Традиции воспитания пажей в императорской России
Автор: Лончаков Дмитрий Игоревич
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 03.02.2015
Статья просмотрена: 1255 раз
Библиографическое описание:
Лончаков, Д. И. Традиции воспитания пажей в императорской России / Д. И. Лончаков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7245/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассмотрены некоторые исторические фаты воспитательного характера, применяемые в военно-учебном заведении. Воспитательные аспекты, на которые обращали особое внимание при подготовки будущих офицеров. Отношение царских персон к образовательному процессу Пажеского корпуса. Организация образовательного процесса данного военно-учебного заведения. Роль Мальтийского рыцарского ордена в формировании будущих офицеров в самом элитном учебном заведении Императорской России.
Ключевые слова: паж, камер-паж, Пажеский корпус, воспитание, рыцарство, военная и государственная служба, присяга, моральные принципы, образовательный процесс.
Пажеский Его Императорского Величества корпус являлся самым элитным учебным заведение в Императорской России, возник как учебное заведение в 1750 году в период правления Елизаветы Петровны, а в виде военно-учебного заведения стал действовать в 1802 году. Обращаясь к ретроспективе происхождения пажей, мы увидим, что они встречаются еще в Древнем Риме.
Древние римляне пажом называли юношу, который услуживал знатным римлянам. В Европейских странах в период средних веков юноши пажи являлись обязательной составляющей свиты богатых феодалов. Пажи находились на обеспечении своих хозяев, выполняли поручения, прислуживали за столом, а так же обучались владению оружием и верховой езде. С 14-летнего возраста юноши пажи становились оруженосцами. [4]
В Императорской России звание «паж» было учреждено в 1711 году Петром 1-м, который образовал эти придворные чины по образцу германских дворов. Своих пажей Петр I, выбирал по уму, расторопности, как и своих денщиков, а так же наличию у них необходимых знаний. По распоряжению Екатерины 1-й супруги Петра I в придворный штат стали назначаться пажи «рынды» так назывались отроки знатных родов.
У пажей существовал список обязанностей закрепленных за ними указом царя. Пажи участвовали на коронациях, где во главе своего гофмейстера шествовали за кавалергардами, во время погребальных обрядов высочайших особ, следовали у катафалка с зажжёнными факелами. Во время приемов пажи находились возле дверей приемного зала, по прибытию ко двору иностранных послов сопровождали их. Служили за государевым столом, выполняли задачи деловых поездок по столице и пригороду. Участвовали в различных торжественных мероприятий, царских охотах и отъездов высочайших особ. Институт пажей лаконично влился и стал неотъемлемым структурным подразделением, для функционирования в придворной жизни и придания ему определенного лоска. [5]
Форменное обмундирование пажей было изысканное с атрибутикой императорской фамилии для подтверждения величия Императорского двора. Но, под кажущимся внешним блеском, придворные пажи не всегда выглядели на уровне других дворян по образованию. И постепенно назревает необходимость систематического образования пажей.
И 25 октября 1759 года, при царствовании Елизавете Петровне принимается решение на создание пажеского пансиона, учебного заведения, для воспитания и обучения пажей и камер-пажей.
Чтобы упорядочить дело воспитания и образования придворного юношества, в 1785 году уже при Екатерине II пажеский пансион преобразовали в Пажеский корпус. 15 ноября 1762 года указом императрицы Екатерины II в пажи стали брать только достойных дворянских детей по рассмотрению.
Во времена правления Павла I (1796–1801 гг.) во главу пажеского корпуса назначались генералы, чем подчеркивалось желание императора видеть Пажеский корпус более военным, нежели он. И, всё-таки, до 1802 года Пажеский корпус был организован как полувоенное учебное заведение, где юношам довались лишь те знания, которые пажам необходимы были для несения службы при дворе.
Только сын Павла I — Александр I смог завершить реформирование Пажеского корпуса. 10 октября 1802 г. был издан рескрипт императора о введении «Положения» о корпусе. И 13 октября сего года, волею императора, Пажеский корпус был реорганизован и стал существовать как привилегированное военно-учебное заведение лиц, принимающих участие в службе при дворе, по типу кадетских корпусов. С этого момента и отсчитывается история Пажеского Его Императорского Величества корпуса. Перед поступлением Пажеский корпус, будущие воспитанники зачислялись в пажи императорского двора и привлекались к выполнению обязанностей караульной службы. Отношение императора к пажам стало, как к воспитанников военно-учебного заведения, приоритетом которых стал успех в учебе. [1]
В 1810 году Пажеский корпус переезжает из дома шевалье де Орбиньи (дом № 6 по набережной реки Фонтанки) в Воронцовский дворец (Садовая улица дом № 26), где и размещался до 1917 года.
