Проектный метод в обучении на уроках русского языка и литературы. От теории к практике
Автор: Мартыненко Ольга Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 02.02.2015
Статья просмотрена: 2081 раз
Библиографическое описание:
Мартыненко, О. В. Проектный метод в обучении на уроках русского языка и литературы. От теории к практике / О. В. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7247/ (дата обращения: 19.12.2024).
Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Реализация метода проекта на практике учит школьников выявлять проблему, находить способы её решения, способствует формированию у учащихся способности выделять главное, ставить цели, планировать деятельность, критически мыслить, распределять функции и ответственность. Именно поэтому проектный метод в настоящее время получил широкое распространение в обучении.
Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их познавательных, творческих навыков. Учитель при таком подходе выступает консультантом, организатором, партнёром, но не источником знаний, так как такой метод нацелен на активную, самостоятельную позицию ученика.
Особенности проектной деятельности:
- направленность на достижение конкретных целей;
- координированное выполнение взаимосвязанных действий, определение уровня ответственности, объёма деятельности и ресурсов (работа проектной команды);
- ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
- оперативное управление, контроль на всех этапах деятельности.
Классификация проектов
По продолжительности:
- годичные проекты традиционно проводятся в рамках ученических сообществ. Проект выполняется во внеурочное время — от определения проблемы и темы до защиты на конференциях различного уровня.
- недельные проекты — это сочетание классных форм работы с погружением в проектную деятельность во внеурочное время.
- краткосрочные проекты требуют выделения 3–5 уроков. Например,
1-ый урок- определение проблемы, состава проектных групп, заданий, сбор иформации;
2 -ой урок — отчёт групп по собранной информации, определение продукта проекта и форм презентации;
3-ий (4-ый) уроки — презентация проекта, обсуждение и оценка.
- мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.
По доминирующей деятельности ученика:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в учебной деятельности класса, в жизни школы или города. Это может быть комплект заданий по предмету, учебное пособие, бизнес-план, пакет рекомендаций по привлечению жителей города к проблемам культуры речи.
Практико-ориентированный проект удобен в решении краткосрочных и мини-проектов.
Формы практико-ориентированного проекта:
- справочник
- комплект заданий (кроссворды, тесты, вопросы к тексту, темы сочинений и т. д.)
- сборник упражнений
- учебное пособие
- пакет рекомендаций
- оформление кабинета
- иллюстрирование произведений писателей 20 века
- инструкции
Примеры
Русский язык.7 класс
Комплексное повторение по теме «Причастие»
Учащимся предлагаю тексты, в которых нет пропущенных орфограмм, пунктограмм, а также отсутствуют грамматические задания. Проект по количеству участников может быть парным или групповым.
Выявляя проблему, формулируем задачу, составляем план деятельности. После защиты проекта учащиеся меняются текстами с готовыми заданиями для их выполнения.
Мини-проект (15–20 мин.)
Комплект заданий для комплексного повторения по теме «Причастие» (индивидуальная, парная, групповая формы работы)
План
1. Прочитать текст.
2. Сформулировать задания.
3. Оформить проект.
4. Презентовать готовый продукт.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. Расставьте знаки препинания и обозначьте причастные обороты. Выполните грамматические задания
Дальние горы ове..(н,нн)ые синеватой мглой реяли и расплавлялись у горизонта. Лёгкий ветерок шевелил густые травы пестревшие разн..цветными головками. Кое(где) открывались (не)большие озерки будто упавшие на землю и отправле(н,нн)ые в изумрудную зелень.
Мы миновали (не)большую кучу юрт расположивш..ся на холме над озером. Всё ближе подступали горы разделё(н,нн)ые узкими лужками. Временами в ущельях разд..вался топот конских копыт и табун одичавший (не)приученный к человеческому слову выскакивал на луговину.
