должного уровня контроля.
Этот пункт не вполне является недостатком, но накладывает некоторое ограничение на возраст обучающихся посредством Skype. По нашим практическим наблюдениям нижняя граница возрастного диапазона колеблется от 12 до 14 лет.
Рассматриваемый нами способ обучения так же накладывает отпечаток и на методическую базу. Многие современные методики являются коммуникативно-ориентированными, и одной из важнейших их целей является обучение общению и владению речевыми средствами. В настоящий момент наиболее распространенной и востребованной в сфере преподавания иностранного языка является коммуникативная методика. Суть данной методики состоит в том, что целью обучения является овладение не только иностранным языком, а “иноязычной культурой», которая включает в себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспект. Эти аспекты включают в себя знакомство и изучение не только языковой и грамматической системы языка, но и его культуры, взаимосвязи ее с родной культурой, а также строя чужого языка, его характера, особенностей, сходства и различия с родным языком. Также они включают в себя удовлетворение личных познавательных интересов обучаемого в любой из сфер своей деятельности. Последний фактор обеспечивает дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка со стороны обучаемых, в этом не заинтересованных.
Второй специфической чертой коммуникативной методики является овладение всеми аспектами иноязычной культуры через общение. Именно коммуникативная методика впервые выдвинула положение о том, что общению нужно обучать только через общение, что стало для современных методик одной из характерных черт. В коммуникативной методике обучения общение выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания.
Эта методика, как никакая другая, отвечает рассматриваемому нами специфическому методу обучения через Skype, поскольку этот способ несколько опосредован, и классический подход с последовательным изучением грамматического, лексического материала, подход, уделяющий внимание не только разговорной практике, но и чтению, аудированию в равной мере, может оказаться не совсем действенным и результативным. Тоже доказывает и стремление учащихся к наиболее быстрому и легкому способу овладения информацией.
Коммуникативная методика безусловно эффективна, именно поэтому преподаватели, владеющие данной техникой, наиболее востребованы на рынке труда, однако для более качественного и полного овладения иностранным языком, особенно при обучение через Skype, необходимо уделять внимание и другим сторонам языка, с помощью других методик, подходящих для рассматриваемого нами способа обучения, возможно в меньшей мере, чем коммуникативной методике, но все же. Рассмотрим некоторые методы, которые по нашему мнению будут наиболее удобны и эффективны в процессе обучения по Skype. Одним из таких методов, по нашему мнению, является проектный метод.
Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения, которое обычно характерно для учебников для начинающих изучать иностранный язык.
Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта. Проект — это самостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое общение вплетено в контекст другой деятельности.
Новизна же подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Тема имеет четкую структуру, делится на подтемы, каждая из которых заканчивается заданием к проектной работе.
Особенно важной чертой является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих планах. Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база.
Также обратим внимание на интенсивную методику, которая в сочетании с коммуникативной может оказаться незаменимой в процессе обучения по Skype.
Данная методика основана на психологическом термине “суггестии”. Использование суггестии позволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры у обучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с учетом психологических факторов, эмоционального воздействия, используя логические формы обучения. Он использует также на занятиях различные виды искусства (музыку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального воздействия на обучаемых.
Также специфической чертой интенсивной методики является то, что суггестопедия широко опирается на положение о разных функциях двух полушарий головного мозга. Подключение эмоциональных факторов к обучению иностранному языку значительно активизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики обучения иностранным языкам. Вся атмосфера занятий организуется таким образом, что освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение речевыми умениями.
Еще одним отличительным фактором служим активное использование ролевых игр. Специфика интенсивного обучения заключается именно в том, что учебное общение сохраняет все социально-психологические процессы общения. Ролевое общение — это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Но при этом, если с позиции учащихся ролевое общение — игровая деятельность или естественное общение, когда мотив находится не в содержании деятельности, а вне его, то с позиции преподавателя ролевое общение — форма организации учебного процесса.
Данные методики, в силу своих специфических черт и возможности комбинирования, кажутся нам наиболее эффективными в процессе преподавания по Skype.
Преподавание посредством программы Skype в настоящее время становится все более популярным в связи с доступностью и мобильностью, которые являются несомненным достоинством, учитывая современный темп жизни и потребности обучаемых.
Литература:
1. Подласый И. П. «Педагогика» т.1,2. Москва, Владос, 2001.
2. Панов Е.М «Основы методики обучения иностранным языкам». Москва, 1997.
3. Ляховицкий М.В «Методика преподавания иностранных языков». Москва, «Высшая школа», 1981.
4. Brumfit S., Johnson K. “The Communicative Approach to Language Teaching”. Oxford, 1981.
5. Widdowson H. G. “Teaching Language as Communication” Oxford, 1979.