Судьба этого дома и его хозяев до передачи его Пажескому корпусу весьма интересна, поскольку история дворца сказалась на характере его воспитанников.
С 1757 по 1798 года дворец графа М. И. Воронцова поменял несколько именитых хозяев, после чего перешёл в казну. В 1798 г. Павла I титулуют Великим магистром Мальтийского ордена. В знак благодарности Павел I жалует Воронцовский дворец Мальтийскому рыцарскому ордену, и повелевает именовать его «замком мальтийских рыцарей». 1798 по 1801 год Воронцовский дворец принадлежал Капитулу ордена. По мнению Павла I, введение рыцарства смогло бы защитить Россию от революционных идей.
Но, несмотря на отношение Павла I к Мальтийскому ордену, его сын Александр I не разделял этого мнения и прекратил договоренность нахождения Мальтийского ордена в России. В 1810 году комплексе зданий Воронцовского дворца был передан для размещения Пажеского корпуса. На потолке и стенах православного храма Воронцовского дворца были изображены мальтийские кресты, атрибуты Мальтийского ордена. В дальнейшем, белый мальтийский крест станет символом Пажеского корпуса. Полотнище знамени Пажеского корпуса было красного цвета по углам было украшено мальтийскими крестами.
Более 200 лет в стенах этого учебного заведения воспитываются и обучаются юноши для военной и государственной службы. [2]
Воспитание и обучение в корпусе было проникнуто духом христианского вероучения. Кроме военных дисциплин, светские предметы вели знаменитые педагоги, зачастую они же учили детей в царской семье. На протяжении длительного времени в корпусе создавались учебные программы, наставления, инструкции, правила. Особенно тщательно учили исполнять придворную службу, так как в обязанности пажей входило сопровождение царственных особ во время дворцовых церемоний. Правила держания мантилий вырабатывались долгими тренировками и опытом под руководством искушенных царедворцев.
Учащиеся корпуса имели звание пажей, звание камер-пажей присваивалось пажам старших классов, при проявлении ими успехам в учебе и дисциплине. Помимо учебы, камер-пажи несли службу при особах императорской фамилии. Главным же была подготовка воспитанников к военной и государственной службе. Так воспитанники старших специальных классов числились по действительной службе и при вступлении приводились к присяге на верность царю и отечеству.
Возглавлял Пажеский корпус — директор корпуса. На данную руководящую должность, по усмотрению его Императорского величества, назначались, как правило, боевые высшие офицеры, отличающиеся исполнительскими и организаторскими способностями, и, несомненно, авторитетные и заслуженные люди.
В структурном отношении Пажеский корпус состоял из трех рот, каждой из которых командовал гофмейстер — штаб-офицер. В его обязанности входило воспитание пажей, организацию их быта и придворной службы. Для обслуживания назначался один служитель на пятерых пажей, и на четырёх камер-пажей. В ротах было три отделения, во главе каждого имелся офицер-воспитатель. Они являлись гувернерами и входили в младший офицерский состав. За порядком в корпусе следила гарнизонная служба, путем патрулирования по дому, а так же два унтер-офицера выполняли внутренние полицейские обязанности. Вахтпарад (развод) проводился ежедневно при участи всего личного состава корпуса. Распорядок дня пажей был напряженным и строгим, приближен к армейскому образцу. Жизнь воспитанников была суровой. За малейшую провинность бывали и карцер, и отчисление из корпуса. Наказания проводились публично, в некоторых случаях розгами. [3]
Образовательный процесс пажей осуществлялся на высоком уровне. Преподавать приглашались элитные преподаватели, которые, зачастую, так же преподавали особам царской фамилии. Требования к пажам были выше чем в других кадетских корпусах. Знания оценивались справедливо, не обращая внимания на титулы и происхождение.
В период обучения пажи изучал общеобразовательные предметы, такие как русский язык, географию, историю, музыку, танцы, гимнастику, Закон Божий, алгебру, геометрию, высшую геометрию, тригонометрию, коническое сечение, физику, статику, механику, а так же военные предметы такие как полевую фортификацию, долговременную фортификацию и артиллерию. Особое отношение было к изучению французского и немецкого языков, из изучали по более углубленной программе, в отличии от кадетских корпусов. Пажи соревновались в получении высоких баллов в учебе и военных навыков, блистали выправкой и манерами на балах и приемах.