(По В.Коровину)
Литература. 6 класс
Анализ эпизода в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Его роль в художественном произведении
Практическая цель — создание экспресс-заданий в процессе работы над эпизодом для дискуссионного обсуждения, взаимоконтроля и взаимооценки.
- Время работы –20 минут
- Режим работы — урочный
- Форма деятельности — групповая
- Доминирующие виды деятельности: практико-ориентированный, исследовательский.
Для успешного выполнения проекта в каждой группе выбираем координаторов и экспертов.
Этапы деятельности:
Поисковый
1. Отбор художественного материала в соответствии с объектом исследования.
2. Определение темы эпизода. Выбор оптимальных заданий, раскрывающих его содержательную сторону.
3. Определение главной мысли эпизода. Формулирование вопросов в соответствии с идеей всего произведения.
Обобщающий
Оформление результатов деятельности.
Заключительный этап
Публичная защита проекта.
Итоговый этап
Заполнение оценочного листа, итоги, анализ результатов выполненного проекта.
Экспертная карта
ФИО |
Участие в создании экспресс-заданий |
Участие в решении экспресс-заданий |
||||
тест |
вопрос |
презентация |
тест |
вопрос |
Степень участия в реализации проекта («0», «3», «4», «5») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После публичной защиты проекта учащиеся выполняют задания, которые предлагает группа-оппонент. Степень участия школьников фиксируется экспертами в оценочной карте.
Конечно, главным итогом урока будут те выводы, которые мы должны вывести с учащимися, анализируя эпизоды произведения В. Г. Распутина.
Информационный проект
Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Формы информационного проекта:
- газета
- журнал
- экскурсия
- путеводитель
- выставка
- видеофильм, презентация
- реклама
Информационные проекты для публичной защиты учащимся рекомендую оформлять в виде мультимедийного проекта с помощью программы Power Point, так как, кроме традиционных текстовых данных, содержит звуковые, музыкальные объекты, анимационную графику.
Учащиеся должны учиться представлять свою работу, грамотно отстаивать точку зрения. Для этого в 5-ых — 7-ых классах предлагаю речевые шаблоны:
- Тема моего проекта…
- Я выбрал эту тему, потому что…
- Цель моей работы…
- Проектным продуктом будет…
- План работы…
- Сбор информации (где и как искал)...
- Изготовление продукта (что и как делал)…
- В ходе работы я столкнулся с проблемами…
- Мне удалось достичь цели проекта, потому что…
- Работа над проектом показала мне, что…
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов. Это могут быть урочные и внеурочные проекты, годовые и краткосрочные.
Формы исследовательских проектов:
- научная конференция
- отчёт исследовательской экспедиции
- пресс-конференция
- защита на учёном совете
- сравнительно-сопоставительный анализ
В моей практике исследовательские проекты по продолжительности выполнения обычно являются долгосрочными (несколько месяцев). Как правило, это внеурочные проекты, заключительным этапом которых является публичная защита на конференциях разного уровня. Такие проекты требуют особой подготовки, слаженной работы на всех этапах работы.
Напомню этапы работы над проектом:
1 этап — методологический:
- выбор и осмысление предмета исследования;
- формулирование темы проекта;
- формулирование проблемных вопросов;
- осмысление и первичное формулирование целей и задач;
- первичное определение логики изложения и структуры проекта, планирование.
2 этап — содержательный:
- поиск и подбор материала по выбранной теме
- корректировка плана.
3 этап — рефлексивный:
- окончательная формулировка целей и задач проекта;
- корректировка логики изложения;
- формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта.
4 этап — технический:
- подбор иллюстраций;
- набор и форматирование текста;
- работа над презентацией.
Методический паспорт научно-исследовательского проекта (образец)
- Б. В. Литвинов. «Времена года». Поэтика жанра лирической миниатюры»
- Авторы данного проекта: Никитина Е. А., Васильева И. С., Галимова Н. И., Ибатуллина П. В.
