Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа
Авторы: Пластун Наталья Анатольевна, Бабенко Светлана Васильевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 29.01.2015
Статья просмотрена: 2322 раза
Библиографическое описание:
Пластун, Н. А. Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа / Н. А. Пластун, С. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7251/ (дата обращения: 15.11.2024).
Истинные преподаватели — это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы. Под влиянием любви и симпатии они забывают самих себя и живут ради детей, счастливые души которых вверены их любящим рукам. И в каждом уроке, в каждом слове, в каждом взгляде они выражают то свое воодушевление идеалом, которое придает смысл их трудному призванию.
Мы все родом из детства, юношества, а значит и из студенчества. Вспоминая это, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в студенческие годы. Добрая память остается о том преподавателе, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями-предметниками, организация досуга учащихся и многое другое являются сферами заботы классного руководителя колледжа. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития учащегося, становления его мировоззрения.
Те, кто сегодня работает в средних профессиональных учебных заведениях, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни в группе надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители.
Сфера формирования учебной группы — это, прежде всего, мир активного межличностного взаимообмена, коммуникации, где каждый учащийся обладает не только своим «пространством общения», но и четко обозначенным полем притяжения и отталкивания. Какую роль играют в нем социально-личностные и характерологические свойства классного руководителя, едва ли не главного действующего лица из тех, кому общество вверяет духовное, нравственное, эстетическое, физическое развитие молодого поколения? На это мы решили обратить внимание и выяснить мнение, как преподавателей, так и учащихся колледжа.
Какие же черты должны быть присущи классному руководителю как профессионалу, способствующему успешной социализации молодежи в стенах нашего колледжа (особенно, когда у некоторой части уже отбито всяческое желание контактировать с классными руководителями за годы обучения в школе!). Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету:
1. Каким должен быть классный руководитель?
2. Какие требования сейчас предъявляются временем и обществом к современному классному руководителю?
3. Чего вам не хватает, чтобы стать «эффективным» классным руководителем?
4. Кого из коллег вы могли бы назвать успешным классным руководителем и почему?
5. Как выглядит «неэффективный» классный руководитель?
6. С чем нужно бороться нашим классным руководителям, чтобы учащиеся ощущали себя рядом с ним «комфортно»?
Классный руководитель по мнению наших преподавателей должен быть «умным, добрым, исполнительным, грамотным, творческим, воспитанным, коммуникабельным, авторитетным для коллег и учащихся, знающий свое дело в совершенстве, ответственным, гуманным, честным, всесторонне развитой личностью, хорошим психологом».
Среди требований, предъявляемых временем и обществом, названы «мобильность и универсальность, профессионализм, гибкость мышления, стремление к постоянному обновлению, принципиальность, ответственность, работоспособность, энергичность, всесторонняя развитость, умение использовать новые технологии, учитывать передовой опыт новаторов».
Чтобы стать эффективным классным руководителем нашим педагогам не хватает исполнительской дисциплины, настойчивости, решительности, опыта, профессиональных знаний, «сдержанности, когда сталкиваются с негативными поступками учащихся», систематичности, последовательности в жизни и работе.
В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам преподавателей отдаются делу полностью, целиком, не считаясь со временем, знают «чем дышит и живет» каждый учащийся группы.
Черты «неэффективного» классного руководителя определены следующим образом: «необязательность, ленивость, нет системы в работе, несдержанность, неуважение к учащимся, отсутствие творческого подхода, грубость, черствость, незаинтересованность в результатах труда, отсутствие контакта с учащимися и, соответственно, отдачи от них, некомпетентность, работа по — старинке, те кто рассматривает классное руководство как наказание».
И, наконец, бороться классным руководителям необходимо «с утратой ощущения чувства молодости души, с авторитарным отношением к учащимся, занудством и педантичностью, эгоизмом, проявлением эмоций, самовлюбленностью, с предвзятым мнением, стараться понимать учащихся с точки зрения настоящего времени, их горести и радости, жить интересами детей».
Мнение учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Каким должен быть классный руководитель?
2. Чего не хватает вашему классному руководителю, чтобы стать лучше?
