Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации
Автор: Загребина Елена Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 31.01.2015
Статья просмотрена: 717 раз
Библиографическое описание:
Загребина, Е. В. Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации / Е. В. Загребина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7246/ (дата обращения: 15.11.2024).
Анализ состояния системы образования свидетельствует о том, что педагогический коллектив или отдельные педагоги постоянно включены в апробацию и внедрение инноваций.
Инновационные процессы выделяются нами в связи с тенденциями развития образования на современном этапе и включают в себя процессы разработки, распространения, освоения и применения нововведений внутри дошкольного учреждения.
Нововведение (инновация) в образовательной системе — это такое сознательно инициируемое и целенаправленное реальное изменение, которое вносит в ее внутреннюю среду и строение новые, относительно стабильные элементы и отношения, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого.
На наш взгляд, при реализации нововведения важным аспектом является прохождение всего жизненного цикла, так как постоянное нахождение педагогического коллектива в режиме развития не позволяет зачастую перевести новшество в режим функционирования, что влечет за собой «выискивание» новизны, недостаточное владение технологией (нет глубины использования), нестабильность отношений субъектов образовательного процесса и др.
Ряд авторов, таких как П. И. Третьяков, К. Ю. Белая, противопоставляют процессы развития и функционирования, не рассматривая инновации в логике прохождения жизненного цикла. Такая позиция влечёт за собой формирование у педагогов представления, что апробация и является внедрением, а отработка внедряемой системы, достижение качества образовательного процесса выходят на второй план. И как только новшество освоено, для того чтобы постоянно поддерживать работу дошкольного учреждения в инновационном режиме, педагоги пытаются осваивать всё новые и новые системы, технологии, методы и т. д.
Необходимо заметить, что нарушение циклического характера инновационного процесса, то есть исключение достаточно длительного использования новшества, не позволяет перевести образовательный процесс в режим функционирования — длительного использования освоенного материала и достичь стойких положительных результатов.
М. В. Кларин, характеризуя инновации, выделяет понятие «инновационное обучение». Это процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (образования), помимо поддержания существующих традиций, стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.
Анализ инновационных процессов свидетельствует о том, что большинство из них, не являются таковыми, так как основываются на уже освоенных парадигмах, расширяя в основном содержательный ряд; педагоги не проходят обучение у авторов, а осваивают новшество самостоятельно, привнося в образовательный процесс некоторую новизну содержания.
Следовательно, необходимо определить, что является нововведением в нашем случае и условия, необходимые для качественного осуществления инновационного процесса в дошкольном учреждении.
Готовность к инновационной деятельности можно рассматривать с нескольких позиций: профессиональные качества педагога, которые могут обеспечить положительный результат; мотивационная готовность, которая заставляет педагогов прилагать усилия, связанные с изменением системы, подходов, традиций и т. д.
В. М. Лизинский выделяет несколько видов готовностей: предметную, психологическую, педагогическую, методическую, общекультурную и эмоционально-нравственную. Выделенные позиции, на наш взгляд, являются неполной характеристикой готовности педагога к инновационной деятельности. Мы считаем необходимым дополнить их такой позицией как мотивационная готовность, и расширить общекультурную готовность такими параметрами, как знание и владение этическими нормами и правилами.
На наш взгляд, при подготовке педагогического коллектива к инновационной деятельности должен быть соблюден ряд условий, так как в большинстве случаев внедрение нововведений и подготовка педагогического коллектива осуществляется одновременно.
Одним из важных условий реализации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является целостное развитие личности ребёнка, как необходимый фактор. Возможность его реализации зависит от нескольких параметров:
- Содержание и методы работы с детьми должны быть выстроены в единой логике, опирающейся на методологические основы реализуемой образовательной системы.
- Логическое выстраивание образовательного процесса с учётом психологических, физиологических особенностей и возможностей развития детей.
- Подчиненность единой логике работы всего педагогического коллектива.
- Функционирование образовательного учреждения как открытой системы, где родители не только являются заказчиками конкретных педагогических услуг, но и принимают активное участие в деятельности учреждения.
Апробация и внедрение современных технологий требует следующей структуры и организации подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного учреждения:
- Подготовка и повышение квалификации в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в дошкольной организации.
- Формы организации — мастерские, школы (постоянно действующие творческие группы), что позволяет фиксировать уровень роста.
- Каждый педагог проходит момент «ученичества», то есть, организует и проводит образовательный процесс совместно со специалистом, являющимся носителем знания внедряемой инновации.
В течение последних трех лет нами проводилось изучение реализации инновационных процессов в дошкольном учреждении № 19 «Сказка» г. Омутнинска. Анализ полученных материалов показал, что
1. 55 % участников опроса занимаются инновационной деятельностью.
2. Подготовка педагогов к инновационной деятельности связана с такими позициями как: желание повышать профессиональный уровень, материальная заинтересованность, прохождение аттестации, стремление заявить о себе.
3. Для реализации инновационной деятельности необходимы изменения: укрепление материально-технической базы дошкольного учреждения, повышение образовательного уровня педагогов, заинтересованность и др.
Полученные результаты позволили нам выделить ряд психолого-педагогических условий при организации работы педагогического коллектива в инновационном режиме:
- Организация освоения педагогами методологических основ и содержания нововведения: повышение общекультурного уровня подготовки педагога; совершенствование знаний о психологических и физиологических особенностях и закономерностях развития детей; овладение техникой инноваций.
- Использование активных форм деятельности педагогического коллектива при овладении нововведением. Сопряжение теоретического и практического освоения материала: лекционных, практических, игровых и тренинговых форм организации работы.
- Определение оптимального количества времени для внедрения инновации в дошкольном учреждении. Выведение педагогического коллектива из «режима развития» в «режим функционирования».
- Заведующий является носителем инновационных знаний и организатором всей системы внедрения нововведения.
Выполнение данных психолого-педагогических условий позволяет, с одной стороны, подготовить коллектив к успешному осуществлению инновационного процесса, с другой — расширить «зону ближайшего развития» самого педагога и при успешном формировании «зоны актуального развития» решать вопрос изменения и формирования сознания педагога.
Литература:
1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. — Рига, ИПЦ. 1995. — 156 с.
2. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. — М. Новая школа, 2001. — 304 с.
3. Лизинский В. М. О методической работе в школе. — Москва. — Центр «Педагогический поиск». — 2005. — 160 с.