Интеграция английского языка и предметов школьного курса — инновационный подход в школьном обучении
Авторы: Пермякова Наталья Викторовна, Москаленко Светлана Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 03.02.2015
Статья просмотрена: 1985 раз
Библиографическое описание:
Пермякова, Н. В. Интеграция английского языка и предметов школьного курса — инновационный подход в школьном обучении / Н. В. Пермякова, С. В. Москаленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7222/ (дата обращения: 15.11.2024).
В его возрасте (да и всегда) есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным – это языки и математика. Я бы, по крайней мере, приохочивал ребенка только к этим двум наукам.
Л. Н. Толстой
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах. Мы увидели способ решения этой проблемы в использовании инновационной технологии интегрированного урока. Проблемы интеграции обсуждались учеными, педагогами. И. Г. Песталоцци так раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. «Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в именно ту связь, в которой они действительно находятся в природе». О дидактической значимости межпредметных связей говорил К. Д. Ушинский. «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» [4,стр. 5]. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.
На базе МБОУ СОШ № 49 г. Белгорода действует инновационная площадка по интеграции английского языка и предметов школьного курса. Учитель английского языка Москаленко С. В. и учитель математики Пермякова Н. В. проводят интеграцию двух школьных предметов: английского языка и математики. Английский язык выступает средством общения в современном мире. В связи с этим уже на средней ступени обучения необходимо работать над формированием, а в дальнейшем над повышением уровня коммуникативной компетенции. Это позволит воспитать готовность к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию, предоставит возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, приведет к самосознанию и профессиональному определению. С точки зрения математики необходимо сформировать способность и готовность к использованию математических знаний и умений в повседневной практической жизни, применяя различные подходы, требующие размышлений и интуиции. Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный характер. Особенностью математики является ее способность математизировать (создавать математическую модель) любого явления. Математика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математики можно найти связь с какой либо дисциплиной. Она тесно связана со многими науками, такими как информатика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.
Мы поставили перед собой задачу отыскать точки соприкосновения предметов математики и английского языка, показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности, расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность.
В соответствии с программой реализации деятельности инновационной площадки работа разбита на три этапа: 1) организационный, 2) внедренческий и 3) аналитический. На организационном этапе работы учителями были подобраны темы из курса английского языка и математики для учащихся 7 класса, которые можно интегрировать. На основе этой работы было создано календарно-тематическое планирование с учетом интегративного подхода. Это 7 уроков английского языка, в ходе которых происходит не только систематизация знаний учащихся по предмету, но и овладение языковой, этической, исторической культурой. Один из предметов (английский язык) будет доминировать, а значит, являться ведущим.
Например. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке английского языка «Окружающая среда». Демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т. п.) и обсуждаются вопросы: В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично? Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения. Здесь же используется тема из математики «Статистические характеристики», где статистические данные (таблицы) дают возможность поговорить о защите окружающей среды, об исчезающих животных, о загрязнении воздуха и т. д.
Другой пример. Английский язык. Тема «Страна изучаемого языка. Выдающиеся люди страны». Математика — наука многогранная. На этом уроке хотели показать, что в эту науку внесли большой вклад математики из Англии: Августа Ада Лавлейс — единственная дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. Её имя вписано в историю вычислительной математики и вычислительной техники как первой программистки. Чарльз Бэббидж — человек, который создал чертежи аналитической машины. Буль Джордж, английский математик и логик, один из основоположников математической логики.
На 2 этапе — внедренческом — в ходе работы решаются следующие задачи:
1. Совершенствование технологии проведения интегрированных занятий.
2. Обеспечение системы обмена и распространения опыта педагогов, разработка методических рекомендаций по внедрению интегрированного подхода в учебный процесс.
Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два — три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео — художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.
Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом. Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.
Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.
Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.
Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Так ученик и превратится из сосуда, который нужно наполнить, в факел, который нужно зажечь.
Литература:
1. Библиотечка «Первого сентября»: Как готовить интегрированные уроки / Москва «Чистые пруды», 2006.
2. Драхлер А. Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А. Б. Драхлер — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008, 171 с.
3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ интегрированных уроков // Анализ современного урока: Практическое пособие. — Ростов н/Д: «Учитель», 2003, С.63–69.
4. Ушинский К. Д. Собрание соч. Т.9, 10.-М.-Л.: Изд-во АПН, 1950.