Форменное обмундирование пажей со временем менялась. У них имелась парадная форма для выполнения службы в придворных мероприятиях. Для полевых занятий и лагерных сборов, у пажей была полевая армейская форма. Экипировка к выпуску, так же как мундир и весь приклад, заказывалась у лучших петербургских портных и мастеров. Однако главным была честь! Особенно честь мундира. [1]
С 1802 года для производство в камер-пажи и в офицеры при выпуске стали проводить экзамены. Оценка за экзамен выставлялась по многобалльной системе: арифметика, русский язык — 30 баллов; артиллерия, история, алгебра, география, французский и немецкий — 60 баллов; геометрия — 80 баллов; фортификация — 90 баллов.
Обучение в Пажеском корпусе составляло семь лет, два года из которых в специальных классах. Перед производством в офицеры аттестация подписывалась директором корпуса, после чего она шла на утверждение главноуправляющим корпусом.
Выпуск Пажеского корпуса напоминал посвящение в рыцари. Выпускник-паж преклонял колено перед государем, после чего он дотрагивался рукой до его щеки и вручал ему шпагу. Выпускники, как правило, производились офицерами в гвардейские войска. До 1810 г. камер-пажи распределялись в гвардию поручиками, пажей определяли в армию подпоручиками либо прапорщиками. С 1811 года всех выпускались с первым чином офицера, камер-пажи в гвардию, а пажи в армию. [4]
Для выпускников Пажеского корпуса был утвержден официальный знак имевший форму мальтийского креста. А неофициально выпускники заказывали одинаковые золотые кольца со стальным ободом снаружи. Сталь символизировала неразрывную, крепкую дружбу, всех выпускников Пажеского корпуса. Кольца гравировали, на них изображался порядковый номер пажа который зависел от его успеваемости и год выпуска. А так же надпись «Ты будешь тверд, как сталь, и чист, как золото» это был девиз пажеского корпуса, которого придерживались все выпускники. Это характеризовало высокие моральные принципы, которым было уделено большое внимание на протяжении всего образовательного процесса.
Литература:
1. Волков С. В. Русский офицерский корпус М., 2003. С. 414;
2. Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910 гг. М., 1910. С. 11;
3. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. — М., 1995;
4. Самусенко В. Н. «Исторический опыт деятельности военно-учебных заведений России второй половины XIX — начала XX века по формированию морально-боевых качеств офицерских кадров»: Дис.... канд. ист. наук: 07.00.02: СПб., 2005 287 c. РГБ ОД, 61:05–7/975;
5. Хазин О. А. Исторический очерк «Пажи, кадеты, юнкера». М, 2006. С.152.
Ключевые слова
воспитание, образовательный процесс, паж, камер-паж, Пажеский корпус, рыцарство, военная и государственная служба, присяга, моральные принципыПохожие статьи
Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании
В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...
Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы
В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)
В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...
К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях
Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кад...
Некоторые психологические аспекты огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия тесно связан с обучением основам стрельбы и психологической готовностью. При правильном сочетании этих аспектов формируется оптимальное психологическое состо...
Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период
В статье приводится краткий исторический обзор становления среднего профессионального педагогического образования в России с 1764 по 1917 гг.; приводятся предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народ...
Теоретические основы педагогической технологии обучения учащихся кадет строевому пению
В статье рассмотрены теоретические основы для создания педагогической технологии обучения строевому пению учащихся кадетских школ и учебных заведений. Рассмотрены специфические особенности строевых песен, выделен ряд необходимых условий для формирова...
Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов
В статье рассматриваются: ступени многоуровневой системы военно-профессионального образования и их характеристика, особенности вузовской подготовки, этапы формирования ценностно-смыслового отношения и условия их реализации, принципы разработки модели...
Общество и полиция. Взгляд в прошлое
В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...
Похожие статьи
Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании
В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...
Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы
В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)
В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...
К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях
Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кад...
Некоторые психологические аспекты огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению огнестрельного оружия тесно связан с обучением основам стрельбы и психологической готовностью. При правильном сочетании этих аспектов формируется оптимальное психологическое состо...
Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период
В статье приводится краткий исторический обзор становления среднего профессионального педагогического образования в России с 1764 по 1917 гг.; приводятся предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народ...
Теоретические основы педагогической технологии обучения учащихся кадет строевому пению
В статье рассмотрены теоретические основы для создания педагогической технологии обучения строевому пению учащихся кадетских школ и учебных заведений. Рассмотрены специфические особенности строевых песен, выделен ряд необходимых условий для формирова...
Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов
В статье рассматриваются: ступени многоуровневой системы военно-профессионального образования и их характеристика, особенности вузовской подготовки, этапы формирования ценностно-смыслового отношения и условия их реализации, принципы разработки модели...
Общество и полиция. Взгляд в прошлое
В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...