3. Кого вы считаете «успешным классным руководителем»?
4. Как выглядит «неэффективный» классный руководитель и есть ли такие в нашем колледже?
5. Что для вас значит ваша группа?
В первую очередь наши учащиеся хотят видеть классного руководителя умным, понимающим, добрым, отзывчивым, сдержанным, вежливым, спокойным, честным, активным, умеющим понять и помочь, справедливым, не выделяющим любимчиков, в меру строгим, внимательным, собранным. Было и такое мнение, что если колледж это второй дом, то и классный руководитель должен быть второй матерью.
А вот что считает по этому поводу педагогическая наука. Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.
Для классного руководителя всегда важна внутренняя психологическая сторона дела, вначале он пытается понять точку зрения учащегося, а затем уже действовать на основе этого понимания, группа и ее реакция является для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации, он доверяет учащемся и считает их способными решать — причем вполне адекватно — свои жизненные проблемы, ожидает от них проявления дружелюбия, а не враждебности, учащийся для него всегда личность, обладающая достоинством. Т. е. классный руководитель должен воспринимать группу и их поведение исходя из общей благожелательной установки. Классным руководителем учащиеся должны оцениваться скорее как способные, чем неспособные, дружелюбные, чем недружелюбные, достойные уважения, чем не заслуживающие его, более склонные сотрудничать, чем «ставить палки в колеса», и наконец, он видит в учащихся людей, на которых можно положиться.
Установлено, что «хорошими» считаются классные руководители, обладающие эмоциональной стабильностью, личной зрелостью и социальной ответственностью. Поэтому выделяют следующие личностные качества, необходимые для эффективной работы:
1. стремление к максимальной гибкости
2. способность понимать чувства других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды
3. умение придать личностную окраску воспитанию группы
4. установка на создание позитивных стимулов для само восприятия учащихся
5. владение стилем неформального, теплого общения с учащимися
6. эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Колледжу в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и — на что особенно важно обратить внимание — язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у учащихся в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т. е. мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе колледж едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.
Таким образом, коллективный портрет «эффективных классных руководителей» выглядит следующим образом: это исключительно позитивно настроенные, энергичные люди, с гораздо большим запасом энтузиазма в работе, чем у коллег в среднем. Ответственное отношение к работе с группой сочетается у таких педагогов с верой в способности своих учащихся. Безусловно позитивное отношение ко всем учащимся генерирует познавательный процесс у молодежи, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагогов. «Этот цикл повышенных ожиданий, достигнутого успеха, вознаграждения и дальнейшей мотивации выступает как ключевой фактор, удерживающий высококвалифицированных преподавателей в колледже».
Совершенно очевидно, что определенные внутренние присущие личности особенности и органические черты характера могут давать явное преимущество некоторым преподавателям по сравнению с другими, однако в рамках профессии педагога большинство людей могут научиться «действовать эффективно». Важнейшим показателем высококвалифицированной педагогической работы остается стремление или желание быть хорошим преподавателем. В конечном счете, профессиональный успех предопределяется самой личностью.
«Эффективные классные руководители» есть в каждом учебном заведении. Именно они живут, работают, борются и успевают, вкладывая в каждого учащегося частичку своей души. К таким классным руководителям приходят еще «трудные», не поддающиеся на контакт учащиеся, которые, как правило, поступили в колледж не по своей инициативе. Благодаря благоприятному климату, который создан в группе этими классными руководителями, выпускаются целеустремленные, уверенные в себе, уже «взрослые люди».
Есть и молодые преподаватели, которые часто ошибаются, но учатся на своих ошибках, их любят учащиеся и пытаются быть на них похожими, их боятся и обожают одновременно, но в итоге вместе они добиваются конечной цели — это создание одного единого коллектива.
В конце учебного года мы в качестве рефлексии попросили учащихся своих групп продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в плане воспитательной работы на следующий год, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современной молодежью, то есть они понимают, как непросто быть воспитателем.
Таким образом классным руководителям необходимо Разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия: Раритет, 1997. — 702 с.
- Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с.