- Актуальность темы обусловлена тем, что творчество Б. В. Литвинова, жителя нашего города, безусловно, интересно и с литературной точки зрения, и с эстетической. Также его произведение — это «своего рода роман души», так как раскрывает многогранную личность автора, его неспокойную, ранимую душу. Прочитав «Времена года» Б. В. Литвинова, мы убеждены, что читатель откроет для себя окружающий мир по-новому, научится видеть и ценить прекрасное, поймёт «ту великую связь с Природой, которая живёт в нас».
- Материалом исследования является книга Б. В. Литвинова «Времена года».
- Объект исследования — лирическое и эпическое начала в произведении, художественные образы, символы, изобразительные средства выразительности.
- Цель исследования — рассмотрение лирической миниатюры как основополагающего жанра прозы Б. В. Литвинова.
- Цели образовательные и воспитательные:
- Формирование и развитие навыков научной и творческой работы
- Интеграция знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате исследовательской деятельности.
- Воспитание чуткого, внимательного читателя, бережно относящегося к родной природе, умеющего открывать тайны природы.
- Задачи учебно-педагогические:
- Знакомство с лирическими миниатюрами Б. В. Литвинова, раскрытие их идейно-художественного своеобразия.
- Оформление и защита проекта на I школьной городской научно-исследовательской конференции «Литвиновские чтения».
- Возраст учащихся: 12 лет (6 класс).
- Время работы над проектом: с 6.09.2010 по 11.05. 2011 уч. г.
- Режим работы: внеурочный, 1 час в неделю.
- Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебно-методическая литература, словари; использование информационно-коммуникационных технологий.
Научно-исследовательские проекты (годичные). Темы:
- «Б. В. Литвинов. «Времена года». Поэтика жанра лирической миниатюры»;
- «Роль пейзажа в цикле рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»;
- «Образ Алёнушки в русской поэзии 20 века»;
- «Романтический мир в повести В. П. Крапивина «Трое с площади Карронад».
Научно-исследовательские проекты (краткосрочные, мини-проекты)
1. Интерьер — внутренняя обстановка помещения или средство характеристики персонажа? (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
2. Жёлтый цвет как символ-лейтмотив в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. «Эпиграмма-хохотунья» в творчестве А. С. Пушкина.
4. Сходство и отличие народной и литературной сказки.
5. «Всё познаётся в сравнении». (сравнение в лирике М. Ю. Лермонтова)
6. Библейские сюжеты в русской фразеологии.
7. Роль междометий в жизни человека.
8. «Жупан», «скрыня», «ендова». Вспоминаем прошлое или расширяем словарный запас?
9. Инфинитив. Страницы биографии и творчества.
При построении учебно-исследовательского проекта необходимо помнить:
- выбор темы исследования должен быть интересным для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
- хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет сконструирован учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи педагога и ученика друг перед другом;
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
Творческий проект
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Формы творческих проектов:
- альманахи
- сочинения
- экспедиции
- видеоклипы
- путеводители
- видеоролики
Самым ярким в моей практике творческим проектом был коллективный проект «Снежинск — остров детства моего». Принимали участие учащиеся 6-ых классов (26 работ). Основные жанры — сочинения-миниатюры, эссе, письмо другу.
Ролевой проект
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
Формы ролевых проектов:
- сценарий
- инсценировка-диалог
- ролевая игра
- спектакль
- телепередача
Сценарий театрализованной игры «Суд над купцом Калашниковым Степаном Парамоновичем» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), выполненный учащимися 7-ого класса, стал самым сложным, но интересным ролевым проектом.
В ходе выполнения проектов учащиеся проявляют творчество, активность и самостоятельность. Метод проектов учит применять знания на практике, формирует те универсальные учебные действия, которые пригодятся в любой сфере деятельности:
- развивает умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- развивает поисковые (исследовательские) умения;
- воспитывает целеустремлённость, толерантность, коллективизм, ответственность и творческое отношение к делу.